Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:17, курсовая работа
Исходя из цели работы, можно выделить следующие основные задачи исследования:
– изучение теоретических и правовых основ учета реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
– анализ и оценка существующей системы учета и внутреннего контроля организации в целом и в частности процесса продаж и расчетов с покупателями;
– выявление путей совершенствования системы учета и внутреннего контроля продаж продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы учета расчётов с покупателями и заказчиками в сельскохозяйственных организациях 5
1.1 Расчёты с покупателями и заказчиками за сельскохозяйственную продукцию: понятие, сущность, виды 5
1.2 Нормативно – правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками 9
1.3 Теоретические основы учёта расчётов с покупателями и заказчиками 14
2 Современное состояние учета и организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристики ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.2 Действующий порядок и организация расчётов с покупателями и заказчиками 27
2.3 Первичный, аналитический и синтетический учёт расчётов с покупателями и заказчиками 32
Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 41
3.1 Оценка и учет дебиторской задолженности и обоснование оптимальных вариантов расчетов с покупателями и заказчиками 41
3.2 Совершенствование внутрихозяйственного контроля расчетов с покупателями и заказчиками 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Предприятие - поставщик может получить денежные средства по аккредитиву, представив в банк четыре экземпляра реестра счетов и предусмотренные условиями аккредитива документы.
Аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.
По дебету 62 счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы. По кредиту — суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. [5]
При отгрузке покупателю продукции (товара), после того как к покупателю перешло право собственности на эти ценности, делаются бухгалтерские записи:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка».
После того как заказчик принял выполненные для него работы (оказанные услуги), делаются бухгалтерские записи:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» (91-1 «Прочие доходы»).
При получении от покупателя (заказчика) денежных средств в оплату задолженности делаются бухгалтерские записи:
Д 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета», 50 «Касса»)
К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если истек срок исковой давности (прошло три года с момента возникновения задолженности покупателя (заказчика)) и задолженность не погашена, то ее необходимо списать:
Д 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы »
К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Списанная задолженность учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет.
Получение аванса от покупателей (заказчиков) в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) отражается бухгалтерскими записями:
Д 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета», 50 «Касса») К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Начисление НДС с суммы аванса отражается бухгалтерскими записями:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС».
Начисленную сумму НДС необходимо восстановить при передаче покупателю продукции (выполнении работ, оказании услуг), в счет которой был получен аванс:
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Необходимо сумму, учтенную в качестве аванса, зачислить теперь непосредственно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (т. е. зачесть аванс, полученный от покупателей):
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Выдача покупателем (заказчиком) простого векселя в обеспечение задолженности отражается бухгалтерскими записями:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Векселя полученные»
К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делаются записи:
Д 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета», 50 «Касса») К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму погашения задолженности
К 91 «Прочие доходы и расходы» — на величину процента.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- авансам полученным;
- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОАО «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ «САРАНСКИЙ»
2.1 Организационно - экономическая и правовая характеристики ОАО «Молочный комбинат «Саранский»
ОАО «Молочный комбинат «Саранский» – крупный поставщик молочной продукции в Поволжье, являющийся филиалом известного в странах дальнего и ближнего зарубежья компании Юнимилк.
Сегодня комбинат является самым крупным перерабатывающим предприятием молочной продукции в Мордовии. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает 60 наименований. Качество продукции ОАО «Молочный комбинат «Саранский» было не раз подтверждено на различных межрегиональных выставках. Это напрямую связано с тем, что все молочные продукты вырабатываются из натурального молока, поставляемого из лучших хозяйств республики.
Комбинат ведет активное продвижение своих продуктов на более крупные и емкие столичные и региональные рынки России. Доля продаж молочных продуктов за пределы республики составляет около 70 процентов.
Среднесписочная численность составляла в 2009г. 524 чел., в 2010г. 506чел., в 2011 г. 500 чел.
Сырьевой базой для комбината являются сельхозпредприятия Октябрьского, Кочкуровского, Лямбирского, Старошайговского, Большеигнатовского районов, отдельные поставщики Атяшевского, Дубенского, Рузаевского, Ромодановского, Инсарского и Чамзинского районов Республики Мордовия. Комбинат имеет 5 молокопунктов с комплектом холодильного оборудования в селах Старое Шайгово, Мельцаны, Болотниково, Кочкурово, Дюрки. Сырье закупается у более, чем 110 сельскохозяйственных предприятий и населения Республики Мордовия, Пензенской и Нижегородской области.
