Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических основ связанных с организацией бюджетного процесса, анализ действующей практики организации и осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального образования, и разработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса
Цель работы обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) Дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс.
2) Рассмотреть основные функции и задачи бюджета, основополагающие принципы функционирования бюджетной системы, участников бюджетного процесса и стадии бюджетного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава I. Составление и исполнение бюджетов………………….……….……6
Социально-экономическая сущность бюджета……………….……….….6
Составление и исполнение бюджетов в современных условиях ……....15
Зарубежный опыт организации бюджетного процесса………….……..30
Глава II. Анализ составления и исполнения местного бюджета (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)…………………42
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики………………………………………………………………………42
2.2 Анализ доходов районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за 2010-2012 годы ………………………………………………60
2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………….……………67
2.2.2 Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ……………………….………………………………74
2.2.3 Безвозмездные перечисления районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………………………..78
2.3 Анализ исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики………………………………………………85
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса в современных условиях………………………………………………………..88
Заключение……………………………………………………………………..104
Список использованной литературы ……………………………………….107

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 864.00 Кб (Скачать)

Рисунок 2.6. Структуры неналоговых доходов в общем объеме поступлений в местный бюджет за 2010 -2012 гг., тыс. руб.

Также наблюдается снижение доли неналоговых доходов в 2012 году с аналогичным периодом 2011 года на 0,3%, при этом в динамике за три года прослеживается рост от 9166,6 тыс. руб. до 10106,0 тыс. руб. или на 10,3 % по отношению уровня 2010 года к 2012 году. Основными источниками доходной части неналоговых платежей в 2012 году стали доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 3554,0 тыс. руб. (таблица 2.9.), доля которых в объеме неналоговых доходах составила 35,1 %. (рис. 2.7.), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 28,9 % и штрафные санкции их удельный вес составил 28,0 %. Неналоговые доходы, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей.

Таблица 2.9.

Структура неналоговых доходов местного бюджета Моргаушского района в 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

9166,6

100,0

9731,1

100,0

10106,2

100,0

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

2879,3

31,4

3555,3

36,5

2916,9

28,9

Платежи при  пользовании природными ресурсами

926,4

10,1

701,4

7,2

696,3

6,9

Компенсации затрат государства

343

3,7

0

0,0

72

0,7

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов 

2567

28,0

2685

27,6

3554,8

35,1

Штрафные санкции, возмещение ущерба

2433,5

26,6

2734,2

28,1

2828,5

28,0

Прочие неналоговые  доходы

17,4

0,2

55,2

0,6

37,7

0,4


 

Рисунок 2.7. Структура неналоговых доходов за 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

Итак, анализ неналоговых  доходов показал, что их доля в  общем объеме доходов местного бюджета не очень велика. Существует проблема учета неналоговых доходов. Одним из резервов увеличения доходов является уменьшение недоимки по арендным платежам. Функции учета и контроля всех неналоговых платежей следует передать финансовому органу. Следует проводить постоянную работу с невыясненными платежами. Существенным резервом увеличения неналоговых доходов местного бюджета является предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам.

В целях мобилизации  неналоговых доходов в бюджет органу местного самоуправления следует регулярно проводить проверки по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков, и муниципального имущества; осуществления контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества. Местным органам власти следует осуществлять строгий налоговый и финансовый контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий: регулярно оценивать эффективность работы муниципальных унитарных предприятий, а также по определению части прибыли, подлежащей перечислению в районный бюджет по итогам финансово-хозяйственной деятельности; регулярно проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности и своевременно принимать решения о целесообразности их дальнейшего функционирования.

Качественное  управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективным  ее использованием является серьезным  резервом пополнения доходов бюджета  муниципального образования.

 

2.2.3 Безвозмездные перечисления районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики

 

Местный бюджет Моргаушского района находится в зависимости от бюджета вышестоящего уровня (республиканского бюджета), то есть район более чем на 70% дотационный. Безвозмездные поступления состоят из дотаций и субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов. Доходную часть местного бюджета, в общем, характеризуют данные таблицы 2.2. По данным таблицы можно наблюдать, что за период с 2010 по 2012 годы в доходах районного бюджета Моргаушского района преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. Но при всем, при этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не растет, а наоборот склонна к снижению с 344075,2 тыс. руб. до 333744,0 тыс. руб. или с 80,5 % до 73,6 % (таблица 2.10).

 

Таблица 2. 10.

Финансовая  помощь районному бюджету Моргаушского района Чувашской Республики за 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

 

Наименование  вида дохода

2010 г.

факт

2011 г.

факт

2012 г.

факт

Всего доходов:

427538

394299

453463,3

Безвозмездные поступления, в том числе

344075,2

306340,3

333744,0

Дотации

90915,6

68195,1

36470,6

Субвенции

151438,5

165879,6

193957,5

Субсидии

87009,3

62502,0

87424,7

Иные межбюджетные трансферты

14711,8

11507,7

16567,6

Прочие  безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

0,0

510,0

0,0


 

Проанализируем изменение финансовой помощи в разрезе видов финансирования (таблица 2.10). Значительный рост в 2012 году имеют  субвенции, на 16,2% больше, чем в 2011 году, показатель обусловлен с увеличением финансирования переданных на уровень муниципальных районов государственных полномочий и полномочий поселений, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наиболее значимым ведением которого было наделение муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансирование подразделений, зарегистрированных на территории муниципального образования, осуществляется через местный бюджет за счет выделяемых средств федерального и республиканского бюджета в виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской федерации на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов):

  • по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях;
  • по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;
  • для осуществления государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств республиканского бюджета;
  • для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий;
  • на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в том числе: расходы на оплату труда;
  • для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по выплате компенсации части платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

На рис. 2.8. представлена диаграмма безвозмездных поступлений в 2010 – 2012 гг.

