Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических основ связанных с организацией бюджетного процесса, анализ действующей практики организации и осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального образования, и разработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса
Цель работы обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) Дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс.
2) Рассмотреть основные функции и задачи бюджета, основополагающие принципы функционирования бюджетной системы, участников бюджетного процесса и стадии бюджетного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава I. Составление и исполнение бюджетов………………….……….……6
Социально-экономическая сущность бюджета……………….……….….6
Составление и исполнение бюджетов в современных условиях ……....15
Зарубежный опыт организации бюджетного процесса………….……..30
Глава II. Анализ составления и исполнения местного бюджета (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)…………………42
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики………………………………………………………………………42
2.2 Анализ доходов районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за 2010-2012 годы ………………………………………………60
2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………….……………67
2.2.2 Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ……………………….………………………………74
2.2.3 Безвозмездные перечисления районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………………………..78
2.3 Анализ исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики………………………………………………85
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса в современных условиях………………………………………………………..88
Заключение……………………………………………………………………..104
Список использованной литературы ……………………………………….107

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 864.00 Кб (Скачать)

 

Анализируя  структуру доходов за период с 2010 по 2012 год наблюдаем увеличение удельного  веса налоговых и неналоговых доходов от общего поступления соответственно с 17,39% до 24,18% и с 2,14 % до 2,22%, с одновременным снижением доли финансовой безвозмездной помощи от общего объема доходов с 80,47% до 73,6% (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2.Структура доходов районного бюджета Моргаушского района за 2010-2012 гг., тыс. руб.

 

Следует отметить, что увеличение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет увеличение в районе ряда факторов. Это и увеличение объемов производства, и обеспечение населения рабочими местами, и своевременная выплата заработной платы (доля налога на доходы физических лиц возросла с 14,92 % до 21,68%).

 

2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики

 

К налоговым  доходам местного бюджета относятся: собственные налоговые доходы местных  бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный налог; налог на имущества  физических лиц.

В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые  доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных  специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным  органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.

Показатели  налоговых доходов Моргаушского района за период с 2010 года по 2012 год отражены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Налоговые доходы местного бюджета Моргаушского района в 2010-2012 гг., тыс. руб.

Наименование  вида дохода

2010 г.

факт

2011 г.

факт

2012 г.

факт

Всего доходов, в том числе

427538,0

394299,0

453463,3

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

74296,1

78227,8

109613,1

1. Налог на  прибыль

63798,7

67355,0

98306,5

2. Налог на  доходы физических лиц

63798,7

67355,0

98306,5

3.Налог на  совокупный доход

7867,2

8878,4

10135,4

4. Налог на  имущество организаций

0,0

8,0

0,0

5. Налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природным ресурсами

125,7

58,5

184,0

6. Прочие налоги, пошлины и сборы

2504,5

1912,2

886,9

7. Задолженность  и перерасчет по отмененным  налогам

22,5

15,7

100,3


 

В 2010 году сумма налоговых доходов составила 74296,1 тыс.руб., в 2011 году 78227,8 тыс.руб., в 2012 году 109613,1 тыс.руб. В общем итоге можно сказать, что наблюдается рост в поступлении налоговых доходов как в целом, так и по видам основных налоговых доходов, это хорошо видно на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Структура налоговых доходов за 2010-2012 гг., тыс.руб.

 

Так налог на доходы физических лиц вырос от 63798,7 тыс. руб. до 98306,5 тыс.руб., рост налога на совокупный доход составил от 7867,2 тыс.руб. в 2010 году до 10135,4 тыс.руб. в 2012 году. Анализируя структуру налоговых доходов от общего объема поступлений (табл. 2.4.) можно сказать, что доля налоговых платежей в общем объеме увеличилась с 17,4 % в 2010 году до 24,2 % в 2012 году, увеличение на 6,8 % (рис. 2.4.).

Таблица 2.4.

Структура налоговых  доходов в общем объеме поступлений  в 2010-2012 гг., тыс. руб.

Период

Всего доходов, тыс. руб.

Налоговые поступления, тыс. руб.

Доля налоговых  поступлений к общему объему доходов, %

2010 год

427538,0

74296,1

17,4

2011 год

394299,0

78227,8

19,8

2012 год

453463,3

109613,1

24,2


 

Рисунок 2.4. Структура  налоговых доходов в общем  объеме поступления в 2010-2012 гг., тыс. руб.

Анализ структуры налоговых доходов в разрезе видов платежей местного бюджета Моргаушского района (таблица 2.5.) за период с 2010 года по 2012 год, показал, что основу собственных доходов составляет налог на доходы физических лиц, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов местного бюджета района составил в 2010 году 85,9 % к общему доходу налоговых платежей, в 2011 году этот показатель составил 86,1 4%, в 2012 году 89,7 %.

Таблица 2.5.

Структура налоговых  доходов местного бюджета Моргаушского района в 2010-2012 гг., %

Вид дохода

Удельный вес  к общему доходу, за 2010 год

Удельный вес  к общему доходу, за 2011 год

Удельный вес  к общему доходу, за 2012 год

Налоговые доходы, всего:

100,0

100,0

100,0

1. Налог на  прибыль

85,9

86,1

89,7

2. Налог на  доходы физических лиц

85,9

86,1

89,7

3. Налог на  совокупный доход

10,6

11,3

9,2

4. Налог на  имущество организаций

0,0

0,0

0,0

5. Налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природным ресурсами

0,2

0,1

0,2

6. Прочие налоги, пошлины и сборы

3,4

2,4

0,8

7. Задолженность и перерасчет по отмененным налогам

0,0

0,0

0,1


 

Иные собственные  источники приходятся на налог на совокупный доход, его доля в общем  объеме налоговых поступлений, не смотря на рост показателей, снижается и в 2010 году составила 10,6%, в 2011 году - 11,3%, в 2012 году - 9,2%.