В настоящее время ОАО "Молочный комбинат "Саранский" представляет собой лидирующее предприятие по производству и реализации молочной продукции в Республике Мордовия.
Постоянно ведется работа по увеличению сроков хранения продукции, улучшению внешнего вида упаковки. В качестве большого достижения можно отметить создание и открытие на комбинате нового цеха "Tetra Pak", это произошло в 1999 году. Технология производства молока и свойства тетропаковской упаковки позволяют производить продукцию, которая может спокойно переносить длительную перевозку в соседние регионы за счет увеличения срока хранения до шести месяцев. Что, естественно, позволяет комбинату успешно конкурировать на внешних рынках и завоёвывать всё больше новых потребителей как в ближайших регионах, так и в отдалённых областях России. Из ближайших регионов, постоянно покупающих продукцию можно назвать следующие: Москва, Тула, Рязань, Пенза, Ульяновск, Екатеринбург, Санкт - Петербург, Нижний - Новгород.
Организационная структура предприятия ОАО «Молочный комбинат «Саранский» является, по принципу построения, линейно-функциональной и сильно централизованной.
Предприятие - сложный организм, объединяющий в себе внутренне связанные, взаимодействующие части. Оно состоит из управляемой и управляющей систем. Каждая из них выполняет интегральную функцию. Управляющая система предполагает управление производственной и хозяйственной деятельностью предприятия, управляемая осуществляется в процессе производства во всём его многообразии. Функционирование управляющей системы предполагает определение функций управления. Количество, содержание и взаимосвязь функций управления образуют основу формирования структуры управления на предприятии.
Анализируя структуру ОАО «Молочный комбинат «Саранский» можно выделить горизонтальные и вертикальные связи. Так горизонтальные связи служат для объединения и координации деятельности структурных подразделений одного уровня. Например, отдел качества процессов, взаимодействуя с отделом закупок молока, следит за качеством закупаемого продукта, а при взаимодействии с главным технологом и заведующим производством - контролирует качество производимой продукции.
Особенно очевидны горизонтальные связи на высшем уровне управления при взаимодействии директоров департаментов и начальников отделов для разработки стратегических направлений деятельности, составлении бизнес планов и согласования текущих вопросов.
Кроме горизонтальных связей в структуре ОАО «Молочный комбинат «Саранский» выделяют и вертикальные связи. Примером может служить структура финансовой деятельности комбината. Во главе начальника финансов и экономики, который подчиняется непосредственно Генеральному директору и дирекции. В его подчинении находятся отдел финансового контроля и главный бухгалтер, которому подчиняется бухгалтерия.
Преимущества линейно-функциональной структуры, действующей на ОАО «Молочный комбинат «Саранский», заключаются в том, что эта структура позволяет точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадровые), способствует стандартизации, формализации и программированию процесса, обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Данная структура, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом, что крайне необходимо для такого предприятия, как ОАО «Молочный комбинат «Саранский».
Однако существующая на предприятии структура имеет и ряд недостатков, возникших при изменившихся экономических условиях. И, прежде всего это то, что большинство структурный подразделений ОАО «Молочный комбинат «Саранский» не ориентированно на современный рынок и не учитывает его потребностей. Руководители специализированных подразделений ориентированы на рутинную текущую работу и не несут ответственности за финансово-экономические результаты деятельности подразделения, что негативно влияет на деятельность всего предприятия.
Система планирования производственной деятельности ОАО «Молочный комбинат «Саранский» состоит из пяти основных уровней:
- Стратегический план;
- Дистрибуционный план;
- Производственный план;
- План потребности в ресурсах;
- Закупки и контроль над производственной деятельностью.
Предметом деятельности АО является торгово-закупочная и производственно-хозяйственная деятельность. Основными направлениями деятельности являются:
- производство молочных продуктов (молоко 2,5% жирности, творог, сметана, масло, масса творожная);
- производство сыра - сырца;
- осуществление в установленном порядке посреднической и торгово-закупочной деятельности и др.
