Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:45, доклад

Краткое описание

Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.
Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.
Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.

Файлы: 1 файл

Методы управления.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
  1. Методы управления

Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.

Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.

Высшей  потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

  • скорость достижения цели;
  • вероятность достижения цели;
  • отношения подчинения;
  • личность управляемого;
  • личность управляющего;
  • экономическую самостоятельность;
  • климат в коллективе.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл.).

Методы менеджмента

 

В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Экономические методы менеджмента

 

Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют  социально-экономической природе  предприятия и являются средством  развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов  в рыночных условиях объясняется  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов  менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов .

 

Административно-правовые методы менеджмента

Административно-правовые методы менеджмента  – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.

Административно-правовые методы опираются на следующие системы:

• систему  законодательных актов страны и  региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;

• систему  нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;

• систему  планов, программ, заданий, так как  их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;

• систему  оперативного руководства (власти). Данная система включает:

– распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

– популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;

– делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;

– участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Административно-правовые методы менеджмента  представляют собой:

  • организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
  • распорядительное воздействие;
  • организационно-распорядительное воздействие.

Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2

 

Административное воздействие  определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Эффективное делегирование  полномочий

 

Цели административного воздействия:

  • регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;
  • постановка задач исполнителям;
  • контроль за выполнением задач.

 

Действенность организационного воздействия зависит  от четкости составления должностных  инструкций, правильности установленных  норм и нормативов (рис. 4.4).

 

Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия

 

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Характеристика распорядительного  воздействия

 

Особую  роль играет организационно-распределительное  воздействие (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного  воздействия

 

Итак, административно-правовые методы прямо  воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

Социально-психологические  методы менеджмента

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов (табл.).

Общая характеристика социально-психологических  методов

 

В основе использования социально-психологических  методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из  социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно  решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт  зарубежных стран показывает, что  отношения партнерства более  эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное  неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание  социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда  и уровня жизни.

Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Социологические методы управления

 

Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.

 

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Исследования показывают, что результат  производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.

Психологические методы управления представлены на рис. 4.8.

Рис. 4.8. Психологические методы управления

 

Социально-психологические методы направлены на решение следующих  задач:

  • повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
  • формирование благоприятного социально-психологического климата;
  • эффективное использование различных форм морального поощрения;
  • воздействие на групповое самосознание коллектива.

Информация о работе Методы управления