Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:19, курсовая работа
Цель данной работы состоит в освещении теоретических положений и методических рекомендаций по исполнению бюджетов муниципальных образований; изучения роли каждого из участников исполнения местного бюджета, их взаимодействия и выявление путей повышения эффективности процесса исполнения бюджета на местном уровне.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
уточнить экономическое содержание местных бюджетов на основе теоретического анализа научно-экономической и правовой литературы;
раскрыть особенности механизма исполнения бюджетов на местном уровне;
конкретизировать перечень участников исполнения местного бюджета, изучить их полномочия, взаимодействие, раскрыть проблемы, возникающие перед ними в процессе исполнения местных бюджетов
изучить пути совершенствования взаимодействия участников исполнения местных бюджетов.
Введение
1. Исполнение местного бюджета как механизм эффективного
управления бюджетной сферой муниципального образования 5
2. Участники исполнения местных бюджетов и их полномочия 12
3. Взаимодействие участников исполнения местных бюджетов 19
и пути повышения его эффективности
Заключение 30
Список использованных источников литературы
Децентрализация бюджетной системы России в 90-х гг. привела к серьезному перераспределению бюджетных ресурсов государства в пользу территориальных (региональных и местных) органов управления. Федеральный центр освобождался от части управленческих функций и финансирования ряда социальных программ, которые в федеративных государствах обычно осуществляются на региональном и местном уровне, тем самым делая попытку преодолеть дефицитность федерального бюджета, оказывающую негативное воздействие на развитие экономики в целом. Эти изменения носили в целом прогрессивный характер. По пути децентрализации в 80-е и 90-е годы шли все страны с развитой рыночной экономикой. В настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% — на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% — на здравоохранение, 50% — на социальную политику.[6]
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти. Разграничение расходных полномочий определяет специфику содержания и структуры расходов бюджетов различных уровней. Так, состав расходов муниципальных бюджетов отличен от расходов федерального бюджета, так как в муниципальные бюджеты не включаются направления расходования средств, являющиеся прерогативой центрального органа власти (расходы на национальную оборону, безопасность государства, международную деятельность и др.). Особенности содержания расходов местных бюджетов определяются задачами местного самоуправления по обеспечению социально-экономического развития муниципального образования, повышению качества жизни проживающего на его территории населения.
Местные
бюджеты разрабатываются и
Исполнение бюджета занимает особое место среди стадий бюджетного процесса. В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы местного самоуправления для обслуживания исполнения местных бюджетов могут заключать соглашения с территориальными органами Федерального казначейства. При этом полномочия последних распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. Для управления средствами муниципальной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления может создавать муниципальное казначейство.
Порядок исполнения местных бюджетов в целом соответствует порядку исполнения бюджетов других уровней бюджетной вертикали. Исполнение местных бюджетов, как и бюджетов других уровней, осуществляется на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый счет бюджета и осуществление финансирования предусмотренных расходов с этого счета до конечных бюджетополучателей.[16]
Установление общих основ бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной вертикали призвано способствовать единству бюджетной системы, ее ориентации на комплексное развитие территорий. Вместе с тем бюджетный процесс муниципальных образований нуждается в серьезном совершенствовании, прежде всего потому, что при всей его декларированной самостоятельности он находится в большой зависимости от бюджетов вышестоящих уровней. Бюджет муниципального образования принимается после принятия федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации с учетом утвержденных еще в вышестоящем бюджете показателей межбюджетного регулирования.
Исполнение
бюджета является последней стадией бюджетного
процесса и представляет собой практическую
реализацию бюджета по всем предусмотренным
показателям его доходной и расходной
частей. В соответствии с бюджетным законодательством
исполнение бюджетов относится к функциям
исполнительных органов соответствующего
уровня. Порядок исполнения бюджетов муниципальных
образований устанавливается местной
администрацией. Этот же орган и обеспечивает
исполнение бюджета муниципального образования.
В процессе исполнения бюджетов местные
администрации при необходимости могут
вносить изменения по доходам и расходам
своих бюджетов в пределах утвержденных
ассигнований по статьям функциональной
бюджетной классификации.
2.
Участники исполнения местных бюджетов
и их полномочия
В
исполнении бюджетов в той или иной мере
принимают участие абсолютно все государственные
и муниципальные органы представительной
и исполнительной властей, включая министерства,
ведомства, отраслевые органы управления,
предприятия, учреждения и иные организации.
Однако в большей мере непосредственное
исполнение бюджетов осуществляется органами
налоговой службы и соответствующими
финансовыми органами. Так, органы налоговой
службы обеспечивают исполнение бюджетов
по их доходной части. Налоговые инспекции
осуществляют контроль за правильностью
исчисления налоговых и неналоговых платежей,
полнотой и своевременностью их перечисления
в соответствующий бюджет. Для осуществления
контрольных функций органы налоговой
службы наделены соответствующими правами
и обязанностями.
Важная роль в исполнении местных бюджетов принадлежит финансовым органам, которые осуществляют практическую работу по составлению и исполнению бюджетов.[17]
В соответствии с бюджетными полномочиями, установленными статьей 9 Бюджетного кодекса РФ, оказание муниципальной услуги "Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета" является бюджетными полномочиями органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств поселения. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
В случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана муниципального образования.
Особенности
бюджетных полномочий
Полномочия
представительных органов: орган местного
самоуправления (нпр. Совет депутатов
поселения) рассматривает и утверждает
бюджет муниципального образования и
отчеты об его исполнении, осуществляет
последующий контроль за исполнением бюджета
В случае, если проект бюджета муниципального образования составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана муниципального образования.
Полномочия
исполнительно-распорядительных
органов муниципальных
образований: администрация муниципального
образования устанавливает порядок и
сроки составления проекта местного бюджета,
форму и порядок разработки среднесрочного
финансового плана, обеспечивает составление
проекта бюджета и среднесрочного финансового
плана, вносит их с необходимыми документами
и материалами на утверждение представительных
органов, обеспечивает исполнение местного бюджета и
составление бюджетной отчетности, представляет
отчет об исполнении бюджета
Муниципальным
правовым актом администрации
Полномочия финансовых органов: финансовые органы составляют проект местного бюджета и среднесрочного финансового плана, представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в представительный орган, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности.
Финансовые органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении местного бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Финансовые органы устанавливают порядок учета бюджетных обязательств, санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения, порядок и методику планирования бюджетных ассигнований. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Финансовый
орган устанавливает порядок
составления и ведения
Финансовый орган, исполняющий местный бюджет, на основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств составляет сводную бюджетную роспись в течение установленного срока. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансового органа, исполняющего местный бюджет, и направляется для сведения главе муниципального образования, в представительный и контрольный органы муниципального образования.
Полномочия Федерального казначейства: осуществление кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Главный
распорядитель средств местного бюджета
- орган местного самоуправления, бюджетное
учреждение, имеющие право распределять бюджетные
Полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств: главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: