Расчеты с поставщиками и покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели работы, можно выделить следующие основные задачи исследования:
– изучение теоретических и правовых основ учета реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
– анализ и оценка существующей системы учета и внутреннего контроля организации в целом и в частности процесса продаж и расчетов с покупателями;
– выявление путей совершенствования системы учета и внутреннего контроля продаж продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические и правовые основы учета расчётов с покупателями и заказчиками в сельскохозяйственных организациях 5
1.1 Расчёты с покупателями и заказчиками за сельскохозяйственную продукцию: понятие, сущность, виды 5
1.2 Нормативно – правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками 9
1.3 Теоретические основы учёта расчётов с покупателями и заказчиками 14
2 Современное состояние учета и организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристики ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.2 Действующий порядок и организация расчётов с покупателями и заказчиками 27
2.3 Первичный, аналитический и синтетический учёт расчётов с покупателями и заказчиками 32
Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 41
3.1 Оценка и учет дебиторской задолженности и обоснование оптимальных вариантов расчетов с покупателями и заказчиками 41
3.2 Совершенствование внутрихозяйственного контроля расчетов с покупателями и заказчиками 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57

Файлы: 1 файл

МОЯ.doc

— 258.48 Кб (Скачать)

6.     отказ от акцепта должен быть обоснован;

7.     списание денег со счета без согласия хозяйствующего субъекта допускается лишь по бесспорным суммам в случаях, предусмотренных законодательством; платежи производятся преимущественно за счет собственных средств плательщика, а в отдельных случаях кредита банка.

В целом, соблюдение этих принципов является важным условием своевременности проведения расчетов с покупателями и заказчиками и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками

 

Каждая организация реализует свою продукцию и получает оплату деньгами, в тоже время, предприятие постоянно приобретает материальные ценности. Таким образом, расчетные взаимоотношения возникают на стадии реализации продукции и на стадии приобретения материальных ценностей. Следовательно, от правильной организации расчетов зависит кругооборот средств организации. Каждый производственный цикл начинается и заканчивается расчетными взаимоотношениями. Задержка в расчетах ведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств и даже к остановке производства. Соблюдение договорной дисциплины, эффективное ведение хозяйства обеспечивают финансовую устойчивость организации и его платежеспособность. Однако эффективность расчетов зависит не только от работы предприятия и его платежеспособности, но и от деятельности банков.

Расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Совокупность денежных расчетов, образующаяся в результате функционирования денег в качестве средств платежа, образует платежный оборот предприятия. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Письмом ЦБ РФ от 4 октября 2003 18 (в редакции от 26.02.2007 также Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 9 октября 2005г. № 199-П (в редакции от 13.06.2008., №1836-У). [2]

Также, Центральный банк РФ В соответствии с законодательством разработал Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 2003 14-П (в редакции от 31.10 2008г.), обязательное для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами. В соответствии с этим Положением организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 9 октября 2005. № 199-П (с изменениями 26.01.2007г. №8854)

Право выбора формы расчетов в Российской Федерации принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. И только в строго оговоренных законодательством случаях (например, выплата заработной платы, стипендий, пенсий) форма расчетов должна быть наличной.

Вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2006. № 2-П.

При выборе форм безналичных расчетов учитываются такие факторы, как экономическое положение в стране, уровень инфляции; характер связей между поставщиком о покупателем (постоянный или временный); финансовое положение и репутация покупателя; вид поставляемой продукции; место осуществления платежей (иногородние и местные).

В соответствии с Указом Президента РФ от 20. 12. 94 № 2204 « Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров ( выполнение работ или оказание услуг ) » расчеты по поставленной продукции, выполненным работам и оказанным услугам должны быть осуществлены в течении 3 месяцев с момента поставки продукции. Если в указанный срок расчеты не произведены, то весь доход по сделкам подлежит изъятию в бюджет при условии, что кредитор не предпринял всех необходимых мер к возмещению задолженности, вплоть до обращения в суд.

Установленный в Указе Президента порядок расчетов между дебиторами и кредиторами уточнен Постановлением Правительства РФ от 18.08.99. № 817 (в редакции от 20.02.2002 г.) «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». В соответствии с п.2 данного положения не истребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией – должником товаров в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыль, учитываемую при налогообложении.

Перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности становится особенно актуальным списание с баланса организации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. В соответствии с п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (в ред. от 27.11.2006 г.), внереализационными расходами организации являются суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Согласно п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.2003г         № 34н (в ред. от 26.03.2007 г.), дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на финансовые результаты деятельности организации и являются внереализационными расходами. Для списания просроченной дебиторской задолженности необходимо провести инвентаризацию задолженностей.

