Банковский маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений банковского маркетинга в России и выявление перспектив его развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Организация маркетинга в коммерческих банках…………………5

1.1.Сущность, цель и задачи банковского маркетинга………….…...5

1.2.Особенности банковского маркетинга по видам операций

коммерческого банка……………………………….…………..…8

1.3.Стратегии банковского маркетинга………………………..…..…12

Глава 2. Анализ основных направлений банковского маркетинга России..16

2.1. Конкуренция на банковском рынке……………………………....16

2.2. Банковская реклама……………………………………………..…20

2.3. Особенности банковского маркетинга при формировании

инновационной политики………………………………….....…...32

Заключение…………………………………………………………..……..….36

Список использованных источников и литературы…………………...…....38

Приложение 1……………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

курсовая по Банковскому Маркетингу.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Отношение объема банковских кредитов к ВВП в России пока невысоко (15—17 % при норме и 40 - 50 %) . В этой связи российская банковская система в краткосрочном периоде не способна в полном объеме удовлетворить потребностей биз­неса в заемных ресурсах. Поэтому крупнейшие российские корпоративные клиенты все активнее привлекают более дешевые и длинные ресурсы на внешних рынках.

Потеря самых выгодных — корпоратив­ных — клиентов ведет к сужению ресурсной базы российских кредитных организаций, они вынуж­дены искать новых клиентов, в частности переори­ентироваться на предприятия среднего и мелкого бизнеса, а также на другие незанятые рыночные ниши. Таким образом, бизнес российских банков концентрируется в более рискованных секторах, в частности в розничном сегменте рынка банковс­ких услуг, где продолжает усиливаться банковская конкуренция.

В то же время уровень монополизации банковской сферы России достиг критической черты — 20 крупнейших банков (в основном, го­сударственных и олигархических), составляющих 1,5% от количества всех кредитных организаций, располагают 2/3 активов всей банковской систе­мы, являясь при этом участниками тех или иных финансово-промышленных групп. Подобная тенденция отрицательно сказывается на развитии конкурентных отношений на рынке банковских услуг страны.

Очевидно, что существует высокий риск кон­центрации активов. До тех пор пока не диверсифицируется сама российская экономика, а широко распространенная практика кредитования банками по заниженным (относительно рыночных) ставкам связанных предприятий в рамках ФПГ не сокра­тится, риск высокой концентрации активов по от­дельным субъектам кредитования будет оставаться источником системного риска.[15,c.20]

Важнейшей тенденцией развития конкурен­тной среды на российском рынке банковских услуг является продолжающаяся монополизация рынка банками с государственным участием, прежде всего Сбербанком России. Данный банк, пользу­ясь бесплатными государственными ресурсами и законодательно установленными преференциями, получает конкурентные преимущества, изначаль­но несопоставимые с возможностями частного сектора. Подобная ситуация искажает систему конкурентных отношений, способствует снижению качества обслуживания клиентов.

Для рынка банковских услуг характерна низкая насыщенность банковскими института­ми: в среднем 1 банк приходится более чем на 30 000 жителей. Причем в восточных регионах находится лишь около 16 % всех банков и их фи­лиалов, т. е. плотность банковского обслуживания еще ниже14. Представляется, что искусственное увеличение размеров национальных банковских институтов (с вступлением в силу новых требо­ваний достаточности собственного капитала), направленное, в числе прочего, на достижение ими паритета в конкуренции с иностранными банками, в отечественных условиях не совсем уместно. Опыт развитых стран показывает, что сеть малых и средних банков является важным элементом банковской системы.

В целом современный отечественный рынок банковских услуг следует определить как рынок несо­вершенной конкуренции. Это утверждение вытекает из его состояния: на рынке действует ограниченное число системообразующих банков, поддерживаемых в различных формах государством, органами управле­ния субъектов Федерации и занимающих господству­ющее положение. Это же обстоятельство характеризу­ет рынок банковских услуг как олигополию.

