Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:33, реферат
Деятельность предприятий направляется на производство определенной продукции или работ и услуг, их реализацию, обмен, потребление материальных ценностей. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий появляется довольно большая система взаимоотношений с другими предприятиями и организациями – поставщиками и покупателями.
Глава 1. Расчеты с поставщиками и покупателями как объекты бухгалтерского учета
Деятельность предприятий направляется на производство определенной продукции или работ и услуг, их реализацию, обмен, потребление материальных ценностей. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий появляется довольно большая система взаимоотношений с другими предприятиями и организациями – поставщиками и покупателями.
В экономической литературе приводятся разные определения поставщиков. Так в учебнике В.В. Кожарского «Бухгалтерский учет в торговле» приводится следующее определение: поставщики – это организации, поставляющие по договору (заказу) материальные ценности, выполняющие различные виды работ и оказывающие услуги. В учебнике Н.С. Стражева «Бухгалтерский учет» дано следующее определение: поставщики – это предприятия, поставляющие данному предприятию товарно-материальные ценности, электроэнергию, газ, пар и т.д.
Под покупателями понимаются организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы
Необходимость учет расчетов с поставщиками и покупателями связана с тем, что любая торговая организация, даже самая небольшая, ведет учет расчетов с поставщиками и покупателями. Эффективность руководства деятельностью
предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию о поставщиках и покупателях, о дебиторской и кредиторской задолженности. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Для учета расчетов с поставщиками применяется активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
Банки регламентируют формы и правила безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками в соответствии с Банковским кодексом , вступившим в силу с 1 января 2001 года.
Расчеты между субъектами предпринимательской деятельности в большинстве случаев осуществляется безналичным путем. Они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение денежных средств за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Рациональная организация расчетов имеет огромное значение для укрепления договорной дисциплины, выполнения обязательства по поставкам товаров в заданном ассортименте и качестве, повышения ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины, сокращение и предупреждение дебиторской задолженности, оптимизации кредиторской задолженности, ускорение расчетов.
Расчеты могут производиться после отгрузки продукции, товаров , услуг, а могут осуществляться в виде предварительной оплаты ( предоплаты) в счет будущих поставок товарно-материальных ценностей или оказания услуг.
Безналичные расчеты производятся как за счет имеющихся средств на расчетном счете предприятия, так и кредитов банков. Все платежи осуществляются в порядке поступления документов , кроме бюджетных налогов и оплаты энергоносителей, которые перечисляются в первоначальном порядке, а также заработная плата. Списание средств со счетов плательщика производиться на основе первого экземпляра платежного поручения, на котором стоят подписи руководителя. Главного бухгалтера и печать предприятия. Помарки, подчистки, исправления в банковских документах не допускаются.
В расчетных документах должны быть следующие реквизиты :
Поставщик, отгружая продукцию, товары, материалы, прежде всего выписывает сопроводительный документ – товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет.
Банковский платежный документ выписывает или поставщик, или плательщик в зависимости от принятой формы безналичных расчетов.
Безналичные расчеты производятся на основании определенных расчетных документов и с соблюдением установленного документооборота. В соответствии с действующим законодательством и в зависимости от вида расчетных документов, способов платежа и организации документооборота в банках плательщиков и получателей денежных документов различают следующие основные формы безналичных расчетов:
Наиболее распространенной формой расчетов за товары являются расчеты платежными требованиями. При расчетах платежными требованиями получатель денежных средств (поставщик) представляет в обслуживающий его банк платежное требование об уплате ему определенной суммы за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. К платежному требованию прилагаются товарно-транспортные и другие документы, подтверждающие поставку (отгрузку) товаров, выполненные работы или оказанные услуги. Банк поставщика пересылает платежное требование в банк покупателя (плательщика). Банк плательщика принимает платежное требование к оплате в случае акцепта покупателем. Акцепт – это согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований. Полный или частичный отказ от акцепта бывает в случаях поставки незаказанных или некачественных товаров, наличие недостачи, боя, лома, порчи товара по вине поставщика, завышение договорных цен и т.п. Оплаченные платежные требования банк покупателя (плательщика) возвращает в банк поставщика и зачисляет денежные средства на его расчетный или другие счета. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика поступившие в банк плательщика платежные требования помещаются в специальную картотеку с начислением пени за каждый день просрочки платежа.
