Банковский маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений банковского маркетинга в России и выявление перспектив его развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Организация маркетинга в коммерческих банках…………………5

1.1.Сущность, цель и задачи банковского маркетинга………….…...5

1.2.Особенности банковского маркетинга по видам операций

коммерческого банка……………………………….…………..…8

1.3.Стратегии банковского маркетинга………………………..…..…12

Глава 2. Анализ основных направлений банковского маркетинга России..16

2.1. Конкуренция на банковском рынке……………………………....16

2.2. Банковская реклама……………………………………………..…20

2.3. Особенности банковского маркетинга при формировании

инновационной политики………………………………….....…...32

Заключение…………………………………………………………..……..….36

Список использованных источников и литературы…………………...…....38

Приложение 1……………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

курсовая по Банковскому Маркетингу.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Инновация как элемент маркетинга в региональ­ном банке подразумевает: постоянное совершенствование, обновление банковского продукта на основе меняющихся потребностей клиентов банка; создание нового банковского продукта, ориентированного на нужды клиентов; разработку новых банковских технологий, удовлетворяющих потребности клиентов.[21,c.69]

В связи с тем, что региональные банки имеют ограниченные собст­венные источники для инвестиций, направляемых на разработку и внед­рение инновационных банковских технологий, то повышается актуальность их эффективного использования. Поэтому перед банками стоит задача выбора эффективных направлений инновационной политики за счет со­вершенствования процесса ее формирования.

Cсовершенствование процесса формирования и про­ведения региональными коммерческими банками инновационной полити­ки требует системного подхода, основным элементом которого должно стать использование маркетинговой концепции.

Несомненно, что при выборе той или иной концепции управления бизнесом банк должен учитывать и организационные особенности реги­онального банковского маркетинга, которые заключаются в следующем:

Коммерческий банк, проводя маркетинговые исследо­вания, изучает конкретный регион, в котором он функционирует, в то время как банкам, имеющим свои филиалы в различных регионах, при­ходится проводить более широкие исследования.

Результаты маркетинговых исследований, проводимых банками, должны быть более точными, так как от этого зависит выбор или корректировка его инновационной политики в условиях недостаточ­ности собственных ресурсов, что в меньшей степени относится к мос­ковским банкам,  имеющим  возможность перераспределять ресурсы из одного филиала в другой.

В связи с ограниченностью рынка банковских услуг рамками региона, ответственность сотрудников банка, осуществляющих мар­кетинговые исследования, должна быть намного выше, так как на основе полученных ими результатов принимаются маркетинговые решения, свя­занные с вложением средств в инновационные проекты банка, от выбора которых в конечном итоге зависит его прибыль. У московских же банков более широкий выбор для инвестирования, поэтому, их маркетинговые исследования рассредоточиваются вширь, в то время, как у региональных банков — вглубь.

Региональному банку необходимо изучать своих клиентов, их по­требности и затем под эти потребности разрабатывать банковские про­дукты. Крупные же московские банки выходят на региональный рынок с готовыми продуктами, разработанными для потребностей не региональных, а московских клиентов. Поэтому инновационные политики этих банков отличаются, в чем проявляется и особенность маркетинга.[16,c.32]

Учитывая эти особенности, можно выделить основные направления маркетинговой деятельности коммерческих банков, направленной на фор­мирование и реализацию инновационной политики:

           анализ внешней среды — это прежде всего анализ социально-экономического положения региона, отдельных отраслей, предприятий, а также прогноз их развития;

           анализ конкурирующих банков с целью изучения их инновационных услуг;

           изучение потребностей клиентов банка в инновационных услугах;

           анализ внутреннего состояния банка для корректировки проводимой   инновационной политики;

           разработка инновационных банковских продуктов и комплексов маркетинга;

           проведение рекламных кампаний, мероприятий по стимулированию сбыта инновационных продуктов, продвижению их на рынок.

