Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:22, курсовая работа
В условиях развития и становления рыночных отношений важное место приобретают расчеты между предприятиями. У предприятий возникают возможности применять новые формы расчетов, расширяется круг поставщиков и покупателей, возникают новые хозяйственные связи. Нужно отметить, что в настоящее время между предприятиями существует проблема неплатежей. Решением данной проблемы было посвящено много законодательных актов, которые контролируют отношения взаимных расчетов между предприятиями. Примерами таких законодательных актов являются: Положение о безналичных расчетах в РФ, Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” (с изм. и доп. от 09.08.1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.), Положение о бухгалтерском учете.
Введение
Значение и задачи учета расчетов с покупателями и поставщиками
Общее положение учета расчетов с покупателями и поставщиками
Формы расчетов с поставщиками и покупателями
Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями
Организация расчетов с поставщиками
Организация учета расчетов с покупателями
Расчеты с покупателями и поставщиками векселями
Заключение
Библиографический список
В условиях рыночных отношений одной из распространенных форм безналичных расчетов должна стать вексельная форма расчетов. Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определенную сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию.
Расчеты чеками. По п.1 ст. 877 ГК РФ чеками
признаются ценные бумаги, содержащие
ни чем не обусловленное распоряжение
чекодателя банку произвести платеж
указанной в нем суммы
Чек должен удовлетворять требованиям, закрепленным в ст. 878 ГК РФ, а именно:
1) наименование “чек”, поручение
плательщику выплатить
2) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
3) валюта платежа;
4) дата и место составления чека;
5) подпись лица, выписывающего чек;
6) печать организации.
Оплата чека производится за счет средств чекодателя при условии предъявления его в срок, установленный законом. Передача чека производится по индоссаменту. Чек предъявляется к оплате путем предоставления его чекодержателем в банк на инкассо, обслуживающий чекодержателя. Оплата по чеку производится в порядке установленном для инкассового поручения. Зачисление средств по инкассированному чеку производится после получения платежа от плательщика. Если плательщик откажется оплатить чек, чекодержатель в праве по своему выбору предъявить иск к обязанным по чеку лицам.
Поскольку чек является ценной бумагой, передача прав по нему осуществляется в порядке установленном для передачи прав по ценным бумагам, в соответствии со ст. 146 ГК РФ. Согласно этой статье права на чек передаются по индоссаменту. Именной чек не подлежит передаче другому лицу.
Расчеты почтовыми переводами. Расчеты почтовыми переводами производятся для перечисления алиментов, командировочных, заработной платы, а так же платежей за продукцию, работы и услуги предприятиям, где нет кредитных учреждений.
Учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований. Расчетов по взаимным требованиям могут быть разовыми и постоянно действующими.
Постоянно действующие зачеты бывают двух видов: децентрализованные зачеты взаимных требований по месту нахождения расчетных счетов организаций и расчеты по сальдо взаимных требований между хозяйственными организациями.
При децентрализованных зачетах взаимных требований каждому участнику зачетов открывают отдельный лицевой счет по зачету. Для учета расчетов по зачетам открывают специальный счет “Расчеты в порядке зачетов взаимных требований”. Процедура оформления зачетов взаимных требований требует:
1) поручение устного/письменного согласия контр агента на проведение зачета взаимных требований;
2) воздержание от сдачи своих
платежных требований в
3) составить копии упомянутых
платежных поручений или
4) составить акт о зачете
Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,
Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;
Дебет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”,
Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам”.
Более широкое распространение получили расчеты по сальдо взаимных требований между хозяйственными организациями. Порядок учета расчетов, основанных на учете зачетов взаимных требований, зависит от метода учета реализации.
Расчеты в порядке плановых платежей.
Расчеты в порядке плановых платежей
производятся при постоянно установленных
отношениях между предприятиями
за продукцию и услуги. Обычно такие
расчеты не завершаются поступлением
оплаты по отдельным документам. Банк
оплачивает платежное требование-
При расчетах могут происходить уступки требований. Эти уступки могу происходить на основании договора о факторинге или договора цессии. Суть факторинга заключается в покупке банком или другим финансовым агентом платежных требований у клиента на отгруженные товары передаче финансовому агенту права взыскивать с должника соответствующего долга. Использование факторинга эффективно для среднего и малого бизнеса, где предприятия имеют значительную дебиторскою задолженность, большие товарные запасы, позволяющие им резко ускорить оборачиваемость средств. Различают “безоборотный факторинг” — где фактор не имеет права предъявлять клиенту требования об оплате денежного требования, если клиент не оплатит долговое требование; “оборотный факторинг” — клиент несет ответственность за неисполнение должником уступленного требования и фактор в праве предъявления клиенту требование в случае неоплаты. Факторинг регулируется ч. 2 ГК РФ, гл. 43 “Финансирование под уступку денежных требований”. Цессия — это уступка требований. Цессия регламентируется параграфом 1 гл.24 ГК “Перемена лиц в обязательстве”. Цессия может быть осуществлена путем оформления сторонами договора купли-продажи имущественных прав, или договором финансирования под уступку этих прав. У кредитора, уступающего требования, цессия отражается как реализация.
Предприятия могут осуществлять расчеты между собой в наличной денежной форме. Данный вид расчетов предусматривается в ГК РФ ст. 861., но предприятия должны руководствоваться Указом ЦБР № 374-У, в котором лимитируется данный вид расчетов: предельный размер по одному платежу между юридическими лицами не должен превышать 10 000 руб.
