Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:17, курсовая работа
Исходя из цели работы, можно выделить следующие основные задачи исследования:
– изучение теоретических и правовых основ учета реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
– анализ и оценка существующей системы учета и внутреннего контроля организации в целом и в частности процесса продаж и расчетов с покупателями;
– выявление путей совершенствования системы учета и внутреннего контроля продаж продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы учета расчётов с покупателями и заказчиками в сельскохозяйственных организациях 5
1.1 Расчёты с покупателями и заказчиками за сельскохозяйственную продукцию: понятие, сущность, виды 5
1.2 Нормативно – правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками 9
1.3 Теоретические основы учёта расчётов с покупателями и заказчиками 14
2 Современное состояние учета и организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристики ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.2 Действующий порядок и организация расчётов с покупателями и заказчиками 27
2.3 Первичный, аналитический и синтетический учёт расчётов с покупателями и заказчиками 32
Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 41
3.1 Оценка и учет дебиторской задолженности и обоснование оптимальных вариантов расчетов с покупателями и заказчиками 41
3.2 Совершенствование внутрихозяйственного контроля расчетов с покупателями и заказчиками 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
– организацию учета и расчетов по налогу на добавленную стоимость;
– расчет за отгруженную продукцию с учетом исключения дебиторской задолженности;
– причины дебиторской задолженности и принимаемые меры по ее исключению;
– соответствие складских помещений требованиям сохранности материальных ценностей;
– контроль за вывозом готовой продукции;
– порядок учета выручки от реализации продукции и соблюдение единого метода учета реализации продукции;
– правильность составления бухгалтерских проводок по отгрузке и реализации продукции;
– обеспеченность кассовыми аппаратами при реализации продукции за наличный расчет;
– соблюдение установленного порядка по оприходованию наличных денежных средств в кассу предприятия;
- Процедура «Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности». Это одна из важнейших процедур проверки расчетов с покупателями и заказчиками, так как операции с дебиторской задолженностью и погашением ее денежными средствами предоставляют возможность для нарушения законодательства и искажений данных финансовой отчетности.
Техника исполнения состоит в следующем. Комиссия, просматривая регистры бухгалтерского учета, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет эти данные с ответами на запросы. Вся эта информация группируется в таблице.
Оформление разделов информации рассмотрим в таблице 5.
Таблица 5 Достоверность, реальность и законность задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками
№ п/п | Наименование покупате- ля | Наименование договора, дата и номер | Дата возникно- вения задолжен- ности | Сальдо задолженности на счете 62 | Соответствие сальдо расчетным документам, выпискам, регистрам учета и запросам | Выводы и предложе- ния проверяю-щего | ||
дебет | кредит | дебет | кредит |
Таким образом, разработанная программа внутренней проверки цикла расчетов с покупателями и заказчиками для ревизионной комиссии позволит избежать многие нарушения законодательства. Проверка должна назначаться приказом руководителя акционерного общества, в котором указывается организационный метод проверки (документальная, комплексная), наименование структурного подразделения, за какой период производится проверка, фамилии, имя, отчество членов ревизионной группы (с указанием руководителя) и их должности, срок проведение проверки.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям очень часто возникает дебиторская задолженность. Поэтому особое место в работе бухгалтерских служб должно быть отведено контролю за состоянием дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность относится к активам организации, это особенный вид оборотных средств. Высокая доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных средств – одна из причин неудовлетворительного финансового состояния многих предприятий. Большая задолженность покупателей провоцирует рост задолженности поставщикам сырья, материалов, топлива и энергии – кредиторскую задолженность.
С 01.01.2011г. все дебиторские задолженности, числящиеся на предприятии, учитываются отдельно как истребованные и неистребованные. Истребованной дебиторской задолженностью считается та задолженность, по которой до обращения в судебную инстанцию организация-кредитор в течение месяца со дня просрочки исполнения обязательств должником, приняла все меры для ее погашения организацией – дебитором. Неистребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией – должником товаров в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыль, учитываемую при налогообложении.
Невысокие финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия могли возникнуть вследствие низкого уровня подготовки и проведения как финансовой так и бухгалтерской работы в хозяйстве. Поэтому бухгалтерские службы должны усиливать свои функции, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами заданий по производству и реализации продукции, снижением затрат, сокращением непроизводственных расходов и потерь, повышением качества выпускаемой продукции, изысканием путей устранения убыточности, увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.
Для документального оформления операций по реализации продукции предусмотрены соответствующие первичные документы. например, товарно-транспортная накладная.Отпуск продукции работникам завода в счет оплаты труда оформляют ведомостями. [11]
Ежемесячно, по требованию организаций или в конце месяца предоставляются счет-фактура на реализованную продукцию, необходимые предприятиям для оплаты продукции и зачета сумм НДС. Выданные счета-фактуры фиксируются в Журнале регистрации выданных счетов-фактур и в Книге продаж. В течение месяца проводится выборочная сверка расчетов с покупателями продукции, которая оформляется Актом сверки взаимных расчетов в двух экземплярах, которые отправляются покупателю для сверки текущего сальдо.
Синтетическими счетами, связанными с расчетами с покупателями и заказчиками и процессом реализации, являются счет № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет № 90 «Продажи», счет № 91 «Прочие доходы и расходы».
Органом внутренней проверки в является ревизионная комиссия. Она действует на основании устава организации.
