Необходимость и генезис ГБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Итог.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Класс-я дох-в состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов  дох-в. Функциональн класс-я определяет основн направления ср-в на выполнение оси ф-й гос-ва. Состоит из разделов, подразделов, видов и параграфов расх-в. Ведомств

класс-я -более подробная детализация рас-в по министерствам и ведомствам

(глава, раздел, подраздел, вид). Экономич класс-я явл самой  подробной (категория, группа, подгруппа, вид, раздел, подраздел).

 

21.Бюджетные резервы,  их виды и назначение

При утвержден как республ, так  и местн б-в в обязат порядке  определяются резервн фонды, т.е. ден ср-ва, кот не распределены по конкретным направлениям. Рез фонды определяются в з-не о б-те. Они планируются для покрытия непредвиденных расх-в. В законе на 2007 г определены: 1.рез фонд През РБ 175,7 млрд.р., 2.фонд нац развития 107,1 млрд, З.фонд финансирования рас-в, связанных со стих бедствиями авариями и катастрофами 15,2 млрд, 4.фин помощь ЮЛ и ИП 191,5 млрд. На 2007 г рез фонды составляют приблиз 489,5 млрд.р

 

22.Целевые бюджетные фонды, их  характеристика

С 1990 г в РБ начинается образование  цел гос ф-в ден с-в как  в составе б-та, так и внебюдж ф-в. ЦБФ -совокупи бюдж ден ср-в, кот имеют, как правило, целевое назначение и используются органами исполнит власти одновременно с исполнением расходн части б-та. В отличие от б-та ЦФ обеспечивают ден ср-ми конкретные эк и соц потребности или программы.

В РБ в соотв с з-м О б-те РБ на 2007 г образованы след гос фонды:

1. республ      ф-д      поддержки производителей с\х

продукции,продов и аграрн науки. Оказывается    значит    помощь    в  финансир-и     гос     программ     в области       с\х,       предоставлении дотаций и т.д. Уплата сбора в этот

ф-д        производится        единым платежом с нал-м с пользователей  автомобильных   дорог   в   размере

2. респ дорожный ф-д.  Дор ф-ы подразд на респ-ий и местн-е. За счет ср-в ф-да осущ-ся финанс-е рас-в по строит-ву, содержанию и ремонт\--   автомоб   дорог   общего

пользования. Ср-ва ф-да образ-ся за  счет  н-га  с  польз-лей  автом  дорог,  н-га  на приобрет     автом трансп ср-в, платы за проезд по платн дорогам и мостам и  др. Плат-ки: организации.

3. респ ф-д охраны природы. Ср-ва ф-да направляются на

осуществление    мероприятий    и программ по охране окруж среды  и  воспр-ву природных ресурсов. Образ-ся   за   счет   платежей   за выбросы загрязн веществ в атмосф

воздух, плат-й за размещ отходов  пр-ва, штрафов за загрязн окр ср=ды и др. Размеры н-в и  плат-й зависят от объемов используемых прир ресурсов или сбросов загр вещ-в и от того, укладывается ли природопользователь   в   установллимиты.

4. инновац    ф-ды.     Роль    ф-в заключается   в   развитии   научн- технич        программ,        инновац проектов,   финансир-и   программ по энергосбережению и т.д. Образ-ся республ органами гос управлен, иными   гос   организ-ми,   за   счет отчислений   в   размере   не  более 0,25% от себ-ти продукции, Т, Р,У.

5. Ф-д   национального   развития. Образ-ся за счет части прибыли высокорент пред-й, 5-25% в зав от ур рен-ти.Направл напр на фин-е расх-в по развит соц сферы. В наст время только один ф-д явл внебюдж-м - ФСЗН Мин-ва труда и соц защиты населения (оказание соц помощи населению). Ср-ва ф-да направляются на выплату пенсий, пособий по соц страх-ю и т.д.Он выполняет важн роль в обеспечении пенсионеров ср-ми для существования. Ф-д соц направленности.