Платежное поручение представляет собой расчетный документ , содержащий поручение плательщика своему банку на перечисление с его счета определенной суммы на счет получателя. Платежными поручениями оформляются расчеты за полученные товары (при наличии документов, подтверждающих их отгрузку), предварительная оплата товаров и расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет по налогом и сборам, оплату коммунальных и других услуг, погашение банковских кредитов, предоставление долгосрочных и краткосрочных займов и т.п.). Копии платежных поручений после их оплаты с выпиской банка поступают в бухгалтерию получателя денежных средств.
Еще одной формой расчетов с поставщиками является платежное требование-поручение. Данная форма представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная сумма (акцепт – согласие на оплату) была перечислена со счета плательщика на счет поставщика.
Банк плательщика на основании первого экземпляра требования-поручения производит списание средств со счета плательщика и оставляет у себя , направляет второй экземпляр в банк поставщика.
При регулярных, постоянных поставках товаров расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей. При этой форме расчетов оплата поступивших товаров производится не по каждой партии, а в сроки и размерах, согласованных сторонами в договорах поставки товаров (ежедневно или через каждые 3,5,7 или 10 дней). На каждый плановый платеж покупатель представляет в банк отдельное платежное поручение, в котором указывает « Плановый платеж по договору…» (с указанием номера и даты договора поставки товаров). По окончании месяца поставщик и покупатель уточняют свои расчеты 9 на основание фактического отпуска товаров за месяц). Если покупатель (плательщик) перечислили денежных средств больше, чем с него причитается, то эта разность засчитывается при платеже в следующем месяце. В случае недоплаты ближайший плановый платеж увеличивается на ее размер.
Аккредитивная форма применяется при иногородних расчетах. Аккредитив – это поручение банка покупателя ( плательщика) банку поставщика оплатить платежное требование поставщика за отгруженные товары на условиях, предусмотренных покупателем. Аккредитив открывают за счет собственных средств плательщика либо за счет кредита банка. Аккредитив выставляют только для расчетов с одним поставщиком.
Аккредитивная форма расчетов может также применяться в качестве санкции к неаккуратному плательщику за задержку платежа. Эта форма расчетов наиболее удобна для поставщика , так как гарантирует своевременный платеж. Порядок осуществления расчетов в форме аккредитива регулируется правилами банков. Сумма и срок действия аккредитива обязательно оговаривается в договоре и в заявлении на открытие аккредитивного счета. В заявлении также указывают наименование поставщика номер договора поставок и товаров, объем поставок, документы, служащие основанием для оплаты счетов поставщиков , и т.п. Для получения средств с аккредитива поставщик, отгрузив товары, предъявляет в обслуживающий его банк товарные, расчетные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Банк контролирует правильность расчетов посредством аккредитивов и своевременность его закрытия по истечении срока действия.
Для безналичных расчетов, гарантирующих своевременность платежей, применяют чеки из чековых книжек. Банк выдает чековые книжки по заявлению предприятия. В чековой книжке указывается сумма денежных средств, списание с расчетного счета, в пределах которой можно выписывать чеки. Чеки применяются в Республике Беларусь в основном для расчетов за различные работы и услуги, погрузочно-разгрузочных работы и т.п.). Порядок осуществления расчетов чеками регулируются правилами банков.
В настоящее время наряду с предоплатой применяется рассрочка платежа (коммерческий кредит) с уплатой процентов поставщику за предоставленную рассрочку платежа и на сумму увеличивается стоимость покупаемых материальных ценностей.
В настоящее
время организации сами выбирают форму
расчётов за поставленную продукцию или
оказанные услуги.
Информация о работе Расчеты с поставщиками и покупателями как объекты бухгалтерского учета