Учет расчетов с покупателями и поставщиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развития и становления рыночных отношений важное место приобретают расчеты между предприятиями. У предприятий возникают возможности применять новые формы расчетов, расширяется круг поставщиков и покупателей, возникают новые хозяйственные связи. Нужно отметить, что в настоящее время между предприятиями существует проблема неплатежей. Решением данной проблемы было посвящено много законодательных актов, которые контролируют отношения взаимных расчетов между предприятиями. Примерами таких законодательных актов являются: Положение о безналичных расчетах в РФ, Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” (с изм. и доп. от 09.08.1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.), Положение о бухгалтерском учете.

Оглавление

Введение
Значение и задачи учета расчетов с покупателями и поставщиками
Общее положение учета расчетов с покупателями и поставщиками
Формы расчетов с поставщиками и покупателями
Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями
Организация расчетов с поставщиками
Организация учета расчетов с покупателями
Расчеты с покупателями и поставщиками векселями

Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

0127808_F1532_uchet_raschetov_s_pokupatelyami_i_postavshikami.docx

— 52.95 Кб (Скачать)

Учет  расчетов с покупателями и поставщиками  

 

План

Введение

  1. Значение и задачи учета расчетов с покупателями и поставщиками

    1. Общее положение учета расчетов с покупателями и поставщиками

    1. Формы расчетов с поставщиками и покупателями

  1. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями

    1. Организация расчетов с поставщиками

    1. Организация учета расчетов с покупателями

    1. Расчеты с покупателями и поставщиками векселями

 

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

 

 В условиях развития и становления рыночных отношений  важное место приобретают расчеты  между предприятиями. У предприятий  возникают возможности применять  новые формы расчетов, расширяется  круг поставщиков и покупателей, возникают новые хозяйственные  связи. Нужно отметить, что в настоящее  время между предприятиями существует проблема неплатежей. Решением данной проблемы было посвящено много законодательных  актов, которые контролируют отношения  взаимных расчетов между предприятиями. Примерами таких законодательных  актов являются: Положение о безналичных  расчетах в РФ, Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах  по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” (с изм. и доп. от 09.08.1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.), Положение о бухгалтерском учете. Таким образом, мы видим, что актуальность выбранной мною темы “Организация учета и анализа расчетов с покупателями и поставщиками” не вызывает сомнения. В современных условиях финансовое положение предприятия в значительной мере зависит и от состояния расчетов этого предприятия со своими поставщиками и покупателями. Анализ финансового состояния расчетов позволяет выявить просроченную задолженность и соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, а, следовательно, и платежеспособность предприятия.

Многие ученые в своих работах  рассматривали проблемы связанные  с учетом расчетов между предприятиями, освещая основные аспекты учета  и анализ расчетов с покупателями и поставщиками, изменения в учете, связанные с изменение законодательной  базы, а также специфические вопросы  учета расчетов, связанные с особенностями  деятельности предприятий.

В работе рассматривается значение и задачи учета расчетов, формы  безналичных расчетов, применяемые  в РФ в соответствии с законодательством. В работе рассматривается организация  учета расчетов с покупателями и  поставщиками, а именно: бухгалтерские  счета, применяемые для учета  расчетов, бухгалтерские регистры, применяемые при журнально-ордерной форме учета. Обособленно проведено  исследование вопроса об организации  учета расчетов с покупателями и  поставщиками и использованием векселей. В настоящее время расчеты  векселями выходят на новую стадию своего развития. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения” (с изм. и доп. от 27.12.1995 г.) в хозяйственном обороте на территории РФ было упорядочено вексельное обращение, что и стало стимулом для более широкого применения векселей в расчетах между предприятиями.

Таким образом, в работе освещены такие  аспекты как: значение и задачи учета  расчетов с покупателями и поставщиками, бухгалтерский учет расчетов с покупателями и поставщиками, учета расчетов с  покупателями и поставщика с использованием векселей.

