Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений банковского маркетинга в России и выявление перспектив его развития.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация маркетинга в коммерческих банках…………………5
1.1.Сущность, цель и задачи банковского маркетинга………….…...5
1.2.Особенности банковского маркетинга по видам операций
коммерческого банка……………………………….…………..…8
1.3.Стратегии банковского маркетинга………………………..…..…12
Глава 2. Анализ основных направлений банковского маркетинга России..16
2.1. Конкуренция на банковском рынке……………………………....16
2.2. Банковская реклама……………………………………………..…20
2.3. Особенности банковского маркетинга при формировании
инновационной политики………………………………….....…...32
Заключение…………………………………………………………..……..….36
Список использованных источников и литературы…………………...…....38
Приложение 1……………………………………………………………….....40
Кроме того, важно отметить, что требования представителей различных сегментов юридических лиц (классифицированных по отраслевому признаку, по размеру и пр.) к банку и его услугам также могут существенно различаться.
Различия в мотивационных факторах разных целевых рынков предъявляют высокие требования к профессионализму разработчиков рекламных кампаний. Таким образом, еще одной важной задачей банковской рекламы является взаимоувязывание, согласование рекламно-маркетинговых стратегий, ориентированных на различные сегменты. Любой диссонанс в рекламной кампании банка может вызвать непрогнозируемую негативную реакцию рынка, обусловленную потерей доверия в результате некачественной рекламы.[5,c.15] Банковская реклама требует высокой сбалансированности и как никакая другая критична к ошибкам.
Рассмотрим следующие рекламные приемы, которые используют Российские коммерческие банки:
обращение к эмоциям;
(самый) выгодный процент и игра с цифрами;
лотереи, скидки, сезонные акции;
долгосрочные бонусные программы;
уникальное торговое предложение (УТП);
сужение аудитории;
марка крупным планом;
нестандартный формат;
тизерная реклама;
новые рекламные носители.
Использования только одного из перечисленных выше рекламного приема недостаточно, и различные приемы в одном рекламном материале могут сочетаться.
Обращение к эмоциям — это один из наиболее ярких и запоминающихся рекламных приемов.
В последнее время все больше банков делают свою рекламу эмоциональной, привязывая к себе потребителя не ценовыми преимуществами, а эмоциональным отношением. Суть приема состоит в том, чтобы придать рекламному сообщению (а вместе с ним и рекламируемому продукту) эмоциональную окраску, пробудить в потребителе чувства и привязать их к банку (его продукту). Обращение к эмоциям потребителя, как правило, исключает апелляцию к рациональным выгодам или ставит их на второй план.
Достоинства обращения к эмоциям:
привлечение внимания (большего, чем в случае информационного сообщения);
создание эмоциональной ценности и уникальности бренда, продукта и (или) компании (банка) для потребителя, что ведет к снижению конкуренции;
повышение воспринимаемой ценности и истинной лояльности потребителя к бренду (что ведет к более слабой чувствительности потребителя к цене).
Самый выгодный процент игра с цифрами. Один из популярнейших рекламных приемов банков на сегодняшний день — акцент на выгодных условиях депозита, кредита или кредитной карты. При этом подразумевается, что процентные ставки как минимум очень выгодны, как максимум — самые высокие (в случае с депозитами) или самые низкие (если речь идет о кредитах) на рынке.
Продвижение (самого) выгодного процента имеет следующие преимущества:
просто для понимания потребителя;
просто в реализации.
Именно простота применения и дешевизна этого приема и обусловливают его широкое распространение. Но при этом имеется ряд ограничений:
можно пустить «деньги на ветер», если у конкурента ставка окажется выше/ниже;
на такое предложение часто приходят нелояльные, чувствительные к цене потребители, которые так же быстро уходят при более выгодном предложении конкурента;
снижение прибыли банка за счет удешевления продукта.
Лотереи, скидки, сезонные акции. К этому приему относится все, что вызывает краткосрочное стимулирование сбыта. Прием широко используется и имеет ряд достоинств:
быстрый отклик и стимуляция продаж интересным для потребителя предложения;
выделение определенной аудитории, чувствительной к данному предложению/мероприятиям;
(иногда) вовлечение потребителя в процесс продвижения;
ограниченный срок кампании (является как достоинством, так и недостатком).