Эти направления позволяют предложить основные принципы  банковского маркетинга, используемые при разработке и про­ведении инновационной политики:

1. анализ ситуации рынка;

2. анализ состояния банка;

3. изучение потребностей в банковских продуктах определенных сег­ментов регионального рынка;

4. учет требований существующих и потенциальных клиентов банка при разработке инновационных банковских продуктов;

5.           создание банковских продуктов и выход их на рынок.

Банковская практика показала, что наиболее эффективным методом является тот, при котором продается не столько банковский продукт, сколько способ решения проблемы кли­ента банка. Особо следует от­метить важность применения инструментов стимулирования и продвиже­ния инновационных продуктов как одного из методов регионального маркетинга.

Итак, маркетинг становится одной из важнейших концепций управ­ления банком. Он применяется для повышения эффективности системы управления банком, позволяет составлять долгосрочные и краткосрочные программы развития, разрабатывать инновационные банковские продукты, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке банковских услуг, создает преимущества в конкурентной борьбе. Последовательная реализация маркетинга обеспечивает устойчивый спрос на банковские услуги не только за счет удовлетворения уже существующих потребностей клиентов, но и за счет применения различных средств стимулирования продаж, выбора наиболее эффективной стратегии продвижения на рынок той или иной банковской услуги.[16,c.32]

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что особенности регионального банковского маркетинга состоят в двуедином и взаимодо­полняющем подходе — с одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение регионального рынка, спроса, вкусов и потребностей нынешних и потенциальных клиентов, ориентация разработки инновационных бан­ковских продуктов на эти потребности; с другой — активное воздействие на региональный рынок и существующий спрос, на формирование по­требностей клиентов за счет эффективного использования маркетинговых инструментов. Этим определяется основа регионального банковского мар­кетинга, содержание его главных направлений и элементов, каждый из которых важен. Однако только комплексное их применение позволяет достичь максимально возможного результата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

В России банковская маркетинговая стратегия и политика строились без главного элемента — тщательного изучения рынка и разбивки его путём сегментации на целевые однородные рынки по клиентам. В результате банки работали с общей массой клиентуры, навязывая им услуги, они исходили из реальных потребностей своих клиентов.

Однако, опираясь в последнее время на зарубежный опыт и на свои, уже заработанные ошибки, российские банки активно применяют все способы и методы маркетинга, ориентируются не только на расширение круга вкладчиков, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.

Банки оказывают клиентам множество услуг, которые подразделяются на депозитные, кредитные, инвестиционные и прочие. Для реализации этих услуг, банки используют различные методы и приемы по видам операций. В связи с этим резко возросло значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой, существенно изменились в последние годы под влиянием усиливающейся конкуренции на финансовых рынках. Также изменились отношение между банками и клиентурой.

Деятельность банковского учреждения должна начинаться с определения основной и возможных альтернативных стратегий. Стратегия показывает, как достигнуть поставленных целей; она определяет, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам. Это планирование начинается с анализа внутренней ситуации и активов банка, а затем согласовывается с существующей картиной внешних факторов.

Оценка состояния конкурент­ной среды на рынках и уровня их монополизации необходима для выработки решений и принятия практических действий по развитию банковской конкуренции, применению антимонопольного законодательства, разработке и реализации про­грамм демонополизации, оказанию селективной поддержки отдельным секторам национальной экономики.

В данной работе также были рассмотрены стандартные и нестандартные  приемы банковской рекламы. Все они имеют как плюсы, так и недостатки и ограничения. В отрыве от конкурентной ситуации продвижения каждого конкретного банка нельзя сказать, что какой-то прием хорош, а какой-то плох. Для оценки и действенных рекомендаций необходимо учесть ситуацию банка, продвижение основных конкурентов и специфику самой банковской марки.

