Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:17, курсовая работа
Исходя из цели работы, можно выделить следующие основные задачи исследования:
– изучение теоретических и правовых основ учета реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
– анализ и оценка существующей системы учета и внутреннего контроля организации в целом и в частности процесса продаж и расчетов с покупателями;
– выявление путей совершенствования системы учета и внутреннего контроля продаж продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы учета расчётов с покупателями и заказчиками в сельскохозяйственных организациях 5
1.1 Расчёты с покупателями и заказчиками за сельскохозяйственную продукцию: понятие, сущность, виды 5
1.2 Нормативно – правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками 9
1.3 Теоретические основы учёта расчётов с покупателями и заказчиками 14
2 Современное состояние учета и организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристики ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 21
2.2 Действующий порядок и организация расчётов с покупателями и заказчиками 27
2.3 Первичный, аналитический и синтетический учёт расчётов с покупателями и заказчиками 32
Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» 41
3.1 Оценка и учет дебиторской задолженности и обоснование оптимальных вариантов расчетов с покупателями и заказчиками 41
3.2 Совершенствование внутрихозяйственного контроля расчетов с покупателями и заказчиками 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Отрицательным моментом контроля за получением выручки является отсутствие контроля за сроками образования сумм дебиторской задолженности. Поэтому неистребованная дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении четырех месяцев не списывается. А продолжает учитываться по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и в случае поступления денег на расчетный счет или в кассу перекрывается кредитовыми оборотами.
2.3 Первичный, аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
ОАО «Молочный комбинат «Саранский» реализует основную массу произведенной продукции. Реализация является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе ее хозяйству возмещаются в денежной форме средства, затраченные на производство и сбыт продукции, и тем самым завершается полный цикл кругооборота.
Основными задачами учета реализации являются следующие:
- контроль за выполнением плана реализации продукции по ее видам, количеству, качеству и направлениям реализации;
- правильное и своевременное составление всех первичных документов, отражающих процесс реализации;
- контроль за реализационными ценами;
- контроль за состоянием расчетов с заготовительными организациями и прочими покупателями.
- выявление финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.
Все эти задачи решаются путем организации правильного документооборота, рационального построения аналитического и синтетического учета процесса реализации.
Для документального оформления операций по реализации продукции предусмотрены соответствующие первичные документы. Например, на каждую партию продукции выписывают товарно-транспортную накладную на отправку – приемку молока и молочных продуктов. Таким образом, товарно-транспортные накладные служат основанием для списания отправленной продукции в реализацию.
Отпуск продукции работникам акционерного общества в счет оплаты труда оформляют ведомостями, в которых получающие натуральную оплату расписываются в ее получении. Ведомости подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. [8]
Ежемесячно, по требованию организаций или в конце месяца предоставляются счет-фактура на реализованную продукцию, необходимые предприятиям для оплаты продукции и зачета сумм НДС. Выданные счета-фактуры фиксируются в Журнале регистрации выданных счетов-фактур и в Книге продаж. В течение месяца проводится выборочная сверка расчетов с покупателями продукции, которая оформляется Актом сверки взаимных расчетов в двух экземплярах, которые отправляются покупателю для сверки текущего сальдо. При согласии с суммой, указанной в акте, он подписывается покупателем, заверяется печатью и присылается обратно. При несогласии проводится процедура сверки, в процессе которой сверяются обороты, то есть количество отгруженной продукции и оплаченной и выявляются расхождения. Для сверки расчетов за продукцию используются Книга расчетов с покупателями и заказчиками по счету № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», где на каждого покупателя открывается отдельная страница. В ней отражается сальдо на начало месяца, затем по датам и накладным: по дебету – отгруженная продукция, по кредиту – оплата за продукцию, в конце – сальдо на конечную дату.
Синтетическими счетами, связанными с расчетами с покупателями и заказчиками и процессом реализации, являются счет № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет № 90 «Продажи», счет № 91 «Прочие доходы и расходы».
Основным счетом, связанным с расчетами с покупателями и заказчиками за проданную продукцию, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет активно-пассивный, на нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2003 № 94н (в редакции от 18.09.2008г.), отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и не оплаченную продукцию. Сальдо данного счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданной заказчику, но неоплаченной им продукции, сальдо кредитовое – сумму полученных авансов. Оборот по дебету – отпускная стоимость отгруженной продукции в отчетном периоде и сумма погашенных авансов; оборот по кредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном периоде в виде авансов и погашенной задолженности.
Счет № 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 « Продажи», 91 « Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.
Счет № 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей.
Поступление денежных средств от покупателей отражается по дебету счетов учета денежных средств 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. в корреспонденции с Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Дт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
При признании выручки в учете делается запись по дебету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредита 90 «Продажи».
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90 «Продажи»
Аналитический учет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам и расчетов с покупателями. Аналитический учет реализации продукции должен обеспечивать возможность получения необходимых данных по : покупателям и заказчикам, по неоплаченным в срок расчетным документам ; авансам полученным ; векселям, срок поступления денежных средств по которым еще не наступил ; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. [9]
Счет 90 « Продажи» в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражается выручка и себестоимость по готовой продукции собственного производства. По кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»), а по дебету – плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции ( в конце года ).
Аналитический учет по счету 90 « Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров или продукции. В частности, открыты следующие аналитические счета: 1) Молоко, 2) Молочная продукция.
Аналитический счет «Молоко» имеет натуральные и стоимостные измерители, то есть отражается количество и сумма проданной продукции.
Аналитический счет «Молочная продукция» имеет следующий разрез счетов второго порядка по каналам сбыта :
1. Продано населению;
2. Выдано натур. оплаты;
3. Продано покупателям и заказчикам.
