Участники исполнения местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в освещении теоретических положений и методических рекомендаций по исполнению бюджетов муниципальных образований; изучения роли каждого из участников исполнения местного бюджета, их взаимодействия и выявление путей повышения эффективности процесса исполнения бюджета на местном уровне.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
уточнить экономическое содержание местных бюджетов на основе теоретического анализа научно-экономической и правовой литературы;
раскрыть особенности механизма исполнения бюджетов на местном уровне;
конкретизировать перечень участников исполнения местного бюджета, изучить их полномочия, взаимодействие, раскрыть проблемы, возникающие перед ними в процессе исполнения местных бюджетов
изучить пути совершенствования взаимодействия участников исполнения местных бюджетов.

Оглавление

Введение
1. Исполнение местного бюджета как механизм эффективного
управления бюджетной сферой муниципального образования 5
2. Участники исполнения местных бюджетов и их полномочия 12
3. Взаимодействие участников исполнения местных бюджетов 19
и пути повышения его эффективности
Заключение 30
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

УРА, ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение

1. Исполнение местного бюджета как механизм эффективного

управления бюджетной сферой муниципального образования                              5   

2. Участники исполнения местных бюджетов и их полномочия                         12 

3. Взаимодействие участников исполнения местных бюджетов                          19

и пути повышения  его эффективности

Заключение                                                                                                                 30 

Список использованных источников литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Развитие  гражданского общества на современном этапе невозможно без развития демократических институтов, важнейшим из которых является местное самоуправление.

     Международные правовые акты, в частности Европейская Хартия местного самоуправления, определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею. В статье 130 Конституции РФ раскрывается основная цель местного самоуправления, как обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. В качестве целей местного самоуправления предусматривается также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

     Местные (муниципальные, городские) бюджеты  являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня и одновременно инструментом воздействия органов местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.[7]

     Научные исследования различных аспектов исполнения местных бюджетов нашли  отражение  в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как А.М. Александров, Д.А. Аллахвердян, С.В. Андреев, А.М.Бабич, В.Т. Баринов, Д.А. Бутаков, Э. Виталь Дюран,  А.Г. Воронин,  А.Г. Грязнова, Р.Л. Дернберг, Е.Н. Егорова, А.М. Иванов, А.А. Лавров, А.Н. Левин, А.В. Макаров,  Я.М. Музыченко,  Л.Н. Павлова, Ю.А. Петров, С.Е. Прокофьев и др.

     Цель  данной работы состоит в освещении теоретических положений и методических рекомендаций по исполнению бюджетов муниципальных образований; изучения роли каждого из участников исполнения местного бюджета, их взаимодействия и выявление путей повышения эффективности процесса исполнения бюджета на местном уровне.

    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • уточнить экономическое содержание местных бюджетов на основе теоретического анализа научно-экономической и правовой литературы;
  • раскрыть особенности механизма исполнения бюджетов на местном уровне;
  • конкретизировать перечень участников исполнения местного бюджета, изучить их полномочия, взаимодействие, раскрыть проблемы, возникающие перед ними в процессе исполнения местных бюджетов
  • изучить пути совершенствования взаимодействия участников исполнения местных бюджетов.

     Объектом  исследования является механизм образования  и расходования финансовых ресурсов муниципальных образований РФ, участники  исполнения местных бюджетов и элементы сотрудничества между ними, возникающие  в процессе исполнения местных бюджетов.

     Теоретическую основу составили научные труды  ведущих отечественных авторов  и практических работников казначейской сферы и области муниципальных финансов. В работе использованы законодательные акты РФ, правовые документы по бюджету и налогам, а также материалы научных конференций и периодические издания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исполнение местного бюджета как механизм эффективного управления бюджетной сферой муниципального образования.
 

   Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и призванным обеспечить удовлетворение его потребностей в общественных благах. Органы местного самоуправления, как отмечал один из основателей отечественной муниципальной теории академик Л.К. Велихов, принимают на себя по уполномочию местного населения и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач.

