Расчеты с поставщиками и покупателями как объекты бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:33, реферат

Краткое описание

Деятельность предприятий направляется на производство определенной продукции или работ и услуг, их реализацию, обмен, потребление материальных ценностей. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий появляется довольно большая система взаимоотношений с другими предприятиями и организациями – поставщиками и покупателями.

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Глава 1. Расчеты с поставщиками и покупателями как объекты бухгалтерского учета

    1. Необходимость, формы и задачи учета расчетов с поставщиками  и покупателями

  Деятельность  предприятий направляется на производство определенной продукции или работ  и услуг, их реализацию, обмен, потребление материальных ценностей. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий появляется довольно большая система взаимоотношений с другими предприятиями и организациями – поставщиками и покупателями.

  В экономической  литературе приводятся разные определения поставщиков. Так в учебнике В.В. Кожарского «Бухгалтерский учет в торговле» приводится следующее определение: поставщики – это организации, поставляющие по договору (заказу) материальные ценности, выполняющие различные виды работ и оказывающие услуги. В учебнике Н.С. Стражева «Бухгалтерский учет» дано следующее определение: поставщики – это предприятия, поставляющие данному предприятию товарно-материальные ценности, электроэнергию, газ, пар и т.д.

  Под покупателями понимаются организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы

  Необходимость учет расчетов с поставщиками и покупателями связана с тем, что любая торговая организация, даже самая небольшая, ведет учет расчетов с поставщиками и покупателями. Эффективность руководства деятельностью

предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию о поставщиках и покупателях, о дебиторской и кредиторской задолженности. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Для учета расчетов с поставщиками применяется активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

  • Полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • Товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документов от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
  • Излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
  • Полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа, а также все виды услуг связи и т.д.

   Банки регламентируют формы и правила безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками в соответствии с Банковским кодексом , вступившим в силу с 1 января 2001 года.

  Расчеты между субъектами предпринимательской деятельности в большинстве случаев осуществляется  безналичным путем. Они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение денежных средств за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Рациональная организация расчетов имеет огромное значение для укрепления договорной дисциплины, выполнения обязательства по поставкам товаров в заданном ассортименте и качестве, повышения ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины, сокращение и предупреждение дебиторской задолженности, оптимизации кредиторской задолженности, ускорение расчетов.

  Расчеты могут производиться после отгрузки продукции, товаров , услуг, а могут осуществляться  в виде предварительной оплаты ( предоплаты) в счет будущих поставок товарно-материальных ценностей или оказания услуг.

  Безналичные расчеты производятся как за счет имеющихся средств на расчетном счете предприятия, так и кредитов банков. Все платежи осуществляются в порядке поступления документов , кроме бюджетных налогов и оплаты энергоносителей, которые перечисляются в первоначальном порядке, а также заработная плата. Списание средств со счетов плательщика производиться на основе первого экземпляра платежного поручения, на котором стоят подписи руководителя. Главного бухгалтера и печать предприятия. Помарки, подчистки, исправления в банковских документах не допускаются.

В расчетных документах должны быть следующие реквизиты :

  • Наименование расчетного документа, его номер, дата;
  • Номер и наименование банка плательщика;
  • Наименование плательщика, номер его счета в банке, учетный номер налогоплательщика;
  • Наименование получателя средств, номер его счета и наименование банка, назначение и сумма платежа (цифрами и прописью).

  Поставщик, отгружая продукцию, товары, материалы, прежде всего выписывает сопроводительный документ – товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет.

  Банковский платежный документ выписывает или поставщик, или плательщик в зависимости от принятой формы безналичных расчетов.

  Безналичные расчеты производятся на основании определенных расчетных документов и с соблюдением установленного документооборота. В соответствии с действующим законодательством и в зависимости от вида расчетных документов, способов платежа и организации документооборота в банках плательщиков и получателей денежных документов различают следующие  основные формы безналичных расчетов:

  • Расчеты платежными требованиями,
  • платежными поручениями,
  • платежными требованиями-поручениями,
  • аккредитивами,
  • векселями,
  • банковскими  пластиковыми карточками.