Экономический результат ограничения конку­ренции состоит в снижении общей эффективности рынка банковских услуг: происходит неправомерное изменение тарифов банка (завышение по активным операциям, занижение — по пассивным), снижается заинтересованность в улучшении потребительских свойств и качества банковских продуктов.[7,c.4]

В обозримой перспективе следует ожидать некоторого усиления конкуренции на российском банковском рынке — как вследствие развития отечественного банковского дела и роста эконо­мической культуры населения, так и вследствие глобализации банковской конкуренции и про­никновения на российский рынок зарубежных финансово-кредитных институтов.

 

 

2.2. Банковская реклама

 

Банковскую рекламу в самом общем виде можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репутация банка, создаются и поддерживаются взаимопонимание, расположение и сотрудничество между банком и контрагентами.

Специфика банковской рекламы обуславливается особенностью банковских услуг - отсутствием их материально-вещественного воплощения, а также той ключевой ролью, которую играет такая категория, как доверие, в банковской деятельности. Успех в этой сфере, возможно, как ни в одной другой зависит от устойчивой репутации организации. Именно поэтому традиционно большинство банков позиционируют себя, прежде всего, как стабильные, а банковской рекламе, в целом, присущ известный консерватизм.[19,c.21] Типичные примеры традиционной банковской рекламы, напрямую апеллирующие к стабильности и устойчивости, демонстрируют Сбербанк России, Промышленно-строительный банк и ряд других крупных банков. Совершенно беспроигрышный вариант - реклама, акцентирующая внимание на длительности присутствия банка на рынке. Ключевые слова и обороты, используемые в такого рода рекламе: "Основан в 1841 году", "130 лет банковских традиций", "Надежность, проверенная временем" и т.п. К "традиционной" рекламной стратегии также можно отнести обращения, многократно использующие в своей основе такие категории, как "гарантии", "стабильность" и др.

Рынок банковских услуг бурно растёт, хотя и прошел менее половины пути к своей зрелости. Так по данным опроса ВЦИОМ и НАФИ проведенного в июле 2007 года по России «за прошедший год количество россиян, планирующих воспользоваться кредитными услугами, выросло в два раза. В 2007 году взять потребительский кредит намерены 27% населения (против 13% в 2006 г.)». Из них не планируют в ближайшем будущем брать кредит 67% опрошенных (год назад – 85%). Если посмотреть на долю потребителей охваченных кредитами в развитых странах, то становится понятен потенциал развития рынка. Он огромен! И это пример только кредитов.
Конкуренция происходит в сознании потребителя. Прежде всего, конкуренция между торговыми марками происходит в информационном пространстве. Эта конкуренция выражается в битве за внимание и предпочтение потребителя. Если на этом этапе битва будет проиграна, то дальнейшее во многом становится бесполезным. Сейчас в России сотни тысяч торговых марок и их чисто растет. В среднем каждые 20-30 минут появляется ещё одна торговая марка. Есть 1183 банк (на 1 марта 2007 года). И хотя количество банков сокращается, количество их продуктов и услуг также растёт. В 2006 году на продвижение в средствах массовой коммуникации  всеми рекламодателями было затрачено 8,1-8,2 млрд. долларов. Из них затраты на рекламу в банковском секторе достигли 12,4 млрд. руб. и за 2006 год выросли примерно на 40%.

Чтобы быть выбранным потребителем нужно иметь не только хороший продукт в наличии и желательно достаточный маркетинговый бюджет для его продвижения, но и работать своим продвижением на собственную марку, а не на марки конкурентов или рынок вообще.

Реклама, соответствующая критериям эффективного сообщения позволяют потребителю:

- выделить марку на фоне конкурентных сообщений,
- запомнить продвигаемую марку,
- мотивирует на покупку.

Эти критерии дают возможность понять всё ли в рекламе (сообщении) сделано правильно и чего в ней не хватает для большей эффективности. Речь идет именно о сообщении, то есть что говорят, а не о каналах его доставки к потребителю.
Задачи, которые нужно решить при разработке сообщения следующие. Выбор мотива для принятия потребителем нужного решения, согласующегося с маркой: её сутью и предыдущей коммуникацией. Затем привлечение внимания потребителя и донесение до него кристально ясного сообщения.