Общий срок исковой давности установлен ст. 196 Гражданского кодекса РФ в 3 года. Срок исковой давности исчисляется в соответствии со ст. 190-194, 200 ГК РФ, причем течение срока исковой давности по обязательствам начинается по окончании срока, определенного договором для исполнения обязательства. С этим можно поспорить. Статьей 203 Гражданского кодекса РФ установлено, что срок исковой давности может прерываться, а после перерыва он отсчитывается заново

Согласно п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. [3]

Имущественные права являются одним из видов имущества организации. Таким образом, дебиторская задолженность (право на получение определенной денежной суммы) действительно является частью имущества организации. Вместе с тем неразрывно связанную с ней кредиторскую задолженность (обязательство произвести платеж в определенной сумме) к имуществу отнести уже нельзя. Такое различие связано не только с экономической, но и с правовой природой этих двух видов задолженности:

-         при погашении дебиторской задолженности валюта баланса не изменяется, просто вместо одного вида имущества (право требования) появляется другой (деньги);

-         при погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением не только суммы задолженности (кредитового сальдо по счетам учета расчетов), но и размера имуществ организации ( денежных средств).

Согласно ст.128 ГК РФ предметом хозяйственных договоров организаций могут быть любые виды объектов гражданских прав, в том числе права денежного требования или дебиторская задолженность.

Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. На практике деятельность, оформляемая договором финансирования под уступку денежного требования, или факторинговая деятельность, может предполагать:

-         «обслуживание долга», т. е. покупку долгов с целью получения в дальнейшем денег по ним;

-         «куплю-продажу долгов», т. е. приобретение долга с целью его последующей переуступки новому кредитору.

Согласно ст.832 ГК РФ в случае обращения финансового агента к должнику с требованием произвести платеж должник вправе в соответствии со ст.410-412 ГК РФ предъявить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомление об уступке требования финансовому агенту. [4]

Таким образом, правовое регулирование расчетов с покупателями заказчиками довольно сложный процесс, который подразумевает знание различных видов законодательных документов и нормативных актов: кодексов, законов, писем, положений, указов.

 

1.3 Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

В хозяйстве при формировании учетной политики был рассмотрен вопрос в выборе метода учета реализации. За момент реализации сельскохозяйственной продукции принят момент ее отгрузки. В этом случае показатель дебиторской задолженности оценивается в размере выручки - договорной стоимости отгруженной продукции и отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Покупатели и заказчики погашают задолженность по приобретенной сельскохозяйственной продукции в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки. При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Для обобщения информации о расчётах с покупателями и заказчиками предназначен счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Этот счёт активно - пассивный. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

1. - «Расчеты по государственным контрактам»,

2.-«Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК»,

3. - «Расчеты по векселям полученным»,

4. - «Расчеты по авансам полученным»,

5. - «Внутригрупповые расчеты взаимосвязанных организаций»,

6. - «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Для отражения операций по реализации продукции в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» применяются следующие документы:

- Счёта - фактуры,

- Расчётные чеки

- Расчёт по аккредитиву

- Платёжное требование

Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие продукцию, оказывающие услуги. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю счет-фактура необходим для возмещения сумм НДС.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки продукции или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту продукцию. Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации продукции.

В ОАО «Молочный комбинат «Саранский» применяют в основном счет-фактуру и платежное поручение по расчету с покупателями и заказчиками. Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые необходимо представить в банк, зависит от того, каким образом осуществляется платеж, как правило представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка покупателя). Никакие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.

Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале регистраций платежных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер. В платежном поручении указывается ИНН; наименование и номер счета в кредитной организации, банковский идентификационный код и др. реквизиты.

Первый экземпляр платежного поручения подписывают гл. бухгалтер и руководитель организации. Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий вас банк. Последний экземпляр платежного поручения банк должен возвратить клиенту с отметкой «принято к исполнению» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению. К документам по учету расчетов с покупателями и заказчиками относятся: расчетный чек, заявление на аккредитив, платежное требование – поручение.

Схема аккредитивной формы расчетов: - заключение договора - контракта с указанием аккредитивной формы расчетов; - заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком); - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива; - извещение об открытии аккредитива, его условия; - сообщение поставщику условий аккредитива; - отгрузка готовой продукции по условиям аккредитива; - поставщик предоставил платежные документы на оплату за счет аккредитива; - извещение об использование аккредитива; - выписка из расчетного счета - зачислен платеж; - выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива. Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву напрямую зависит от того, на каких условиях открывается аккредитив, а так же от вида аккредитива.

Информация о работе Расчеты с поставщиками и покупателями