Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:59, реферат
Введение
Слово банк происходит от старо-французского «banque» и означает «стол». Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств – Вавилона, Египта, Греции, Рима. В те времена банковские операции сводились к покупке, продаже, размену монет, учету обязательств до наступления сроков, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Но постепенное изменение социально-экономических условий (установление раннефеодальных порядков, преобладание натурального хозяйства, осуждение ранним христианством посреднических денежных отношений) привело к затиханию
Введение
Слово банк происходит от старо-французского «banque» и означает «стол». Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств – Вавилона, Египта, Греции, Рима. В те времена банковские операции сводились к покупке, продаже, размену монет, учету обязательств до наступления сроков, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Но постепенное изменение социально-экономических условий (установление раннефеодальных порядков, преобладание натурального хозяйства, осуждение ранним христианством посреднических денежных отношений) привело к затиханию товарно-денежных операций и вместе с ними операций, которые сегодня трактуются как банковские.
Разложение феодального строя, развитие городов, торговли и ремесел обусловило активизацию товарно-денежных операций и сформировало потребность в посредниках, которые могли бы минимизировать риски операций с деньгами.
Современный банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. В данной работе я решила остановиться на одной из сфер банковской деятельности, а именно на банковском маркетинге.
Глава 1 Банковский маркетинг и финансовый маркетинг
Нельзя управлять движением
капитала и возникающими при этом
финансовыми отношениями без
изучения спроса на финансовые активы
и без знания эффективных методов
продвижения этих активов на финансовом
рынке.
В научной литературе общепринятого определения маркетинга не существует. В зависимости от той или иной задачи, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса, как система управления сбытом, как стратегия принятия стратегического решения.
Такое многообразие трактовок маркетинга связано со множеством задач, которые решает маркетинг в различных сферах деятельности.
Финансовый маркетинг
представляет собой
системный подход инвесторов-
Сферой деятельности финансового маркетинга является финансовый рынок. Составной частью финансового маркетинга является банковский маркетинг, который затрагивает банковские услуги на финансовом рынке, или рынок банковских продуктов и услуг.
Банковский маркетинг – это процесс, который включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.
Основными задачами банковского маркетинга являются:
1) прогнозирование требований покупателей к банковскому продукту;
2) изучение спроса на банковский продукт;
3) выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей;
4) установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции;
5) повышение имиджа банка;
6) повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком.
Следует различать концепцию банковского маркетинга и маркетинговую деятельность. Концепция банковского маркетинга характеризует цель деятельности банка на финансовом рынке.
У покупателей банковского продукта разные интересы, потребности, возможности, денежные ресурсы и разная степень риска. Поэтому у них разный спрос на данные продукты. Это означает, что банк, предлагающий свой продукт, должен четко знать, на какую группу покупателей этот продукт рассчитан и сколько может быть потенциальных покупателей этого продукта.
направления деятельности банка:
Ø ориентация на массовый, стабильный спрос, что предполагает относительно низкие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, ограниченные услуги по обслуживанию клиентов и больший охват мелких покупателей;
Ø ориентация на нестабильный спрос, т.е. на отдельные группы покупателей, что предполагает относительно высокие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, более широкий круг услуг по обслуживанию и меньший охват покупателей.
Таким образом, устанавливая
цены (курсы, процентные ставки), их необходимо
ориентировать не на среднего покупателя,
а на определенные типовые группы.
Типологию потребления
Маркетинговая деятельность – это комплекс действий по разработке типологии потребления, по изучению спроса, по планированию производства банковского продукта и организации работы по его реализации.
Маркетинговая деятельность начинается с разработки четкой схемы классификации спроса на банковские продукты.
1.2 классификация спроса
Под классификацией спроса понимается распределение спроса на отдельные группы по определнным признакам для достижения поставленной цели.
Спрос на банковские продукты можно классифицировать по психофизиологической реакции покупателей. По этому признаку различают: фиксированный спрос, альтернативный спрос, импульсный спрос.
Фиксированный спрос – устойчивый спрос на отдельные виды банковских продуктов, постоянно предоставляемых банком. Например, депозитные вклады в банках с минимальной суммой вклада, акции наиболее престижных банков и др.
Альтернативный спрос – спрос по выбору, когда вкладчик после анализа своих финансовых возможностей, степени доходности, выгодности, риска принимает решение о вложении капитала в банковский продукт. В основном это спрос на такие финансовые активы, как валютные депозиты и трасты, депозитные вклады и др.
Импульсный спрос – неожиданный спрос, когда покупатель, уже сделавший свой выбор под влиянием советов других покупателей, знакомых, рекламы или иных факторов, меняет свое решение. К нему относится главным образом спрос на ценные бумаги, по которым обещают высокие дивиденды (проценты) и др.
Спрос, формирующийся у покупателей, это, как правило, спрос на банковские инновации, т.е. на новые банковские продукты и операции.
