Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.

Оглавление

Введение 3 Глава I. Основные методы управления 5 1.1 Понятие «метод управления». Классификация. 5
1.2 Состав и структура 9 Глава II. Методы управления в ООО «Вената» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Организационная структура управления 21
2.3. Методы управления на предприятии 22
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложения 30

Файлы: 1 файл

захарова Методы управления.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                       3       Глава  I.  Основные методы управления                                                                  5                                                         1.1 Понятие «метод управления». Классификация.                                                 5

1.2 Состав и структура                            9                                                                                    Глава II. Методы управления в ООО «Вената»                 20

2.1.    Краткая характеристика предприятия                 20

2.2.    Организационная структура управления             21

2.3.    Методы управления на предприятии            22

Заключение                                                                                                         26

Библиографический список            28

Приложения    30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема настоящей курсовой работы  «Методы управления».  Выбранная тема является весьма актуальной в наше время, так как методы управления – это неотъемлемая часть современного менеджмента.

В  «Словаре иностранных  слов», менеджмент переводится на русский  язык, как «управление производством» и как «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения эффективности производства и его прибыльности». Менеджмент учит тому, как зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач добиться успеха в управлении предприятием.

Главной целью деятельности любой организации является получение  прибыли. Но эффективная работа не возможна, если она не структурирована и  не регулируется принципом ведения  управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы управления. Использование методов управления позволяет осуществлять управленческие функции, что обогащает теорию и практику менеджмента. Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы, возникающие на предприятиях в новых рыночных условиях, не представляется возможным решать без современного профессионального менеджмента и методов управления.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и  способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.

Они характеризуются  направленностью, содержанием и  организационной формой.

В соответствии с данной целью, были поставлены следующие задачи:

  1. изучить сущность методов управления;
  2. рассмотреть эволюцию методов управления;
  3. проанализировать основные методы управления.

Объект курсовой работы: методы управления в менеджменте.

 Предметом выступает общество с ограниченной ответственностью «Вената».

При выполнении работы использовались такие методы, как анализ, синтез, описание, изучение документации.

Методологической базой  для написания контрольной работы послужили труды следующих авторов: Вершигора  Е. Е., Веснина В. Р., Виханского О. С. и других.

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные методы управления

 

    1. Понятие «метод управления». Классификация.   

Осуществление процесса управления невозможно без использования  разнообразных способов, приемов  и подходов для эффективного выполнения функций управления. Если рассмотреть подробнее способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, то можно увидеть, что они и выступают как методы менеджмента.

Именно методы управления, отвечая на вопрос, как выполнять  управленческую работу, позволяют сформировать систему правил, приемов, подходов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Итак, раскроем подробнее понятие «метод управления».

Понятие «метод управления»  неразрывно связано с этимологией  слова  «метод», греческого происхождения  «method», и имеющего два значения:

  • способ достижения цели;
  • прием, способ или образ действия.   

В зависимости от отдельных  отличительных признаков по направленности и содержанию методов в науке  имеются различные классификации  и формулировки понятия «методы  управления».

Методы управления представляют собой способы или приемы целенаправленного  воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов. Авторы учебника «Управление организацией» под методами управления понимают «способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей» [24, с. 91]. Также можно привести несколько определений из других источников: «методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством»[16, с. 62]; «методы управления - система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации»[23, с. 196].

Реализация функций  и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. В управленческой деятельности методы управления занимают особое место, помогая выполнять ту или иную управленческую работу наиболее эффективно, сокращая затраты времени на целеполагание и целереализацию.

В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:

  • целенаправленности, т.е. применение должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности;
  • реализуемости, т.е. должна присутствовать возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод воздействия в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;
  • адаптивности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации;
  • эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку мероприятий, реализующих метод.

Таким образом, в теории и практике менеджмента существует огромное количество подходов к определению  понятия «методы управления». Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему  сформировать систему правил, приемов  и подходов, повышающих эффективность деятельности организации.

Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Они формируют  экономические и социальные интересы, взаимоотношения между людьми и  их правовые отношения. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Для  управления важна  классификация методов процесса управления. Методы процесса управления – способы выполнения отдельных  операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам  процесса управления относятся:

  • метод управления по целям;
  • методы разработки и оптимизации управленческих решений;
  • методы прогнозирования и планирования [11, с. 152].

Метод управления по целям  является наиболее эффективным и  популярным на Западе. Метод управления – это метод воздействия субъекта управления  на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления [2, с. 27]. Управление по целям является методом повышения эффективности организации, а также представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения  отрицательной реакции людей на контроль путем участия их в этом процессе. Данный метод помогает реализовать стратегию путем улучшения связи между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.

К группе методов  разработки и оптимизации управленческих решений  относятся 4 подгруппы:

  1. Методы постановки проблем (методы сбора, хранения, обработки и анализа информации; метод факторного анализа; метод моделирования);
  2. Методы разработки вариантов решений (метод номинальной групповой техники, метод Дельфи, метод мозговой атаки,);
  3. Методы выбора решений (экономико-математический метод; система взвешенных критериев);
  4. Методы организации выполнения решения (составление плана реализации, методы прямого воздействия, методы материального стимулирования, методы контроля выполнения работ).

Следующая группа – это  методы прогнозирования и планирования. На практике применяется  несколько методов прогнозирования. Самые известные из них, это метод экстраполяции тенденций, метод математического моделирования и метод экспертных оценок [1, с 48]. Эти методы позволяют обосновать, сопоставить различные варианты развития потенциала фирмы, рынков и определить возможные стратегии в различных сферах. Что касается методов планирования, то их можно представить в виде схемы:

 





 

                   

 

Схема 1 - Методы планирования

 

Существует достаточное  количество классификаций методов  управления, но наибольшее значение имеет  классификация на основе объективных  законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют следующие методы управления, которые приведены в схеме 2:

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                       


                          


 

                               

 

 

 

Схема 2 – Основные методы управления

 

Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как  дополняющие друг друга [13, с. 59].

 Таким образом, в теории и практике менеджмента существует огромное количество подходов к определению понятия «методы управления». Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать систему правил, приемов и подходов, повышающих эффективность деятельности организации.

 В практике управления, как правило, применяют различные  методы и их сочетания. Поэтому методы менеджмента очень тесно связаны друг с другом, и образуют в совокупности определенную систему, находясь в постоянном динамическом равновесии.        

 

1.2  Состав и структура                                                                                                                    

 

Наиболее распространенным подходом классификации  методов  управления является подход, при котором  различают: административные, экономические  и социально-психологические методы, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал [27, с. 163].

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность (см. приложение 2).

Организационные воздействия  основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся: устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

Те  предприятия, которые  не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желание неукоснительно соблюдать  «писаные инструкции» и работать по правилам, утвержденным администрацией.

Информация о работе Методы управления