 

23.Сущностъ гос д-в. Правовая  и эк основа государственных  доходов

Сущностъ гос д-в. Правовая и эк основа государственных доходов

Дох-ы б-та предст собой экон отношения  кот возникают в  процессе формиров-я централизованного фонда ден ср-в гос-ва. Дох-ы м.б. налог и неналог-ы. Также м. принимать форму безвозмездных поступлений от ФЛ и ЮЛ, междунар орг-й и правительств иностр гос-в. Дох-ы явл безвозмездным и безвозвратные.Основным источником образования дох-в явл национальн дох-д. Дох-ы б-та представл собой ден ср-ва, кот поступают в безвозм и безвозвр порядке в соответств с закон-вом в распоряжение органов гос власти соответств уровня. Состав и структура дох-в б-та в значительной степени определяются финн политикой гос-ва. Основн доля дох-в б-та формируется за счет налог поступлений приблиз 90%

 

24.Состав и структура  гос доходов, формы их мобилизации в бюджет.

Состав и структура гос доходов, формы их мобилизации в бюджет.

Дох-ы б-та предст собой экон отношения  кот возникают в процессе формиров-я централизованного фонда ден ср-в гос-ва. Дох-ы м.б. налог и неналог-ы. Также м. принимать форму безвозмездных поступлений от ФЛ и ЮЛ, междунар орг-й и

правительств иностр гос-в. Состав и структура дох-в б-та в значительной степени

определяются фин политикой  гос-ва.

Основн доля дох-в б-та формируется  за счет налог поступлений приблиз 90% В соотв с бюдж класс-ей все виды бюдж дох-в делятся на 3 оси группы: 1.налог платежи, явл осн источником формирован б-та РБ.Налог платежи подразделяются на налоги и налог дох-ы. Н-ги это обязат безвозм и безвозвр платежи взимаемые с ЮЛ и ФЛ в б-т взимаемые органами гос управления в соотв с нал и тамож закон-м РБ. Налог дох-ы это платежи имеющие налог признаки(тамож сборы, пошлины). Они подраздел-ся на: н-ги на дох-ы и прибыль, н-ги на фонд з\п, н-ги на тов и услуги, налог дох-ы от ВЭД, др н-ги, сборы и ин обяз платежи 2.неналоговые платежи. Несмотря на незнач уд вес в дох-х б-та по своему кол-ву значит превыш налог источники, их свыше 50. Классиф-я: * дох-ы от реализац конфискованного и обращенного в дох-д гос им-ва, *дох-ы от регистрац сборов, *лицензионные сборы(плата за выдачу разрешения на занятие опред видом деят-ти), * сборы за отдели виды услуг(сборы за уел оказьш ГАИ), *штрафы, санкции поступ-щие за отд виды правонар-и, *проч поступления(дох-ы от деят-ти ломбардов, вексельный сбор)

 

 

25. Методы планирования Д бюджета.

Формирование Д-й части включает:

1. Планирование отдел видов Д;

2. распределение Д между уровнями  бюджета;

3. определение размера нижестоящим  бюджетам.

4.распределение ср-в Ф фин  поддержки.

Планированию предшествует анализ показателей исполнения бюджета за текуший год, даётся оценка налоговой сис-ме. В практике планирования исп-ся след методы: 1. Детализированое моделирование;

2.применение фактической налоговой  ставки;

3. определение эластичности налогов  относительно его базы.

Наиболее точным является 1 метод, В данном случае прогнозные расчёты осуществляются на основании оценки базы соотв-го налога и налог-го зак-ва. Этот метод требует многовариантных расчётов.

3 метод использ-ся редко, т.к  требут стабильного налогового  законодательства. Поэтому чаще использ-ся метод , основанный на применении ср ставки налога( ср % изъятия) к налогооблагаемой базе. В этом случае в основу план. расчётов закладываются прогнозы социально экономического развития, изменение налог. Законод-ва, ожидаемое поступление налогов.