Подводя итог, следует отметить, что особенности банковского маркетинга состоят в двуедином и взаимодо­полняющем подходе — с одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение регионального рынка, спроса, вкусов и потребностей нынешних и потенциальных клиентов, ориентация разработки инновационных бан­ковских продуктов на эти потребности; с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование по­требностей клиентов за счет эффективного использования маркетинговых инструментов. Этим определяется основа банковского мар­кетинга, содержание его главных направлений и элементов, каждый из которых важен. Однако только комплексное их применение позволяет достичь максимально возможного результата.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.                 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. № 395-1

2.                 Андреев И. Рост банковской конкуренции // Маркетинг.- 2003.-№3-С.26-27

3.                 Антонов Н.Г., Пестель М.А. Денежное обращение, кредит и банки-М.: АО «Финстатинформ»,2004-272 с.

4.                 Баронов П.А. Банковский маркетинг: особенности рекламы в коммерческих банках// Финансы и Кредит.- 2005.-№10-С.13.

5.                 Догоровцев А.П. М.А. Рынок банковских услуг // Маркетинг.- 2007.-№3.-С.15-16

6.                 Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-360с.

7.                 Зражевский В.В. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит.-2007.-№29(269).-С.2-4.

8.                 Кричевский М.А. Рынок банковских услуг// Финансы.-2006.-№4.-С.2.

9.                 Лаврушин О.И. Банковские операции. Часть1. М.: Инфра-М, 2007.-405с.

10.             Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки.М.: Инфра-М, 2008.-448с.

11.             Лаврушин О.И. Основы банковского дела. М:КНОРУС, 2008.-384с.

12.             Макарова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.-127с.

13.             Мизгулин Д.А. Еще раз к вопросу о конкуренции на рынке банковских услуг // Банковское дело.- 2003.-№6.-С.12.

14.      Новаторов В. Маркетинг услуг. ОМСК: Мысль, 2005.-320с.

15.    Палькина О.М. Закономерности формирования и методы регудирования   конкурентной среды в условиях рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2008.-№5.-С.20-21.

16.    Паршин А.А. Методы и принципы инновационного анализа // Маркетинг  и маркетинговые исследования в России.2007.-№4.-С.32.

17.     Романов А.Н. Банковский маркетинг.М.: Банки и биржи,1998.-488с.

18.    Севрук В.Т. Банковский маркетинг.- М.: «Дело ЛДТ»,2000.-268с.

19.    Трошина О.А. Оценка эффективности банковской рекламы // Маркетинг в России и за рубежом, 2007.-№8.-С.20-21.

20.    Уткин Э.А. Банковский маркетинг.- М.: ИНФРА-М, 1995.-304с.

21.    Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент.- М.: АКАЛИС, 1999.-144с.

22.   Чернова С.Г. Особенности реализации банковских стратегий в различной рыночной среде // Деньги и Кредит.-2008.-№1.-С.43.

23. Якушев С.П.Банковская реклама // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.2006.-№8.-С.32-41.


Приложение 1

 

Закономерности, определяющие направление развития конкуренции на рынке банковских услуг

Закономерности развития конкуренции на рынке банковских услуг

Усиливающие

конкурентное

поведение банков

Способствующие

монопольному поведению банков

Рост числа конкурентов

+

Диверсификация деятельности

+

Возможность пополнения ресурсной базы избранных банков за счет размещения в них бюджетных средств

+

Глобализация и интернационализация рынка

+

Концентрация и централизация банковского капитала

+

Рост  межотраслевой мобильности факторов производства

+

НТП, рост расходов на НИОКР в банковской сфере

+

Эффективная государственная конкурентная и антимонопольная политика

+

Развитие инфраструктуры финансового рынка и совершенных заменителей

+

Протекционистская политика государства

+

Участие государства в капитале лидеров банковского рынка

+

Наличие групповых взаимосвязей банков, проводящих скоординированную рыночную политику

+

Рассредоточенность собственности в банковской сфере среди множества независимых субъектов

+

Наличие доминирующих кредитных организаций, злоупотребление ими экономической властью, особенно в регионах

+

Межрегиональный ресурсообмен, возможность свободного перелива капитала

+

Информация о работе Банковский маркетинг