Эффективность сообщения подобна произведению составляющих её компонентов. Если хотя бы одно из них ноль, то всё произведение равно нулю. Рассмотрим критерии и приведем примеры рекламы соответствующей каждому из них.

Точный фокус на марке и её позиционировании. Это критерий, без которого невозможно благоприятное действие рекламы на марку. Исключение составляют только лидеры рынка, которые могут себе позволить продвигать не себя конкретно, а всю товарную категорию, где они занимают основную долю рынка. Это вызвано тем, что лидеры в наибольшей степени ассоциируются с данным рынком и больше всего выигрывают от его роста. Примером может служить «Сбербанк России» в категории банковских.

Значимость мотива выбора потребителем является вторым необходимым критерием для успеха сообщения. Человек действует исходя из своих мотивов, установок и привычек. Без побудительного мотива содержащегося в рекламе невозможно достижения поставленных цели. Запоминаемости (человек помнит только то, что ему нужно) и желания покупки. Общее здесь правило таково, что при продвижении марки должен использоваться наиболее значимый мотив выбора потребителем, не занятый другой более сильной маркой.
В качестве иллюстрации соблюдения критерия значимости мотива выбора потребителем служит реклама «Русского Стандарта»

Понятность и простота сообщения для потребителя является вторым необходимым критерием для успеха сообщения.

В качестве примера соответствия данному критерию эффективного сообщения пример рекламы «Росбанка» «Просто деньги». Слоган компании вошел в фольклор из-за своей простоты и силы мотива. Но это мало способствовало продвижению самого «Росбанка», а скорее банковской категории в целом, так как не запомнилось в связи с ним. Говоря в терминах критериев не был соблюден точный фокус на марке. Марка не была обыграна в рекламе, а оттого не запомнилась. На месте логотипа «Росбанка» могло быть любое другое название.

Преемственность текущего сообщения предыдущей коммуникации (сообщениям) – третий необходимый критерий эффективного сообщения. Чтобы марку и её рекламу запомнили нужно быть всегда последовательным и узнаваемым. Очевидно, что чем дольше вас знают, тем лучше помнят и больше доверяют. Крайне вредно безосновательно менять фирменный стиль или по велению моды делать ребрендинг. В разных рекламных кампаниях и вне зависимости от канала коммуникации и рекламы марка должна однозначно узнаваться. Цель смены одной имиджевой рекламы на другую заключается только в предотвращении её «изнашиваемости», когда она делается всё менее привлекательной для потребителя. Но при смене одной рекламной кампании на другую сообщение марки должны сохраниться, а поменяться только оболочка. Во всех случаях в коммуникации нужно постоянно доносить идею позиционирования марки. Обыгрывая её с разных сторон в разных кампаниях, чтобы не надоесть потребителю

При планировании рекламной кампании необходимо учитывать, что мотивы и ожидания частных вкладчиков и корпоративных клиентов коренным образом разнятся. Т.е. вообще говоря, любой банк, ориентированный на широкий охват рынка одновременно должен вести три рекламные кампании:

             имиджевую рекламу;

             рекламу, ориентированную на юридических лиц;

             рекламу, нацеленную на физических лиц.

Сравнительные мотивационные факторы представителей сегментов физических и юридических лиц выглядят следующим образом:

 

Частные вкладчики

Корпоративные клиенты

Основной мотив

Сохранение

Развитие

Мотивационные факторы

1

Надежность и стабильность

Надежность и стабильность

2

Удобство

Развитие

3

Внимательный персонал

Компетентный персонал

4

Возможность роста

Рост капитала

5

Консерватизм

Динамизм

6

Непосредственный доступ

Отложенный доступ

7

Наличные

Процент

8

Длительный срок

Максимальная оперативность

9

Ограниченный набор услуг

Постоянное расширение услуг

Информация о работе Банковский маркетинг