Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

В наше время система руководства нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в системе управления организацией в целом. Также происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями.

Оглавление

Введение 3
1. Методы управления 6
1.1 Экономические методы управления 6
1.2 Административные методы управления 9
1.3 Социально- психологические методы управления 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная работа Методы управления.docx

— 38.13 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Менеджмент.

Тема: Методы управления. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

Введение             3

  1. Методы управления          6
    1. Экономические методы управления                6
    2. Административные методы управления       9
    3. Социально- психологические методы управления     12

 Заключение            16

Список  использованной литературы        18 
 
 
 

 

    Введение 

     В наше время система руководства  нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в  области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в системе управления организацией в целом. Также происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями.

     Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.

     В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения  и интеллект людей. Речь идет о  целенаправленном воздействии на людей  с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и  производительную силу.

     Другими словами, управление – это человеческие возможности, с помощью которых  лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей  организации.

     В системе мер реализации экономической  реформы особое значение придается  повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный  научный фундамент, использованию  накопленного в течение многих лет  отечественного и зарубежного опыта.

     В России управление предприятиями имеет  много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности их современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции. Однако, определяющим фактором является формирование и развитие рынка, товарно-денежных отношений, которые получат полное развитие лишь в условиях широкого применения оптовой торговли средствами производства, введения конвертируемости рубля, стабилизации рыночных цен, эффективного использования инструментов финансово-кредитного механизма.

     До  недавнего времени это понятие  практически отсутствовало в  управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили  прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т. д. Но отделы кадров, как правило, имели  низкий организационный статус, являлись слабыми в профессиональном отношении. Они были структурно разобщены с  другими подразделениями, которые  выполняли функции управления кадрами (отдел труда и заработной платы, юридический отдел и др.). И, как  следствие, он не являлся ни методическим, ни информационными, ни координирующими  центром кадровой работы организации.

     Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу. Руководитель должен сочетать понимание  общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководителю необходимо понимать и учитывать  критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние  организации на общество.

     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

     Методы  управления – это способы воздействия управляющей подсистемы- субъекта управления- на управляемую подсистему- объект управления (работник, коллектив, организационно- экономический объект управления) для достижения поставленных целей.1 

      В теории управления вопрос о методах  управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация  имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры  и степени централизации и  децентрализации, установления круга  прав и обязанностей структурных  звеньев (отделов, секторов, групп), каждого  управленческого работника и  др.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

     Вышеизложенное  определяет актуальность данной работы. Различают экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами  и результативностью воздействия  на персонал.

     Объект  исследования данной работы – методы управления.

 

  1. Методы  управления
    1. Экономические методы управления
 

    Экономические методы управления представляют собой  совокупность способов воздействия  на экономические интересы объекта  управления, основанных на сознательном использовании требований экономических  законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

    -методы, используемые федеральными и региональными органами;

    -методы, используемые предприятиями (организациями).

    К первой группе относятся налоговые  системы и кредитно-финансовые механизмы  страны и региона, т.е. экономические  факторы внешней среды предприятия.

    Вторую  группу составляют:

    -система материального поощрения работников;

    -система ответственности за качество и эффективность работы;

    -экономические нормативы функционирования предприятия (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.2

     Действие  экономических методов управления основано на материальной заинтересованности исполнителей и руководителей в  результатах своего труда. Наиболее важным элементом системы экономических  методов управления является материальное стимулирование. Вся совокупность материальных стимулов может быть условно разделена  на две основные группы. Первую группу образуют материальные стимулы прямого  воздействия, вторую – материальные стимулы косвенного воздействия. Самые  распространенные материальные стимулы  прямого воздействия – это  заработная плата и премии.

     Заработная  плата представляет собой цену живого труда, которую работодатель выплачивает  своим работникам за выполненные  трудовые операции.

     Действующее Российское законодательство определяет, что заработная плата каждого  работника зависит от его личного  трудового вклада и качества труда  и максимальным пределом не ограничивается. Кроме того, предусмотрены равные для всех граждан условия оплаты труда, то есть запрещено снижение размеров оплаты труда работников в зависимости  от пола, возраста, расы, религиозной  принадлежности и так далее.

     Премии  – это вид материального поощрения, который непосредственно зависит  от результатов труда конкретного  работника или организации в  целом. Премиальные системы закрепляются путем локального регулирования  в соответствующих положениях. Положения  устанавливают конкретные показатели и условия премирования, при выполнении которых у работника возникает  право требовать соответствующую  премиальную выплату, а предприятие  обязано ее произвести. Положения  о премировании определяют показатели и условия премирования с учетом задач, которые характерны для данной категории работников в процессе достижения конечного высокого результата труда. Так, рабочие премируются  за выполнение производственных заданий, сбережение сырья, материалов, энергии; за рост производительности труда, повышение  качества производимой продукции, освоение новой техники и технологии. Работники  службы технического контроля премируются  в зависимости от показателей  качества продукции. Условия и показатели премирования руководящих работников, специалистов, служащих связывают их право на премирование с высокими конечными результатами, внедрением новейших достижений науки и техники  в производство, ростом производительности труда, эффективным использованием производственного потенциала и  т.д. При определении заработка, на который начисляются премии, в  него включаются помимо тарифной ставки и оклада доплаты и надбавки к  ставке (окладу): за работу в неблагоприятных  условиях, интенсивность труда, работу в ночное время, за совмещение профессий, выполнение обязанностей бригадира, увеличение объема работ, за высокое профессиональное мастерство, за классность, выполнение особо важной работы, за ученую степень, персональная надбавка и др. В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации.

     К материальным стимулам косвенного воздействия  можно отнести все виды материальных поощрений, которые не связаны с  непосредственной передачей денежных средств от работодателя к работнику. Например, бесплатные обеды, компенсации  затрат на санаторно-курортные мероприятия, выделение целевых кредитов на приобретение жилья и тому подобное.

      Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал  работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

     Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального  интереса, что снижает мотивацию.

 

 

    1.2 Административные методы управления 

     Административные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Административно–распорядительная, организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения.

     Административные методы воздействия призваны:

     1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность  работы управленческого аппарата.

     2. Поддерживать необходимый распорядок  в работе предприятия, приводить  в действие постановления, приказы  и решения руководящих лиц.

     3. Проводить работу с кадрами,  реализовывать принятые решения.

     Административные  методы управления опираются на:

     - систему законодательных актов федерального и местного значения;

     - нормативно-директивные и методические документы организации (приказы, распоряжения и указания руководителя);

     - планы, программы и задания;

     - оперативное руководство.

     В систему законодательных актов  входят конституционные и федеральные  законы, указы президента, постановления  правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной  власти для обязательного применения на территории всей страны и ее отдельных  субъектов. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы  к менеджменту, охватывающие все  теоретические и практические аспекты  управления.

Информация о работе Методы управления