1. Значение и задачи учета расчетов  с покупателями и поставщиками

 

 

 1.1. Общее положение  учета расчетов с покупателями  и поставщиками

Предприятия вступают в расчетно-денежные отношения с другими юридическими и физическими лицами за полученные ценности, выполненные работы и поставленные услуги, а также за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные  работы и предоставленные и услуги. Такие расчетные отношения возникают  с поставщиками (подрядчиками) и  с покупателями (заказчиками).

Поставщики и подрядчики — это  организации, поставляющие сырье, материалы  и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные  услуги (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняют разные работы (капитальный и текущий  ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут, как правило, после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг  либо одновременно с ними с согласия предприятия (акцепта) либо по его поручению. Без согласия предприятия, в безакцептном порядке, оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Покупатели и заказчики —  это организации, которые приобретают  товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг. Расчеты с покупателями ведутся  с последующей или предварительной  оплатой договорных обязательств в  соответствии с условиями заключенных  договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками  зависит от выбранного метода учета  реализации продукции. На это влияет метод определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции  может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, тогда  дебиторская задолженность учитывается  по производственной себестоимости; либо за момент реализации принимается момент ее отгрузки, тогда дебиторская задолженность учитывается по цене реализации.

Расчеты с покупателями и поставщиками являются составной частью расчетов с дебиторами и кредиторами. Таким  образом, мы можем рассматривать  расчеты с покупателями и поставщиками в рамках расчетов с дебиторами и  кредиторами. Дебиторская задолженность  и производственные запасы нередко  составляют значительную долю в структуре  баланса предприятия. В статье “Анализ  и управление дебиторской задолженностью”, профессор Ковалев, ссылаясь на западные источники, приводит данные, что на долю средней производственной компании приходится около 80 % оборотных средств  и 33 % всех активов предприятия. Доля дебиторской задолженности в  оборотных средствах среднего российского  промышленного предприятия может  существенно колебаться, однако ее уровень обычно составляет не менее 20—30 %.

На уровень дебиторской задолженности  влияют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет, безналичный расчет и в кредит.

Таким образом, мы видим, что значение учета расчетов с покупателями (дебиторами) и поставщиками (кредиторами) состоит  в оформлении бухгалтерскими документами  хозяйственных связей и, связанных  с ними, возникающих денежных расчетов с поставщиками и покупателями.

Четкая организация расчетов между  поставщиками и покупателями оказывает  непосредственное влияние на ускорение  оборачиваемости и своевременного поступления денежных средств. Таким  образом, задачами учета расчетов с  покупателями и поставщиками являются:

1) обеспечение своевременного и  правильного движения денежных  средств на предприятии;

2) контроль за использованием денежных средств по назначению;

3) проведение оперативного, повседневного  контроля за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе;

4) обеспечение своевременного и  правильного произведения расчетов  с покупателями и заказчиками;

5) контроль за соблюдением форм расчетов установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

6) своевременная выверка расчетов  с дебиторами и кредиторами  для исключения просроченной  задолженности;

7) контроль за авансовыми платежами.

 

1.2. Формы расчетов  с поставщиками и покупателями

Платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных  расчетов. Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности, производятся, как правило, в безналичном порядке. Безналичные  расчеты производятся через банки  и другие кредитно-расчетные организации, имеющие лицензию Центрального Банка  РФ на производство данных операций. Безналичные  расчеты могут проводиться в  различных формах. Под формой расчетов понимают способ совершения безналичных  расчетов с применение установленного правительством документа. ГК РФ предусмотрены следующие основные формы расчетов: инкассо, платежными поручениями, акцептная, аккредитивная, вексельная, чеками, почтовыми переводами, взаимозачетами и в порядке плановых платежей. Формы расчетов, предусмотренные законом, соответствуют банковским правилам и применяются в банковской практике в соответствии с обычаями делового оборота. По ГК РФ стороны в праве установить в договоре любую из указанных форм.

