Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

В наше время система руководства нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в системе управления организацией в целом. Также происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями.

Оглавление

Введение 3
1. Методы управления 6
1.1 Экономические методы управления 6
1.2 Административные методы управления 9
1.3 Социально- психологические методы управления 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная работа Методы управления.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

     Систему нормативно-директивных и методических документов организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и  действующие только в данной фирме.

     Обязательные  атрибуты нормативно-директивных документов фирмы - это цель составления документа, основание для его разработки, место данной цели (задачи, функции) в системе менеджмента, возможный  круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, контролирующее лицо, санкции за неисполнение, источники  информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены  конкретные методы осуществления рабочих  операций.

     Система взаимосвязанных планов, программ и  заданий тоже относится к административным методам менеджмента, так как  они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем  системы управления организации.

     Наряду  с рассмотренными выше тремя административными  методами менеджмента, в настоящее  время широко применяется оперативное  управление, основанное на личной власти руководителя и заключающееся в  отдании им устных распоряжений в  рамках координирования текущей  деятельности работников.

      Административные  методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей  в случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации  управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Это  особенно актуально в больших  многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные  предприятия.

      В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и  частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение  последних лет и несвоевременная  выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычною уклада жизни в семье.

      Основные  достоинства метода:

      1) обеспечивается единство воли  руководства в достижении цели;

      2) не требует крупных материальных  затрат;

      3) в малых организациях оперативно  достигаются цели и обеспечивается  быстрая реакция на изменение  внешней среды.

      Недостатки  метода следующие:

      1) подавляется инициатива, творческая  работа;

      2) отсутствуют действенные стимулы  труда и могут возникать антистимулы

 

    1.   Социально- психологические методы управления
 

     Социально-психологические  методы основаны на комплексном использовании  в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп.3 По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

     Современная концепция управления выдвигает  в качестве приоритетов: сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центре стратегической концепции  управления персоналом находится человек  как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким  является персонал современной организации, не может рассматриваться с позиций  содержания только его формальной структуры  и разложения ее на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, превалирующее  значение имеет поведенческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию  к труду и достижению поставленных целей. Причинами, побуждающими людей  объединиться в организации и  взаимодействовать в их формальных рамках, являются физические и биологические  ограничения, свойственные каждой отдельной  личности, и цели, достижение которых  требует коллективных усилий. Объединяя  свои усилия, каждый сотрудник дополняет  друг друга и влияет тем самым  на поведение организации в целом  с целью повышения ее эффективности.

     Главная роль в рассмотрении жизнедеятельности  персонала в структуре организации  принадлежит науке об управлении. Комплексное решение проблем  организации требует учитывать, что в ее состав входят объекты  двоякой природы:

     • факторы, определяющие социально-психологическую  структуру организации (персонал с  совокупностью индивидуальных способностей, интересов, мотивов поведения, неформальных отношений и т.п.);

     • факторы производственной структуры (предметы и орудия труда, технологические  нормативы и т.д.).

     Целевой задачей теории управления является изучение влияния индивидуального  и группового поведения на функционирование организации.

     Психология  изучает и прогнозирует поведение  индивида, возможности изменения  поведения личности, выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям или поступкам людей. Современная психология делает акцент на приемы восприятия, обучения и тренировки, выявление нужд и разработку мотивационных  методов, оценку степени удовлетворенности  работой, психологические аспекты  процессов принятия решений.

     Исследования  в области социологии расширяют  представления о персонале, как  социальной системе, где индивиды исполняют  свои роли и вступают в определенные взаимоотношения. Существенным является изучение группового поведения, актуальными  становятся социологические выводы и рекомендации в части групповой  динамики, процессов самореализации, коммуникаций, статуса и власти.

     Вопросы причинно-следственных связей в групповой  деятельности персонала изучает  социальная психология. Для оценки эффективности групповой деятельности исключительно важным является анализ изменений позиций людей, форм коммуникаций, путей удовлетворения индивидуальных потребностей через групповую деятельность.

     Вклад антропологии в психологию управления заключается в изучении функции  культуры общества как социальной памяти прошлого, лежащей в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся  в групповой деятельности.

     Экономические науки дают возможность формировать  цели и стратегию персонала, обосновывать методы экономического стимулирования, строить и реализовывать структуры  вознаграждения.

     Юридические науки дают представления о системе  социальных норм и различных аспектах правового регулирования трудовых отношений. В процедурах управления ключевую роль играют регламенты –  внутрифирменные правила взаимодействия, регулирующие на правовой основе групповую  и индивидуальную деятельность.

      Результаты  производственных успехов во многом определяются социально-психологическим  климатом в коллективе, удовлетворением  культурных, бытовых и других потребностей работающих.

      Социально-психологические  методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:

      воздействие руководителя на межколлективные отношения;

      изучение  зависимости деятельности коллектива от его структуры;

      изучение  условия включения в коллектив  новых членов;

      изучение  психологических особенностей различных  форм коллективного труда;

      учет  влияния дисциплинарной практики и  других факторов на настроение коллектива;

      влияние стиля руководства на взаимоотношения  членов коллектива;

      влияние отдельной личности в коллективе;

      психологические основы авторитета личности.

      В практике управления применяются различные  социологические методы и приемы исследований. Особое распространение  получили:

      метод научно-технических конференций;

      анкетирование;

      интервьюирование  и личное наблюдение;

      социальный  эксперимент;

      социальное  стимулирование.

      Формирование  и совершенствование производственного  коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем  в процессе управления.

      Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости руководитель должен уделить  внимание следующим факторам:

      наличию конкретной цели в деятельности коллектива, которая бы ясно и четко воспринималась всеми работниками;

      традициям и опыту коллектива.

      Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и  отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны  с другими методами управления.

      Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед  людьми.

      Социально-психологические  методы - управленческие отношения  субъекта и объекта договорные без  материальной основы.

      Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает  его.

      Достоинства метода:

      1) включаются механизмы трудовой  мотивации, не связанные с удовлетворением  материальных потребностей;

      2) практически не требуются материальные  затраты.

      Недостатки:

      1) не используются стимулы, опирающиеся  на материальные потребности  людей;

      2) трудно прогнозировать результаты. 
 
 
 
 

     Заключение 

     В условиях рыночной экономики, став объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у  себя систему управления, которая  обеспечивает ему высокую эффективность  работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения на рынке. В  этой связи очень важное значение приобретают избранные руководством организаций методы управления, которые  можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых  позволяет обеспечить нормальное и  эффективное функционирование управляющей  и управляемой подсистем системы  управления.

     Для современного менеджмента характерно применение методов управления, которые  можно условно разделить на три основные группы: административные, экономические и социально-психологические. Административные методы представляют собой систему способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т.е. аппарата управления и всех элементов организации. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности руководителей и исполнителей в результатах своего труда. Социально- психологические методы предполагают воздействие на потребности человека высшего уровня. Основу таких потребностей составляют потребности в самовыражении.

Информация о работе Методы управления