В маркетинговом исследовании банковской деятельности используются специфические показатели анализа спроса и предложения на банковские продукты. Например, такие, как абсолютная величина рендита[1], абсолютная величина спрэда[2], его уровень в процентах к максимальной цене спроса, соотношение объемов спроса и предложения, средневзвешенная цена спроса и предложения и др.
Процесс банковского маркетинга начинается с изучения потребностей покупателя каждого финансового продукта (например, депозит на сумму 100, 1000 латав и др.).
Затем проводится комплексное
исследование финансового рынка, на
котором реализуется банковский
продукт. Данное исследование ведется
по каждому сектору и финансовому
активу (обыкновенные акции, привилегированные
акции, мерные слитки золота, монеты конкретного
вида из драгоценных металлов и т.п.)
с целью выявления спроса, а
также определения перспектив дальнейшего
улучшения банковского
[1] рэндит – относительный показатель доходности ценной бумаги
[2] спрэд – разрыв между минимальной ценой предложения и максимальной ценой спроса
С помощью проведенных
исследований состояния финансового
рынка и с учетом потребностей
покупателей перспективы
На основе плана банковского маркетинга составляется план организационных действий, а именно планируются жизненный цикл банковских инноваций и рекламные мероприятия.
Реклама представляет собой одну из разновидностей социальной информации, т.е. связи между людьми. Эта информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое сознание, значит ее методы должны быть психологически обоснованы. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским.
Реклама базируется на определенных принципах: правдивости (достоверности), конкретности (простой и убедительный язык, обеспечивающий доходчивость рекламы), целенаправленности, плановости.
При организации работы структурных подразделений банков и их отделов следует исходить из принципа – создать удобства для покупателей (клиентов банка), что предполагает среди прочих условий и установление оптимального режима работы и местонахождения.
Глава 2. ФУНКЦИИ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
Банковскому маркетингу присущи определенные функции. Функции банковского маркетинга – это совокупность видов маркетинговой деятельности банка по реализации банковских продуктов.
Основными функциями банковского маркетинга являются:
Ø сбор информации;
Ø маркетинговые исследования;
Ø планирование деятельности по выпуску и реализации банковских продуктов;
Ø реклама;
Ø реализация банковских продуктов.
Маркетинговые исследования охватывают весь процесс маркетинга от поиска новых идей и видов банковских продуктов до их использования конечным потребителем.
Поэтому маркетинговому исследованию
подвергаются все виды деятельности
и сферы банковского
Банковский маркетинг
требует обязательного
Позиционирование банковских
продуктов означает действия по обеспечению
конкурентоспособности данного
банковского продукта на финансовом
рынке. В конечном итоге вся деятельность
банковского маркетинга направлена
на создание новых банковских продуктов
и финансового рынка (рынка банковских
продуктов и услуг), на удержание
своей доли рынка и ее расширение.
От этого зависят объем
Планирование представляет собой способ регулирования будущего при опоре на возможности настоящего. Цель планирования заключается в том, чтобы сегодня найти способы и методы решения проблем будущего. Планирование всегда производится с определенной степенью точности достижения поставленной цели. Эта точность зависит от многих факторов: надежности информации, точности учета изменений хозяйственной ситуации, методологии планирования и т.д.
Частью любого бизнес-плана является план маркетинга, а для банковских продуктов и операций – план банковского маркетинга.
Объектами плана банковского маркетинга являются:
Ø банковские продукты, которые уже давно известны покупателям;
Ø банковские инновации, т.е. новые банковские продукты и услуги (операции).
План банковского маркетинга, по существу, представляет собой план реализации банковских продуктов: традиционных и новых. Этот план определяет какой банковский продукт или, что особенно важно, какую банковскую инновацию, на какой территории и по какой цене следует продавать в данный период времени. План банковского маркетинга связывает между собой многие сферы внутрибанковского планирования, а именно план материальных затрат, денежные потоки, рабочую силу, информационные ресурсы, план прибыли.
Составление плана банковского маркетинга начинаутся с разработки стратегии банка в области маркетинга и завершается применяемой тактикой маркетинга.
Стратегия банковского маркетинга
представляет собой процесс анализа
возможностей банка по выпуску того
или иного банковского
После этого банк выбирает метод выхода на рынок, маркетинговые средства и время выхода на рынок.
Методами выхода на рынок могут являться или собственное развитие банка, или сотрудничество его с другими хозяйствующими субъектами (совместное предпринимательство).
Маркетинговые средства представляют факторы, на которые банк может оказать влияние.
Время выхода на рынок предполагает исследование финансового рынка, наличия спроса на банковский продукт, объема спроса, экономической ситуации в стране, позиции конкурентов и т.п.
2.2 Маркетинговые исследования и информация в банке
Прежде чем начинать любое дело необходимо все тщательно для этого подготовить. При организации службы маркетинга в банке тем более встанет необходимость в проведении обширных маркетинговых исследований в этой области. Рассмотрим, какие методы анализа могут использовать банки в процессе проведения маркетингового исследования, и какие виды маркетинговой информации могут быть собраны.