Участники исполнения местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в освещении теоретических положений и методических рекомендаций по исполнению бюджетов муниципальных образований; изучения роли каждого из участников исполнения местного бюджета, их взаимодействия и выявление путей повышения эффективности процесса исполнения бюджета на местном уровне.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
уточнить экономическое содержание местных бюджетов на основе теоретического анализа научно-экономической и правовой литературы;
раскрыть особенности механизма исполнения бюджетов на местном уровне;
конкретизировать перечень участников исполнения местного бюджета, изучить их полномочия, взаимодействие, раскрыть проблемы, возникающие перед ними в процессе исполнения местных бюджетов
изучить пути совершенствования взаимодействия участников исполнения местных бюджетов.

Оглавление

Введение
1. Исполнение местного бюджета как механизм эффективного
управления бюджетной сферой муниципального образования 5
2. Участники исполнения местных бюджетов и их полномочия 12
3. Взаимодействие участников исполнения местных бюджетов 19
и пути повышения его эффективности
Заключение 30
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

УРА, ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Децентрализация бюджетной системы России в 90-х  гг. привела к серьезному перераспределению  бюджетных ресурсов государства  в пользу территориальных (региональных и местных) органов управления. Федеральный центр освобождался от части управленческих функций и финансирования ряда социальных программ, которые в федеративных государствах обычно осуществляются на региональном и местном уровне, тем самым делая попытку преодолеть дефицитность федерального бюджета, оказывающую негативное воздействие на развитие экономики в целом. Эти изменения носили в целом прогрессивный характер. По пути децентрализации в 80-е и 90-е годы шли все страны с развитой рыночной экономикой. В настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% — на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% — на здравоохранение, 50% — на социальную политику.[6]

     Основной  принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти. Разграничение расходных полномочий определяет специфику содержания и структуры расходов бюджетов различных уровней. Так, состав расходов муниципальных бюджетов отличен от расходов федерального бюджета, так как в муниципальные бюджеты не включаются направления расходования средств, являющиеся прерогативой центрального органа власти (расходы на национальную оборону, безопасность государства, международную деятельность и др.). Особенности содержания расходов местных бюджетов определяются задачами местного самоуправления по обеспечению социально-экономического развития муниципального образования, повышению качества жизни проживающего на его территории населения.

     Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Исполнение бюджета занимает особое место среди стадий бюджетного процесса. В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы местного самоуправления для обслуживания исполнения местных бюджетов могут заключать соглашения с территориальными органами Федерального казначейства. При этом полномочия последних распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. Для управления средствами муниципальной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления может создавать муниципальное казначейство.

     Порядок исполнения местных бюджетов в целом  соответствует порядку исполнения бюджетов других уровней бюджетной вертикали. Исполнение местных бюджетов, как и бюджетов других уровней, осуществляется на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый счет бюджета и осуществление финансирования предусмотренных расходов с этого счета до конечных бюджетополучателей.[16]

     Установление  общих основ бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной  вертикали призвано способствовать единству бюджетной системы, ее ориентации на комплексное развитие территорий. Вместе с тем бюджетный процесс муниципальных образований нуждается в серьезном совершенствовании, прежде всего потому, что при всей его декларированной самостоятельности он находится в большой зависимости от бюджетов вышестоящих уровней. Бюджет муниципального образования принимается после принятия федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации с учетом утвержденных еще в вышестоящем бюджете показателей межбюджетного регулирования.

     Исполнение бюджета является последней стадией бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. В соответствии с бюджетным законодательством исполнение бюджетов относится к функциям исполнительных органов соответствующего уровня. Порядок исполнения бюджетов муниципальных образований устанавливается местной администрацией. Этот же орган и обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования. В процессе исполнения бюджетов местные администрации при необходимости могут вносить изменения по доходам и расходам своих бюджетов в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. 

   2. Участники исполнения местных бюджетов и их полномочия 

     В исполнении бюджетов в той или иной мере принимают участие абсолютно все государственные и муниципальные органы представительной и исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы управления, предприятия, учреждения и иные организации. 
Однако в большей мере непосредственное исполнение бюджетов осуществляется органами налоговой службы и соответствующими финансовыми органами. Так, органы налоговой службы обеспечивают исполнение бюджетов по их доходной части. Налоговые инспекции осуществляют контроль за правильностью исчисления налоговых и неналоговых платежей, полнотой и своевременностью их перечисления в соответствующий бюджет. Для осуществления контрольных функций органы налоговой службы наделены соответствующими правами и обязанностями.

     Важная роль в исполнении местных бюджетов принадлежит финансовым органам, которые осуществляют практическую работу по составлению и исполнению бюджетов.[17]

     В соответствии с бюджетными полномочиями, установленными статьей Бюджетного кодекса РФ, оказание муниципальной услуги "Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета" является бюджетными полномочиями органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

     Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств поселения. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

В случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана муниципального образования.

     Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов городских и сельских поселений, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

     Полномочия  представительных органов: орган местного самоуправления (нпр. Совет депутатов поселения) рассматривает и утверждает бюджет муниципального образования и отчеты об его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета муниципального образования, формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета, вводит на территории муниципального образования в действие местные налоги и сборы, устанавливает налоговые ставки по ним и предоставляет налоговые льготы в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

     В случае, если проект бюджета муниципального образования составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана муниципального образования.

     Полномочия  исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований: администрация муниципального образования устанавливает порядок и сроки составления проекта местного бюджета, форму и порядок разработки среднесрочного финансового плана, обеспечивает составление проекта бюджета и среднесрочного финансового плана, вносит их с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивает исполнение местного бюджета и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета муниципального образования на утверждение органа местного самоуправления.

     Муниципальным правовым актом администрации муниципального образования утверждаются долгосрочные целевые программы не позднее  одного месяца до дня внесения проекта решения о местном бюджете в представительном органе муниципального образования.

     Полномочия финансовых органов: финансовые органы составляют проект местного бюджета и среднесрочного финансового плана, представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в представительный орган, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности.

     Финансовые  органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении местного бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

     Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.

     Финансовые  органы устанавливают порядок учета  бюджетных обязательств, санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения, порядок и методику планирования бюджетных ассигнований. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

     Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

     Финансовый  орган устанавливает порядок  составления и ведения кассового  плана, а также состав и сроки  представления главными распорядителями  бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом местной администрации.

     Финансовый орган, исполняющий местный бюджет, на основании бюджетных росписей главных распорядителей  бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств составляет сводную бюджетную роспись в течение установленного срока. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансового органа, исполняющего местный бюджет, и направляется для сведения главе муниципального образования, в представительный и контрольный органы муниципального образования.

     Полномочия Федерального казначейства: осуществление кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

     Главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

     Полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств: главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
  • формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
  • осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
  • составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
  • вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
  • вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
  • определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
  • формирует государственные (муниципальные) задания;
  • обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных бюджетным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;
  • организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
  • формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Информация о работе Участники исполнения местных бюджетов