Главный недостаток лотерей, скидок, сезонных акций заключается в том, что они носят чаще всего ценовой характер (это должна быть значимая для клиента цифра) что обуславливает:
снижение прибыли банка с одного клиента при увеличении себестоимости продукта;
привлечение нелояльных, чувствительных к цене потребителей. Именно они составляют большую часть клиентов, привлекаемых в период акции;
ограниченный (часто небольшой) срок компании.
Долгосрочные бонусные программы — особый вид стимулирования сбыта, часто применяемый при продвижении банковских карт. Прием не столько рекламный, сколько маркетинговый, ибо касается изменений в самом продукте, а не только в продвижении.
Суть приема заключается в добавлении кредитной или дебетовой карте дополнительных преимуществ, диапазон которых может быть самым разным.
Отличие бонусных программ от скидок и лотерей заключается в том, что бонусные программы длятся значительно дольше скидочных, а дополнительные преимущества призваны увеличить прибыль с одного клиента и увеличить его лояльность, а не привлечь как можно больше новых.
Преимущества бонусных программ:
привлекают более обеспеченных клиентов;
могут повысить прибыль с клиента;
создают у клиента ощущение избранности и особого отношения, тем самым увеличивая лояльность;
длительный срок компании.
Уникальное торговое предложение - универсальный рекламный прием для всех товарных категорий. Особенно часто он применяется на тех рынках, где различия между продуктами разных производителей минимальны. Банковский рынок также можно отнести к такой категории, поэтому неудивительно, что УТП так активно используется банками.
Благодаря почти бесконечному количеству вариантов УТП этот прием позволяет создать уникальное позиционирование банка и выделить его среди конкурентов.
Перечислим преимущества правильно выбранного УТП:
хорошо выделяет продукты и позиционирует его среди конкурентов;
продает одну особенность.
УТП отлично подходит для продвижения инноваций. Любые новинки — лучший способ для использования УТП.
Очевидные недостатки УТП:
сложно обеспечить достаточно широкий мотив УТП, в силу чего аудитория сообщения (те, кому интересно конкретное УТП) получается слишком узкой;
не всякое УТП будет понятно потребителю. Недостаточный акцент на УТП в рекламном сообщении снижает эффективность коммуникации;
не каждому потенциальному клиенту может быть важно продвигаемое уникальное свойство.
Сужение аудитории. В большей степени этот прием — маркетинговый, в рекламе и каналах коммуникации он только внешне выражается. Суть сужения аудитории состоит в том, чтобы продвигать продукты на ту аудиторию, которая традиционно не относится к целевой, либо брать ранее не используемый сегмент и предлагать ему важные для него характеристики продукта.
Вот некоторые примеры этого приема. Долгое время считалось, что автокредит — типично мужской продукт. Продвижение на женщин в данном случае сужение аудотории.
Данный прием имеет ряд возможных преимуществ:
возможность создать новый сегмент рынка и стать на нем первым, получая максимальную прибыль;
низкая конкуренция при точном послании узкой группе потребителей;
при узких и точных каналах коммуникации — экономия бюджета на продвижение.
Пример сужения аудитории: Альфа-Банк, используя копромоушн с Cosmopolitan, продвигает карты на женскую аудиторию. Создан отдельный промосайт, продвигающий этот проект, а в качестве стимуляции выбора карты женщинами предлагаются скидки в соответствующих магазинах.
Марка крупным планом. Этот рекламный прием выражается в том, что в рекламе банка основной акцент установлен на его марку (обычно логотип, название, цвета). Рекламное предложение, слоган и контактная информация могут присутствовать исключительно на втором плане. В банковской категории этот прием встречается редко, но заслуживает особого внимания.
Преимущества показа марки крупным планом:
повышается узнаваемость самой марки, а не ее рекламы;
использование приема говорит о сильной марке и намекает на абсолютное превосходство над конкурентами («марка говорит сама за себя»).