Таким образом, при расчетах между предприятиями используются следующие виды расчетов: инкассовая; платежные поручения; акцептная; аккредитивная; чековая; почтовые переводы; зачеты взаимных требований; плановые платежи; уступка требований (факторинг, цессия); наличная форма расчета.
2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями
2.1. Организация расчетов с
Для учета расчетов с поставщиками предусмотрен счет 60 “Расчеты с поставщиками”. Этот счет по отношению к балансу пассивный; кредитовое сальдо свидетельствует о сумме задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету — о суммах произведенных оплат, списании и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту — о суммах принятых к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за месяц.
На счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” задолженность отражают в пределах сумм акцепта. Акцептованные (принятые к оплате) счета фактуры отражаются без учета НДС по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и дебету разных счетов, в зависимости от вида приобретенных товаров: материалы (счет 10 “Материалы”), оборудования для монтажа (счет 07 “Оборудование к установке”); или от характера приобретенных работ или услуг: по ремонту основных средств производственного назначения дебетуются счета 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 97 “Расходы будущих периодов”); услуги, оказанные основному и вспомогательному производствам (счета 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”); услуги общепроизводственного и общехозяйственного характера (счета 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”).
Например:
Дебет 10 “Материалы”,
Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — поступили материалы от поставщика.
При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 63 “Расчеты по претензиям”.
Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,
Кредит 76-2 “Расчеты по претензиям” — 10 000 руб. — обнаружено несоответствие цен указанных в платежных документах поставщиком 350 000 руб. ценам, указанным в договоре 340 000 руб.
Сумма НДС, включенная поставщиками в счета фактуры, принимается на учет по счету 19 “НДС по приобретенным ценностям”. При этом делается следующая проводка:
Дебет 19 “НДС по приобретенным ценностям”,
Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
По дебету счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” отражают операции по оплате счетов поставщиков наличными денежными средствами из кассы, с расчетного счета, с валютного счета, аккредитивами или чеками лимитированных чековых книжек, выданными банком для этих целей краткосрочными или долгосрочными кредитами или из сумм выданных под отчет.
В случае приобретение материалов за наличные деньги у предприятий розничной торговли сумма уплаченного НДС не выделяется, и материалы приходуются по покупной стоимости. На произведенную покупку предприятие должно иметь не только товарный, но так же и кассовый чек. Предприятие может рассчитываться наличными деньгами в пределах 10 000 руб. по одному платежу за приобретенные материально-товарные ценности у торгово-посреднических предприятий или у их производителей. Данная операция подтверждается квитанцией приходного ордера и накладной на отпуск товаров, причем в обоих документах НДС проставляется отдельной строкой.
Также практикуют расчеты с поставщиками на бартерной основе — поставкой своей продукции, товаров, услуг.
Например:
Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,
Кредит 62 “Расчеты с покупателями
и заказчиками” — 29 800 руб. — предприятие
поставило покупателю продукцию
в погашение своей
При журнально-ордерной форме учета расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут в журнале ордере № 6 и ведомости № 7. Журнал-ордер № 6 представляет собой комбинированный регистр, аналитический учет, в котором ведется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: по акцептованным платежным документам, срок оплаты, по которым еще не наступил или просрочен; по акцептованным платежным документам, оплаченным, материалы не поступили (“За не прибывший груз”):
1) по акцептованным платежным
документам неоплаченным —
2) сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы по ним еще нет).
Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным
способом, что дает возможность судить
о состоянии расчетов с поставщиками
в разрезе каждого документа.
В журнале-ордере отражают операции
расчетов с поставщиками, связанные
только с приобретением (заготовлением)
товарно-материальных ценностей, для
учета услуг и выполненных
работ ведется отдельный
Неотфактурованной считается поставка материальных ценностей от поставщика до предъявления расчетных документов к оплате. В этом случае материальные ценности приходуют по покупным (или учетным ценам):
Дебет 10 “Материалы”, 41 “Товары”;
Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” на сумму без НДС.
Суммы налога по этим счетам будут учтены в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы:
Дебет 19 “НДС по приобретенным ценностям”;
Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
При журнально-ордерной форме учета. Неотфактурованные поставки учитываются в журнале ордере № 6 как поступающие на склад ценности. При поступлении расчетных документов поставщика ранее сделанную запись по группе материалов и в графе “акцепт” стоимости материальных ценностей по покупным (учетным) ценам сторнируют и дают положительную запись в свободной графе на сумму счета, предъявленного к оплате платежного требования по группе материалов и в графе “акцепт”.
Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основе данных о фактическом поступлении материальных ценностей и расчетных документов, предъявленных к оплате. Поставщика незамедлительно извещают о такой поставке: ему высылают акт о приемке материалов.
Также необходимо отразить в учете материальные ценности, находящиеся в пути. Материальные ценности считаются находящимися в пути, если они оплачены, но до конца месяца не поступили (или находятся на ответственном хранении у поставщика). Такие материальные ценности бухгалтерия приходует условно в отчетном месяце.
Например:
Поставщик отгрузил
Дебет 41 “Товары” — 336 638 руб.
Дебет 19 “НДС по приобретенным ценностям” — 67 328 руб.,
Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — 2 403 966 руб.
При журнально-ордерной форме платежные документы регистрируются в течение месяца в графе “За не прибывший груз” и в графе “акцепт”. По мере поступления производственных запасов, числящихся в пути, их приходуют в фактически поступивших количествах.
При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются в журнале ордере № 6 как неотфактурованные поставки — отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую стоимость и предъявляет претензию к поставщику.
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и поставщиками