Рисунок 2.8. Изменение  безвозмездных поступлений в  местный бюджет за 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

 

Рассмотрев  структуру финансовой помощи местного бюджета в 2010 году (таблица 2.11), можно сказать, что доля  поступления в местный бюджет в виде дотаций составила 26,4 % или 90915,6 тыс.руб., в виде субсидий 87009 тыс. руб., доля которых 25,3%, в виде субвенций 151438,5 тыс. руб. или 44,0 %, а также в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 14711,8 тыс. руб. или 4,3% (рис.2.9.).

Таблица 2.11.

Доля финансовой помощи в общем объеме поступлений  в разрезе видов доходов за 2010 – 2012 год, %

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Безвозмездные поступления всего,

в т.ч.:

344075,2

100,0

306340,3

100,0

333744,0

100,0

Дотации

90915,6

26,4

68195,1

22,3

36470,6

10,9

Субвенции

151438,5

44,0

165879,6

54,1

193957,5

58,1

Субсидии

87009,3

25,3

62502,1

20,4

87424,7

26,2

Иные  межбюджетные трансферты

14711,8

4,3

11507,7

3,8

16567,6

5,0

Прочие  безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

0,0

0,0

510,0

0,2

0,0

0,0


 

 

Рисунок 2.9. Структура финансовой помощи местного бюджета в 2010 году, %

 

Доля финансовой помощи местного бюджета в 2011 году составила 77,7 % от общего объема поступления или 394299 тыс. руб. Финансовая помощь поступала в виде дотаций, удельный вес которых составил 22,3% или 68195,1 тыс.руб., это на 4,2 % меньше чем в 2010 году. Финансирование в виде дотаций направлялось на покрытие текущих расходов, которых в 2010 году было больше чем в 2011 году, субсидии, доля которых 20,4% или 62502 тыс.руб., субвенции в сумме 165879,6 тыс. руб., с долей 54,1%, иные межбюджетные трансферты – 11507,7 тыс.руб., их доля составила 3,8% и прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы – 510,0 тыс. руб. или 0,2%.

Рисунок 2.9. Структура финансовой помощи местного бюджета в 2011 году, %

Финансовая  помощь в 2012 году поступала в виде дотаций, удельный вес которых составил 10,9 % или 36470,6 тыс. руб., субсидии, доля которых 26,2 % или 87424,7 тыс. руб., в виде субвенций 193957,5 тыс.руб. или 58,1%, а также в виде иных межбюджетных трансфертов 16567,6 тыс.руб. или 5,0%. На рис. 2.10. представлена диаграмма безвозмездных поступлений в 2012 году.

Рисунок 2.10. Структура финансовой помощи местного бюджета в 2012 году, %

Столь высокий  показатель обусловлен передачей на уровень муниципальных районов государственных полномочий и полномочий поселений по решению вопросов местного значения.

 

2.3 Анализ  исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики

 

В данном разделе работы проведём анализ исполнения расходной части  районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики.

 Расходная часть районного бюджета за 2010 год исполнена в объеме 431587,1 тыс. руб., или на 99,2 % к годовым назначениям. Все принятые обязательства бюджета района были исполнены, в первую очередь по выплате заработной платы и потребленным энергоресурсам. На обеспечение функционирования учреждений социальной сферы и решение вопросов социальной политики в пределах установленных полномочий направлено в 2010 году 63,0 % расходов районного бюджета в сумме 270292,5 тыс. руб.

В целом, расходы  районного бюджета за 2010 год распределились следующим образом:

4,0 % всех расходов  составили на решение общегосударственных  вопросов в сумме 17430,6 тыс. руб.. в этой же сумме учтены расходы на содержание органов загс, централизованных бухгалтерий, МУ «Муниципальный архив»;

Расходы на обеспечение  безопасности и правоохранительную деятельность составили 849,0 тыс. руб. (0,2% расходов), в т.ч. 525,0 тыс. руб. выделены ОВД по Моргаушскому району на выполнение мероприятий РЦП по профилактике правонарушений;

6,5% расходов  бюджета осуществлены по разделу  «Национальная экономика» в сумме  27916,0 тыс. руб.. По данному разделу нашли отражение расходы на поддержку сельского хозяйства по вовлечению в оборот сельскохозяйственных земель в сумме 858,7 тыс. руб., создание кадастра недвижимости 190,2 тыс. руб., уплата Чувашавтодору процентов по кредиту, привлеченному по строительству полигона твердых бытовых отходов 1037,0 тыс. руб., субсидии из республиканского бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса 600,0 тыс. руб., на дорожное хозяйство из районного бюджета направлено 25110,6 тыс. руб., в т.ч.  содержание и ремонт 20972,2 тыс. руб., на строительство 4 138,4 тыс. руб.. Кроме того, направлено на строительство дорог через бюджеты сельских поселений 13923,3 тыс. руб.. Также ведется зимнее и летнее содержание дорог внутри населенных пунктов. На эти цели в 2010 году направлено 6495,1 тыс. руб., в т.ч. средства из республиканского бюджета 3181,0 тыс. руб.

Информация о работе Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)