     Поскольку местное самоуправление должно отражать интересы компактной территориальной  общности людей, имеющих общие потребности в услугах, и обеспечить удовлетворение этих потребностей, основные задачи муниципальной деятельности связаны с повышением качества жизни населения муниципального образования, оказанием муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти. При этом под муниципальными услугами понимается весь комплекс услуг, носящих местный характер, т.е. жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, торговые, образовательные, социальные, культурные и иные услуги, осуществляемые в привязке к месту жительства. К муниципальным услугам также относят обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение экологического и санитарного благосостояния в границах муниципального образования.

     Успешность  реализации задач муниципальной деятельности зависит от достаточности финансовой основы органов местного самоуправления, уровня развития финансового потенциала территории и эффективности управления местными финансовыми ресурсами. Органы местной власти несут ответственность за решение всех вопросов местного значения, хотя управляют непосредственно только собственными финансовыми ресурсами. Финансы частных юридических и физических лиц не находятся в ведении муниципальных властных структур, однако они являются объектом управления, объектом муниципальной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования муниципальных заказов и т.д.

     Поэтому эффективное управление финансами муниципального образования, увеличение его финансовой базы и степени действительного участия в финансовых потоках выступают ключевым условием успешного социально-экономического развития территории.

     Местные финансы активно используются для  благоустройства территорий муниципальных образований, решения экологических проблем, обслуживания культурных потребностей населения. Международная практика свидетельствует о формировании общей тенденции к возрастанию роли муниципальных финансов в эффективном управлении экономикой.[10]

     Главное назначение муниципальных финансов состоит в формировании и использовании денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования. В отличие от федеральных финансов местные финансы обеспечивают удовлетворение общественных потребностей не для общества в целом, а для определённой её части, объединенной границами конкретного муниципального образования.

     Местные финансы участвуют в перераспределении  аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории.

     Основной  составляющей финансов муниципального образования является муниципальный (местный) бюджет. Его средства выступают  важнейшим источником финансирования местных потребностей, развития территориальной инфраструктуры. Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей (через уровень обязательных платежей, устанавливаемых ими в рамках своих полномочий) на масштабы производства и потребления на данной территории. Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической и социальной политики государства. Их величина и степень сбалансированности во многом определяют перспективы социально-экономического развития территорий.

     Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. В нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления.

     Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 14) бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местный бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования».[3]

     Если  муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся поселениями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета. Если же на территории муниципального образования имеются муниципальные образования нижестоящего территориального уровня, право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня.

     Принципы  формирования и исполнения местных  бюджетов в Российской Федерации в целом соответствуют общим принципам бюджетной системы РФ, установленным в Бюджетном кодексе РФ: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ помимо указанных принципов установлен принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     В ходе реализации данных принципов должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.[14]

     Важным  принципом, актуальным для муниципальных образований, является сбалансированность бюджета. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Одним из ключевых принципов для муниципальных бюджетов является принцип самостоятельности, который реализуется через соответствующие права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе:

  • самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования и эффективно использовать средства бюджета, определять источники финансирования дефицита бюджета;
  • устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджет;
  • недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов;
  • и некоторые другие.

     Данный  принцип нельзя понимать односторонне — только как независимость муниципального образования в распоряжении своими финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны составлять бюджет, исходя, с одной стороны, из закрепленных за ними полномочий, а с другой стороны, из необходимости реализации экономической и социальной политики на территории. Принцип самостоятельности предполагает не только права, но и ответственность уровня власти за результаты принимаемых решений, за выполнение установленных бюджетных показателей. Большое значение при этом играет четкое разграничение в законодательстве полномочий различных уровней власти в сфере экономической и социальной политики. Такое разграничение является основой закрепления как обязанностей по выполнению определенных функций и задач, так и прав по привлечению источников их ресурсного обеспечения. Законодательно закрепляемая самостоятельность бюджетов должна учитывать единое экономическое пространство страны, возможность свободного перемещения по ее территории населения, в том числе предпринимателей и других видов налогоплательщиков, изменение доходной базы бюджета и потребности в расходах бюджета в различных муниципальных образованиях.

Информация о работе Участники исполнения местных бюджетов