Основная нагрузка по проведению проверок возложена на работников бухгалтерии, что занимает достаточно много времени и сил, а следовательно снижает работоспособность и возможно качество ведения непосредственно учета из-за притупления внимательности при выполнении своей работы. Поэтому основным направлением совершенствования контроля расчетов за реализованную продукцию является передача части контрольных функций по возможности органу внутреннего контроля, то есть ревизионной комиссии, а также приведение его в систему, разработка планов, программ, рабочих форм документов и отчетов.
10Целесообразно для акционерного общества устанавливать некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты. Оптимальной будет скидка в 1,0 % при условии оплаты в течение месяца. Аргументом в пользу предоставления скидки является то, что в случае досрочной оплаты сокращается объем дебиторской задолженности.
Основным предложением по совершенствованию контроля за продажей продукции и расчетами с покупателями и заказчиками является систематизация проведения проверок путем составления примерной программы внутреннего контроля расчетов с покупателями за реализованную продукцию для ревизионной комиссии в ОАО «Молочный комбинат «Саранский».
Список использованной литературы
1 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 14.12. 2009 года №164-ФЗ
2 Федеральный закон от 21 ноября 2003г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 03.11.2006г.)
3 Постановление Правительства РФ от 18 августа 2003 года № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнения работ или оказания услуг» (в редакции от 20.02.2007г.)
4 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в редакции от 25.08.2006г.)
5 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.2002 г. № 34-н (в редакции от 26.03.2007г.)
6 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 2003 г. N 32н (в ред. Приказа Минфина РФ от 21.11.2006г.)
7 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 2002 г. N 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006г.)
8 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2004 г. № 94н11.(в редакции от 18.09.2006г.)
9 Богаченко В.М. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие, изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
10 Бурцев В.В. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами // Бухгалтерский вестник – 2008 г. - № 7 – с. 13-18
11 Бухгалтерский учет: Учебник/П.С. Безруких, Н.П.Кондраков, В.Ф. Палий и др.; Под ред. П.С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 528 с.
12 Бухгалтерский учёт в агропромышленном комплексе: Учебное пособие / Н.Н. Бондина, Н.А. Бондин, Е.И. Мартемьянова, Т.В. Зубкова – М.: КНОРУС, 2008
13 Гладышева Ю. П. Как организовать налоговый учет. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Бератор-Пресс, 2007.- 184 с.
14 Гуленина И. В. Как списать дебиторскую задолженность // Главбух – 2009 г. – № 21 – с. 53-63
15 Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2008.
16 Касьянова Г. Ю. Механизмы контроля дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет - 2008г. - № 5 – с. 66-72.
17 Ковалев В.В. Финансовый анализ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.
18 Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
19 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 584 с.
20 Крутякова Т. «Определение цены и даты реализации товаров (работ, услуг) для исчисления НДС» // «Бухгалтерское приложение» к еженедельнику «Экономика и жизнь», май 2009 – № 21; С.7–9.
21 Лытнева И. А. Учет и налогообложение задолженности при расчетах с покупателями // Бухгалтерский учет – 2007 г. - № 13 – с. 18-25
22 Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008
23 Пятов М. Л. Учет реализации дебиторской задолженности //Бухгалтерский учет – 2009 г. - № 11 – с. 32-41
24 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп.. – Минск: ООО «Новое знание», 2007.
25 Самохвалова В.В. Контроль, истребование и списание дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет – 2007 г. - № 5 – с. 72-81.
26 Середа К. Н. Лазарева Н. А. Экспресс-курс: новое в бухгалтерском учете. Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 480 с.
27 Терехов А. А., Терехов М. А. Контроль и аудит : основные методические приемы и технология. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с.
28 Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2008.
29 Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.А. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2007.
30 Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект,2009.
31 Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2008
32 Шишкин А.К., Микрюков,В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии:Учебн.пособие для вузов.– М.:Аудит,ЮНИТИ,2009.–496 с.
33 Экономическая теория: Учебник / А.И. Амосов, А.И. Архипов, 34 А.К.Большаков и др. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2009
www sibupk.su
www buh.ru
www nalog.consultant.ru
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение А
Организационная структура ОАО «Молочный комбинат «Саранский»
Приложение Б
План производства по ассортименту продукции.
Наименование продукции | План, тыс. тонн | Факт, тыс. тонн | % выполнения плана |
2009 г. | |||
Молоко | 2415 | 2408 | 99,8 |
Кефир | 2113 | 2102 | 99,6 |
Сметана | 1057 | 1016 | 96,25 |
Творог | 1208 | 1190 | 98,5 |
Масло | 755 | 734 | 97,35 |
Всего: | 7548 | 7420 | 98,3 |
2010 г. | |||
Молоко | 2576 | 2572 | 99,85 |
Кефир | 2254 | 2250 | 99,8 |
Сметана | 1127 | 1093 | 97 |
Творог | 1288 | 1273 | 98,85 |
Масло | 805 | 786 | 97,6 |
Всего: | 8050 | 7934 | 98,6 |
2011 г. | |||
Молоко | 2698 | 2697 | 99,95 |
Кефир | 2361 | 2369 | 99,95 |
Сметана | 1180 | 1165 | 98,75 |
Творог | 1349 | 1343 | 99,6 |
Масло | 844 | 834 | 99,25 |
Всего: | 8432 | 8390 | 99,5 |