Расчеты платежными поручениями. При  расчетах платежными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа. Покупатель дает распоряжение своему банку перечислить указанную  сумму на счет получателя средств. Расчеты  платежными поручениями производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк, по поручению плательщика, обязуется за счет средств, находящихся на его счете перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица, на его счет в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный с соответствии с ним. В отличие от ранее действующего порядка, предусматривается осуществление перевода на основании платежного поручения, как при межбанковских расчетах, так и в системе одного банка, не исключающего возможность переведения средств на счет самого плательщика. Сроки осуществления безналичных расчетов определяются Банком России (ст. 863 ГК РФ). Общие сроки не должны быть более двух операционных дней в пределах субъектов РФ, 5 дней — в пределах РФ. Более короткие сроки для перевода денежных средств на основании платежного поручения плательщика могут быть определены договором банковского счета либо, применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банк может принять к исполнению платежное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.). Они должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер платежного поручения, дата выписки; номер банка плательщика, наименование; наименование плательщика, счет в банке; наименование получателя, счет в банке; наименование банка получателя, его номер; назначение и сумма платежа, цифрой и прописью.

Инкассовая форма расчетов. Инкассовая форма расчетов регулируется правилами  использования кассовых поручений, урегулированных в ст. 875 ГК РФ. При  инкассо банк-эмитент обязуется  по поручению и за счет клиента  осуществить действия по получению  от плательщика платежа и/или  акцепта платежа. Банк-эмитент, получив  поручение клиента, в праве привлекать для его выполнения любой иной банк (банк-исполнитель). Законодательное регулирование по расчетам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота.

В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы  расчетов по инкассо:

1) платежные требования, оплаченные  в порядке предварительного акцепта;

2) платежные требования-поручения;

3) требования о безакцептном списании;

4) инкассовые поручения.

Наибольшее распространение получили расчеты по средствам требований-поручений. Платежи требованиями поручениями  представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и предоставленных услуг на основании отправленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных и отгрузочных документов.

Акцептная форма. Отгрузив продукцию  или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное поручение; счет сдаются в банк на инкассо. Как  правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырех экземплярах, если в разных банках, или в трех, если в одном. Различают предварительный  акцепт или простой акцепт.

Плательщику при предварительном  акцепте дается трех дневной срок со дня поступления расчетного документа  в банк для согласия или отказа от лопаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его  банку. В случае если предприятие  в течение трех дней не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным, и суммы  списываются с расчетного счета. Предварительный акцепт применяется  при иногородних расчетах.

Последующий акцепт. При этом виде акцепта расчетные документы  поставщика оплачивают незамедлительно  при получении их банком плательщиком. Предприятие в течение трех дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные  суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются  суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из-за отсутствия заказа. Частичный  отказ при не правильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной  продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его  составления.

Аккредитивная форма Расчеты по аккредитивам производятся по месту  нахождения поставщика. Применяются, как  правило, при разовых расчетах или  с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается  на определенный срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о  безналичных расчетах для аккредитива  плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:

1) номер договора, по которому  открывают аккредитив; срок действия  аккредитива; наименование исполняющего  банка;

2) место исполнения аккредитива,  полное наименование документов, по которым производится выплата  по аккредитиву, срок их представления  и порядок оформления;

3) вид аккредитива;

4) для отгрузки, каких товаров  или оказания, каких услуг открывают  аккредитив, сроки отгрузки;

5) сумма аккредитива;

6) способ реализации аккредитива.

Банк действует по поручению  поставщика об открытии аккредитива  и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать или учесть переводные векселя; дать полномочия другому  банку (исполняющему) произвести платежи  получателю средств, акцептовать или  учесть переводной вексель.

Аккредитивная форма отличается от расчетов платежными поручениями. При  этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем  всех условий аккредитива, определенный его договором с плательщиком.

Законодательством РФ предусмотрена  возможность исполнения аккредитива  нескольких видов:

1) покрытого (депонированного) и  непокрытого (не депонированного)  аккредитива;

2) отзывного и безотзывного;

3) подтвержденного.

Открытие открытого (депонированного) аккредитива означает, что банк-эмитент  обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк-эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения.

Отзывным признается аккредитив, который  может быть изменен или отменен  банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен  без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив подтверждается банком-эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком-эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и поставщиками