Структура представлена в таблице 1.
Таблица 1 Размер и структура товарной продукции
ОАО «Молочный комбинат «Саранский» в ценах фактической реализации
Отрасли и виды продукции | Размер денежной выручки, тыс. руб. | Структура денежной выручки, в % к итогу | Изменение (+/-) в структуре отчётного года к | ||||||
2009г | 2010г | 2011г | 2009г | 2010г | 2011г | 2009г | 2010г | ||
Масло «Крестьянское» в/с: | |||||||||
75 гр. | 1994186,11 | 1981759,93 | 1670771,00 | 20,3 | 16 | 8,8 | -11,5 | -7,2 | |
85 гр. | -
| - | 533619,80 | - | - | 2,8 | +2,8 | +2,8 | |
200 гр. | 489145,96 | 377407,84 | 580799,50 | 5 | 3,03 | 3,06 | -1,94 | +0,03 | |
400 гр. | - | 12700,00 | - | - | 0,1 | - | - | -0,1 | |
70 гр. | - | 260566,97 | - | - | 2,1 | - | - | -2,1 | |
Масса творожная «Особая»,0.25 кг | 44487,50 | 15146,00 | 61547,50 | 0,63 | 0,12 | 0,32 | -0,31 | +0,2 | |
Молоко 2,5% | 2497582,45 | 1972862,11 | 4179011,20 | 25,5 | 33,56 | 22 | -3,5 | -11,56 | |
Обрат | 343100,00 | 234242,00 | - | 3.5 | 1,9 | - | -3,5 | -1,9 | |
Сливки: | |||||||||
20% | 35999,00 | 16170,00 | 8300,00 | 0,37 | 0,13 | 0,04 | -0,33 | -0,09 | |
25% | - | 3000,00 | - | - | 0,02 | - |
|
| |
30% | 17338,00 | 14576,00 | 8780,00 | 0,18 | 0,12 | 0,05 | -0,13 | -0,07 | |
Сметана 20%: | |||||||||
200гр | 175212,50 | 120121,50 | - | 1,8 | 0,96 | - | -1,8 | -0,96 | |
220гр | - | 23774,25 | 266274,40 | - | 0,19 | 1,4 | +1,4 | +1,21 | |
250гр | 8614,40 | - | - | 0,1 | - | - | -0,1 | - | |
380гр | - | 90962,00 | 370507,50 | - | 0,7 | 1,95 | +1,95 | +1,25 | |
400гр | 332108,87 | 152474,50 | - | 3,4 | 1,2 | - | -3,4 | -1,2 | |
фляжная | 92427,70 | 11775,00 | 91344,00 | 0,94 | 0,09 | 0,48 | -0,46 | +0,39 | |
Сыворотка | 19402,82 | - | - | 0,2 | - | - | -0,2 | - | |
Сыворотка(продукция) | 18656,10 | - | 1000,00 | 0,2 | - | 0,005 | -0,195 | +0,005 | |
Сыр/сырец/: | |||||||||
нежирный | 606430,00 | 124744,00 | 459166,00 | 6,2 | 1 | 2,4 | -3,8 | +1,4 | |
жирный | 28272,00 | - | - | 0,3 | - | - | - | - | |
Сыр-брынза | - | 2565,00 | - | - | 0,02 | - | - | -0,02 | |
Творог: | |||||||||
18% (35-00) | 144062,00 | 5495916,50 | 4389577,80 | 1,5 | 44,1 | 23,1 | +21,6 | -21 | |
18% (46-00) | - | - | 4961927,20 | - | - | 26,1 | - | - | |
5% | - | 308989,50 | 1269803,08 | - | 2,5 | 6,7 | - | +4,2 | |
9% 250гр | 123552,84 | 77430,00 | 128563,60 | 1,26 | 0,6 | 0,7 | -0,56 | +0,1 | |
9% | 2833547,68 | 1153766,76 | - | 2,9 | 9,3 | - | -2,9 | -9,3 | |
обезжиренный | 8900,00 | - | 21070,00 | 0,1 | - | 0,1 | 0 | +0,1 | |
Итого: | 9813026 | 12450950 | 19002063 |
|
|
|
|
|