Учет ведется нарастающим итогом по месяцам, кварталам и т. д. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 90 « Продажи» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 90 « Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов. Однако в акционерном обществе на данном счете помимо прочих доходов и расходов учитывают еще доходы и расходы от основной деятельности.
По дебету и кредиту счета 90 в конце месяца находит отражение продажа одного и того же количества продукции, но в разных оценках:
– по дебету по полной фактической себестоимости плюс НДС;
– по кредиту – по ценам фактической продажи плюс НДС.
Исключив из дебетовых и кредитовых оборотов счета 90 «Продажи» обязательные платежи из выручки налоговым органам, получим по дебету полную фактическую себестоимость реализованной продукции, по кредиту – выручку в пользу организации. Сопоставлением данных сумм находится финансовый результат от реализации. Превышение выручки (кредит 90 ) над себестоимостью (дебет 90 ) означает, что организация получила прибыль; в противном случае – убыток. Ежемесячно финансовый результат отражается на счете 90 «Прибыли и убытки»: Дт 90 Кт 99 – прибыль; Дт 99 Кт 90 – убыток.
Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, в дальнейшем после проверки группируют и регистрируют в соответствующих учетных регистрах. Для отражения процесса реализации предусмотрены следующие регистры :
- Журнал – ордер № 11-АПК ;
- Ведомость № 62 – АПК учета реализации продукции, материалов, работ и услуг ;
- Ведомость № 63 –АПК « Реестр документов по реализации готовой продукции» ;
- Ведомость № 64 – АПК « Реестр документов по реализации товарно-материальных ценностей, работ и услуг».
Все регистры взаимосвязаны между собой. Товарно-транспортные накладные или иные сопроводительные документы на отправленную сельскохозяйственную продукцию ежедневно регистрируют в бухгалтерии завода в реестре № 63- АПК. Реестры ведут по каждому виду сельскохозяйственной продукции. Бухгалтерия, используя выписки банков, а также другие кассовые документы, проверяет оплату каждой накладной или другого сопроводительного документа и производит отметку об оплате в последних графах реестра.
Данные о реализации прочих товарно-материальных ценностей, работ и услуг, основных средств, нематериальных активов отражают в реестрах формы № 64 – АПК. Реестры открывают на месяц, суммы оборотов переносят в ведомость № 62 – АПК.
Реестры формы № 63 – АПК и № 64 – АПК открывают, как правило на несколько месяцев с ежемесячным выведением итогов. Они являются разработочными таблицами, в которых группируют первичные документы по реализации продукции, работ и услуг для записей данных в ведомости № -62 АПК и контроля за оплатой продукции покупателями в течение месяца. Таким образом, ведомость № 62 – АПК служит обобщающим регистром, в котором отражают полные данные о процессе реализации.
В ведомости № 62 – АПК очень важно обеспечить правильное, рациональное обобщение данных. Все показатели здесь следует группировать по направлениям реализации, видам реализуемой продукции, по которым раздельно ведут реестры № 63 – АПК, 64 – АПК и по заводу в целом. Обобщающим регистром для систематизации всех данных по реализации продукции, работ, услуг, основных средств, прочих активов и расчетам с покупателями является журнал – ордер № 11 – АПК.
Итоги журнала – ордера № 11 – АПК до перенесения их в Главную книгу контролируются другими регистрами. Обороты по кредиту счетов, включенных в журнал-ордер, сверяются по дебету счета № 50 – с данными таблицы дебетовых оборотов к журналу –ордеру № 1 – АПК, по дебету счета № 51 – к журналу-ордеру № 2 – АПК, по дебету счета № 66 – к журналу-ордеру № 4 – АПК и др. После этого их переносят в Главную книгу.
Бухгалтерский учет в ОАО «Молочный комбинат «Саранский» на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии "1С:Бухгалтерия Проф. 8.0". Это универсальная бухгалтерская программа.
Основные особенности электронной бухгалтерии “1:С”:
- ведение синтетического и аналитического учета применительно к
потребностям предприятия;
- получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов
по синтетическому и аналитическому учету;
- полная настраиваемость с возможностью изменять и дополнять план
счетов, систему типовых проводок, систему аналитического учета,
формы первичных документов;
- возможность печати первичных документов при вводе проводок.
Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электронной бухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы. Программа дает возможность составлять отчетность и различные вспомогательные документы, в частности:
- оборотно - сальдовые ведомости по счетам и/или субсчетам;
- анализы счетов, содержащих итоги по корреспонденциям конкретных
счетов со всеми счетами;
- сводные проводки - итоги по всем используемым корреспонденциям;
- анализы счета по датам
- остатки, обороты и корреспонденции с другими счетами за каждую
дату отчетного периода;
- журналы ордера - выборка проводок из журнала операций по
определенным счетам, корреспонденциям и другим признакам;
- карточки счетов - все проводки с данным счетом;
- отчеты произвольной формы разработанной пользователем для
детального изучения хозяйственных процессов.
Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии “1:С”, отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.
Помимо «1С:Бухгалтерия Проф. 8.0» используются и такие прикладные программы как «1С-Торговля», «1С-Склад». С помощью программы 1С-Торговля отслеживается движение товаров и продажи.
Информация о каждом имеющемся на заводе товаре занесена в базу
данных. По запросу компьютер анализирует:
- количество оставшегося товара;
- правила его налогообложения;
- юридические ограничения на его продажу и др.
Одновременно с подачей сведений о проданном товаре компьютер
производит соответствующую коррекцию (уточнение) товарной ведомости.
Обычно программное обеспечение устроено так, что сводная информация о наличии товаров выдается к концу рабочего дня. Вместе с тем имеется
возможность обновлять данные об изменении цен и поступлении новых партий товаров.
1С-Склад контролирует наличие товаров на складе, формирует заказ на