Прием «марка крупным планом» уместен и хорошо работает только в случае успешных и давно известных компаний (банков). А реклама маленького неизвестного банка с использованием этого приема могла бы спровоцировать вопрос «Простите, а вы кто?»
Массовое использование приема возможно только тогда, когда банк уверен в стабильности своего бренда. Иными словами: восприятие марки «замораживается» и тем самым затрудняет внедрение инноваций, но может служить символом стабильности.
Также для реализации банковских услуг могут использоваться нестандартные приемы. . Это приемы нестандартного формата, тизерной рекламы и новых рекламных носителей.
Нестандартный формат — это вспомогательный рекламный прием, который почти никогда не используется сам по себе, призванный привлечь к рекламе дополнительное внимание. Суть приема состоит в том, чтобы размещать рекламное сообщение не строго в стандартном формате, а с небольшими или большими отклонениями.
Преимущества этого приема:
привлечение внимания;
лучшая запоминаемость;
иногда подчеркивание свойств самого продукта/марки.
Однако за внимание и запоминаемость рекламного сообщения надо платить, и в данном случае недостатки приема «нестандартный формат» являются более высокая цена по сравнению с размещением на стандартном формате и несамостоятельный характер (дополнение к основному продвижению).
Тизерная реклама (реклама в формате «вопрос/ответ»). Еще один вспомогательный рекламный прием, часто использующийся в паре с другими, заключается в том, чтобы разделить рекламную кампанию на два временных этапа. Первый этап — тизер, то есть сообщение-загадка, вопрос, в котором не содержится реклама продукта или услуги, а лишь намек на нее. Второй этап — плизер, собственно реклама как ответ на загадку тизера. Прием особенно эффективно работал, когда был в новинку на рынке и приковывал к себе внимание потребителей, подогреваемое обсуждением в СМИ. Сегодня для достижения эффективности тизерной рекламы обязательна интересная и яркая идея.
Преимущества тизерной рекламы:
дополнительное привлечение внимания потребителя, вовлечение его в «игру» провоцирования желания узнать ответ;
может запустить механизм «сарафанного радио».
Когда на том месте, где обычно висит реклама, появляется какое-то необычное сообщение, это привлекает внимание. Грамотный тизер вовлекает потребителя в «игру» и заставляет искать ответ на поставленный вопрос. Если удалось начать игру с потребителем и вызвать его интерес, то, скорее всего, будет запущено «сарафанное радио» — обсуждение тизера среди потребителей. Все это вызывает повышение эффективности и запоминаемости тизерной рекламы.
Новые рекламные носители. Новые рекламные носители являются крайним выражением нестандартного формата. Суть приема заключается в размещении рекламных сообщений не на традиционных носителях, а в тех местах, где видеть рекламу мы еще не привыкли. В качестве нового рекламного носителя можно использовать абсолютно все, главное — чтобы этот носитель был уместен и в нужный момент попадал в поле зрения (слуха, обоняния, осязания) потребителя.
К новым рекламным носителям можно отнести рекламу, отсылаемую на мобильные телефоны, реклама на транспорте и т.д.
Достоинства новых рекламных носителей, таковы:
хорошо привлекает внимание;
отсутствует «рекламный шум» и конкуренты;
иногда подчеркивает свойства самого продукта/марки.
В целом, успешная банковская реклама - это всегда интегральное решение нескольких взаимоувязанных задач: формирование имиджа и информирование о банковских продуктах, привлечение новых клиентов и формирование позитивного образа в глазах всего населения, одновременно проявление стабильности и динамизма.[23,c.40] При этом эффективная реклама в условиях обостряющейся конкуренции в банковском секторе является одним из решающих факторов успешной деятельности финансового института в целом.[8,c.2]
2.3. Особенности банковского маркетинга при формировании
инновационной политики
В условиях конкуренции для региональных банков одна из главных проблем — повышение эффективности их инновационной деятельности. Решение этого вопроса во многом зависит от развития маркетинговой деятельности.
Банковская практика свидетельствует, что в современных условиях возрастает внимание банков к вопросам изучения рынка банковских услуг, освоения их новых видов, сохранения и привлечения потребительских услуг, то есть к методам маркетинга, которые первоначально использовались промышленными и торговыми предприятиями.