  Наиболее распространенной формой расчетов за товары являются расчеты платежными требованиями. При расчетах платежными требованиями  получатель денежных средств (поставщик) представляет в обслуживающий его банк платежное требование об уплате ему определенной суммы за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. К платежному требованию прилагаются товарно-транспортные  и другие документы, подтверждающие поставку (отгрузку) товаров, выполненные работы или оказанные услуги. Банк поставщика пересылает платежное требование в банк покупателя (плательщика). Банк плательщика принимает платежное требование к оплате в случае акцепта покупателем. Акцепт – это согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований. Полный или частичный отказ от акцепта бывает в случаях поставки незаказанных или некачественных товаров, наличие недостачи, боя, лома, порчи товара по вине поставщика, завышение договорных цен и т.п. Оплаченные платежные требования банк покупателя (плательщика) возвращает в банк поставщика и зачисляет денежные средства на его расчетный или другие счета. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика поступившие в банк плательщика платежные требования помещаются в специальную картотеку с начислением пени за каждый день просрочки платежа.

  Платежное поручение представляет собой расчетный документ , содержащий поручение плательщика своему банку на перечисление с его счета определенной суммы на счет получателя. Платежными поручениями оформляются расчеты  за полученные товары (при наличии документов,  подтверждающих их отгрузку), предварительная оплата товаров и расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет по налогом и сборам, оплату коммунальных и других услуг, погашение банковских кредитов, предоставление долгосрочных и краткосрочных займов и т.п.). Копии платежных поручений после их оплаты с выпиской банка поступают в бухгалтерию получателя денежных средств.

   Еще одной формой расчетов с поставщиками является платежное требование-поручение.  Данная форма представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная сумма (акцепт – согласие на оплату) была перечислена со счета плательщика на счет поставщика.

  Банк плательщика на основании первого экземпляра требования-поручения производит списание средств со счета плательщика и оставляет у себя , направляет второй экземпляр в банк поставщика.

  При регулярных, постоянных поставках товаров расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей. При этой форме расчетов оплата поступивших товаров производится не по каждой партии, а в сроки и размерах, согласованных сторонами в  договорах поставки товаров (ежедневно или через каждые 3,5,7 или 10 дней). На каждый плановый платеж покупатель представляет в банк отдельное платежное поручение, в котором указывает « Плановый платеж по договору…» (с указанием номера и даты договора поставки товаров). По окончании месяца поставщик и покупатель уточняют свои расчеты 9 на основание фактического отпуска товаров за месяц). Если покупатель (плательщик) перечислили денежных средств больше, чем с него причитается, то эта разность засчитывается при платеже в следующем месяце. В случае недоплаты ближайший плановый платеж увеличивается на ее размер.

  Аккредитивная форма применяется при иногородних расчетах. Аккредитив – это поручение банка покупателя ( плательщика) банку поставщика оплатить платежное требование поставщика за отгруженные товары на условиях, предусмотренных покупателем. Аккредитив открывают за счет собственных средств плательщика либо за счет кредита банка. Аккредитив выставляют только для расчетов с одним поставщиком.

  Аккредитивная форма расчетов может также применяться в  качестве санкции к неаккуратному плательщику за задержку платежа. Эта форма расчетов наиболее удобна для поставщика , так как гарантирует своевременный платеж. Порядок осуществления расчетов в форме аккредитива регулируется правилами банков. Сумма и срок действия аккредитива обязательно оговаривается в договоре и в заявлении на открытие аккредитивного счета. В заявлении также указывают наименование поставщика номер договора поставок и товаров, объем поставок, документы, служащие основанием для оплаты счетов поставщиков , и т.п. Для получения средств с аккредитива поставщик, отгрузив товары, предъявляет в обслуживающий его банк товарные, расчетные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Банк контролирует правильность расчетов посредством аккредитивов и своевременность его закрытия  по истечении срока действия.

  Для безналичных расчетов, гарантирующих своевременность платежей, применяют чеки из чековых книжек. Банк выдает чековые книжки по заявлению предприятия. В чековой книжке указывается сумма денежных средств, списание с расчетного счета, в пределах которой можно выписывать чеки. Чеки применяются в Республике Беларусь в основном для расчетов за различные работы и услуги, погрузочно-разгрузочных работы и т.п.). Порядок осуществления расчетов чеками регулируются правилами банков.

  В настоящее время наряду с предоплатой применяется рассрочка платежа  (коммерческий кредит) с уплатой процентов поставщику за предоставленную рассрочку платежа и на сумму  увеличивается стоимость покупаемых материальных ценностей.

    В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги.  
 

Информация о работе Расчеты с поставщиками и покупателями как объекты бухгалтерского учета