Именно  эти налоги определяют доходную базу местного бюджета. В общем итоге наблюдается рост показателей налоговых доходов. За последние два года (таблица 2.6) прослеживается рост налоговых поступлений на 88,6% или на 47 715,5 тыс. руб.

Таблица 2.6.

Динамика налоговых  доходов в 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

Наименование

2010 г. факт

2012 г. факт

Динамика (роста; - снижения)

Динамика (роста; -снижения, %)

Всего доходов:

394299

453463,3

59164,3

15,0

1. Налоговые  доходы:

78227,8

109613,1

31385,3

40,1

в том числе:

Налог на прибыль

67355,0

98306,5

30951,5

46,0

Налог на доходы физических лиц

67355,0

98306,5

30951,5

46,0

Налог на совокупный доход

8878,4

10135,4

1257,0

14,2

Налог на имущество  физических лиц

8,0

0,0

-8,0

-100,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природным ресурсами

58,5

184,0

125,5

214,5

Прочие налоги, пошлины и сборы

1912,2

886,9

-1025,3

-53,6

Задолженность и перерасчет по отмененным налогам

15,7

100,3

84,6

538,9


 

В разрезе группы налогов, формирующих основную массу налоговых поступлений также происходит увеличение, так налог на прибыль вырос на 38,6% или 564,4 тыс. руб., налог на доходы физических лиц увеличился в 2,7 раза, среди зачисляемых в бюджет доходных источников это наиболее объемный налог.

Крупными налогоплательщиками  налогов в местный бюджет являются ЗАО «Сеспель», ПФ «Моргаушская», Моргаушское  и Сундырское РАЙПО, СПК ПЗ «Свобода», СПК «Путь им. Ильича», СПК «Оринино».

На рис. 2.5. показаны наиболее значимые налоговые доходы: налог на доходы физических лиц, доля в 2010 году составила 85,9 %, в 2011 году 86,1 %, в 2012 году 89,7 %; налог на совокупный доход его удельный вес в объеме налоговых поступлений составил в 2010 году 10,6 %, в 2011 году 11,3 %, в 2012 году 9,2 %;

 

Рисунок 2.5. Структура  налоговых доходов в 2010-2012 гг., тыс.руб.

Действующее законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту  работы. В связи с этим местный  бюджет недополучает значительные финансовые ресурсы для развития своей территории. Поскольку социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал.

Ставки по налогу на имущество с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне. В результате местный бюджет несет потери.

Таким образом, объем поступлений налоговых  доходов в бюджет муниципального района напрямую зависит от стабильности установленных нормативных отчислений вышестоящими бюджетами органами, которые узаконены нормативными документами, а налогоплательщики как физические, так и юридические лица, соблюдая законодательство в полном объеме производят налоговые платежи в местный бюджет.

 

2.2.2. Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики

 

Неналоговые доходы являются составной частью доходов  местного бюджета. Неналоговые доходы не имеют постоянного фискального  характера, твердо установленной ставки. В отличие о других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы формируются в основном за счет использования муниципального имущества, земель, закрепленных за районным бюджетом, доходов в виде штрафов за нарушение законодательства и прочих доходов.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению такие доходы как, доходы от продажи и передачи в аренду имущества, возмещение потерь от сельскохозяйственного производства, доходы от продажи и платных услуг и штрафные санкции (табл. 2.7.).

Таблица 2.7.

Неналоговые доходы местного бюджета за 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

Наименование  вида дохода

2010 г.

факт

2011 г.

факт

2012 г.

факт

Всего доходов, в том числе

270349,0

341192,9

521686,5

Неналоговые доходы:

9166,6

9731,1

10106,2

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

2879,3

3555,3

2916,9

Платежи при  пользовании природными ресурсами

926,4

701,4

696,3

Компенсации затрат государства

343,0

0,0

72,0

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов 

2567,0

2685,0

3554,8

Штрафные санкции, возмещение ущерба

2433,5

2734,2

2828,5


 

Показатели  неналоговых доходов Моргаушского  района за период с 2010 года по 2012 год  отражены в таблице 2.7. В 2010 году сумма  неналоговых доходов составила 9166,6 тыс. руб., в 2011 году 9731,1 тыс. руб., в 2012 году 10106,2 тыс. руб.

Проанализируем  структуру неналоговых доходов в общем объеме поступлений, согласно данным таблицы 2.8.

Таблица 2.8.

Структура неналоговых  доходов в общем объеме поступлений

Период

Всего доходов, тыс. руб.

Неналоговые поступления, тыс. руб.

Доля  неналоговых поступлений к общему объему доходов, %

2010 год

427538,0

9166,6

2,1

2011 год

394299,0

9731,1

2,5

2012 год

453463,3

10106,0

2,2


 

Анализ показывает, что удельный вес неналоговых поступлений в бюджет района составил в 2010 году – 2,1 %, в 2010 году – 2,5 %, и в 2012 году – 2,2 % (рис. 2.6.).

Информация о работе Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)