Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
Введение 3 Глава I. Основные методы управления 5 1.1 Понятие «метод управления». Классификация. 5
1.2 Состав и структура 9 Глава II. Методы управления в ООО «Вената» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Организационная структура управления 21
2.3. Методы управления на предприятии 22
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложения 30
Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Поэтому в работе с персоналом необходимо учитывать следующие социологические методы: мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Социально-психологические методы выражаются в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства. Базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».
Таким образом, административные методы имеют прямой характер воздействия, они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Однако в целом данные способы управления, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления взаимосвязаны и используются в комплексе [20, с. 189].
Глава II. Методы управления в ООО «Вената»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Вената» - сеть магазинов непродовольственных товаров. ООО «Вената» образовано на основании действующего законодательства РФ в соответствии с учредительным договором участников от 11 августа 2003 года и действует на основании устава[24, с. 2].
Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Вената».
Общество является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет обособленное имущество; приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет ответственность; может быть истцом и ответчиком в суде; вправе совершать любые, не противоречащие законодательству, уставу и учредительному договору сделки на территории России и зарубежных стран.
В соответствии со своим уставом общество может заниматься следующими видами деятельности:
2.2. Организационная структура управления
Схема 3 – Организационная структура ООО «Вената» [24]
Как показывает данная схема, организационная структура ООО «Вената» построена по линейно – функциональному типу.
У начальника охраны находятся в подчинении лица, охраняющие магазины, в количестве 6 человек.
Коммерческий директор занимается вопросами снабжения и сбыта, координации деятельности работы магазинов. У него в подчинении находятся начальник снабжения, занимающийся непосредственно закупкой товаров, а также заместитель, обязанностями которого является управление магазинами через заведующих магазинами. В свою очередь, заведующие магазинами занимаются текущими вопросами деятельности своих структурных подразделений. Помимо этого, в обязанности коммерческого директора входит отслеживание изменения тенденций на рынке, поиск новых товаров, пользующихся повышенным спросом, а также отслеживание действий конкурентов.
Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером занимается финансовыми вопросами деятельности предприятия, в том числе и составлением текущих финансовых планов. В подчинении главного бухгалтера находятся 3 бухгалтера.
Вопросами управления персоналом занимается отдел кадров во главе с начальником отдела кадров. В подчинении начальника отдела кадров находятся два инспектора по труду. Требования к персоналу определены тарифно-квалификационными справочниками, положениями об отделах и структурных подразделениях, должностными и рабочими инструкциями.
2.3. Методы управления на предприятии
В качестве методов управления,
применяемых непосредственно к
этому обществу можно выделить административные,
экономические и социально-
Деятельность по управлению ООО «Вената» невозможна без разумного применения административных методов. Административные методы управления сетью магазинов реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных через приказы, распоряжения, различные правила, положения и нормативы, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением. Данные методы призваны обеспечить надлежащую дисциплину и ответственность. Административные методы регламентируются правовыми актами трудового законодательства, основными целями которого являются:
В ООО «Вената» применяются три формы проявления административных методов управления:
Как правило, это прямые задания и распоряжения руководителей, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей.
В сети магазинов «Вената» административные методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления.
Экономические методы управления играют в ООО «Вената» важную роль, это объясняется тем, что предприятие действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. На основе анализа этих двух методов, было выявлено то, что они обеспечивают хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность ООО «Вената», а также оплата труда осуществляется за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием.
В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности является прибыль. Валовая прибыль – это источник средств возмещения текущих затрат, измеряемая в абсолютном показателе – рублях. Уровень валовой прибыли является одним из показателей эффективности деятельности организации, который показывает величину торговых наложений, приходящихся на рубль реализации. Разницей между валовой прибылью и валовыми издержками предприятия является чистая прибыль. После выплаты части прибыли по обязательствам предприятия, все, что осталось, поступает в распоряжение предприятия. Далее уже производятся выплаты на развитие производства, оплату труда и социальные нужды.
С помощью экономических методов управления формируются такие условия, при которых трудовой коллектив ООО «Вената» побуждается к эффективной работе экономическим стимулированием.
Что касается применения
социально-психологических
Также важным средством воздействия на коллектив в ООО «Вената» является убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать поведение и отношения людей в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем магазинов «Вената» внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения коллектива. Необходимость использования этих методов очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, принимать оптимальные управленческие решения.
Успех деятельности ООО «Вената» зависит от правильного применения различных форм социально-психологических воздействий, которые и формируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия на данном предприятии используются:
В итоге проведения социально-психологических методов можно заметить, что просто необходимо использовать эти методы при управлении предприятием в сфере торговли, для которой крайне важны взаимоотношения между работниками внутри коллектива. Ведь, имея плохие отношения между собой или недовольство со стороны руководства, работники непроизвольно будут переносить свои эмоции на клиентов, что совершенно недопустимо при непосредственном контакте с людьми, который и имеет место в ООО «Вената».
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства трех групп методов – административных, экономических и социально-психологических.
Подводя итог, можно сказать о том, что поставленные задачи были выполнены, т.е. изучена сущность методов управления и проанализированы основные методы. Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия «методы управления». Наиболее известным определением является следующее: методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность организации.
В теории менеджмента существует достаточное количество классификаций методов, но на практике выделяют следующую значимую группу методов, называемых также методами воздействия: административные, экономические, социально-психологические. С помощью административных методов осуществляется управленческое воздействие на персонал, основанное на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Экономические методы управления являются способами воздействия на основе использования экономических законов, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, материальное стимулирование и ценные бумаги. Что касается социально-психологических методов управления, то они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Выражаются данные методы в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.