Плановые суммы НДС расчит-ся исходя из прогнозного объёма ВВП, его  стр-ры.

Н на пр и Д – исходя из объёма выручки и БП.

Таможен-е Д – исходя из ожидаемого исполнения за текущий год, объёма ВВП, динамики внешнеторговых оборотов.

Неналоговые Д – с учётом специфики налогооблагаемой базы, ср % изъятия. Планир-ся изъятие штрафов

 

26. Налоги как основа доходов  (Д) бюджета.

В связи с тем, что основная доля доходов формируется за счет налогов, необходимо провести оценку налоговой  системы с целью увеличения путей доходности ГБ. Такая оценка осущ-ся с позиции соответствия общепризнанным характеристикам: 1. СТАБИЛЬНОСТЬ; 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ; 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ. – они опр-ют эфф-сть налоговой системы. Имеется в виду, что налоги должны обеспечивать

гос-во доходами для фин-я своих нужд, при этом не создавая давление на ф.л. и ю.л при сохранении налогами стимулирующей функции.

В настоящее время при формировании бюджета налоговые поступления  подгоняются под растущие общественные потребности. При характеристике дох-й части бюджета и оценке налоговой нагрузки следует учитывать тот факт, что в состав доходов бюджета вкл-ся и доходы ЦБФ, к-е формально не явл-ся налоговыми платежами, но при поступлении в бюджет они имеют все признаки налогов.

Образование цел-х фондов и увелич-е их доли в налог-й нагрузке связано с увеличением господдержкиопределенных отраслей н/х, к-е из-за ограничения бюджетных ср-в м.б. профинансированы из ЦБФ. Однако, в отличие от неналоговых поступлений в целевые фонды (по целевой направленности отчислений) налоговые доходы, не имея закрепленности за конкретными расходами, обеспечивают маневренность бюджетных ресурсов и бесперебойное фин-е расходов. Поэтому тенденция роста неналоговой составляющей не является перспективной.

 

Для обеспечения равного доступа  к бюджетным ресурсам целесообразно число целевых фондов, сохранив лишь фонды социальной направленности. Это позволит сократить число налогов, упростить процедуру их планирования, усилить контроль за соблюдением налоговой дисциплины и на этой основе увеличить поступления в бюджет. Одновременно с целью сохранения гос-х доходов потребуется пересмотреть систему налоговых платежей и ставок.

Основные пути увеличения доходов  бюджета в будущем:

1.стабилизация фин-го положения  субъектов хоз-я и оптимизация  налоговой нагрузки;

2.расширение круга налогоплательщиков  в рамках оптимальной налоговой  нагрузки

3.унификация и оптимизация налоговых  льгот

4.более широкая дифференциация  ставок налога

 

27. Неналоговые доходы бюджета,  их состав и общая характеристика.

Неналоговые Д б-та: текущие и капитальные.

Текущие:

1. Доходы от госсобственности  и предприним-й деят-сти:

а). Прибыль НБ;

б). Плата банков за пользование  ден-ми ср-вами бюджета;

в). %% по ссудам, а также по целевым  бюджетным и валютным кредитам;

г). дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву;

д). налог на добываемые природные  ресурсы;

е). Арендная плата за землю.

2. Административные сборы и платежи  (АСП):

а). Непосредственно АСП:

-поступления связ-е с таможенным  контролем

-вексельный сбор

-сборы в ГАИ 

-сборы за выдачу паспорта

б). Доходы от предоставления услуг:

-госпошлины;

-сборы на содержание детей  в школах-интернатах, ПТУ

3. поступления по штрафам и  санкциям

4. Прочие ненал-е доходы:

а). Добровольные взносы ф.л. и юр.л.;

б). Невыясненные поступления;

в). доходы от реал-и имущества или клада

г). прочие пост-я

Капитальные неналоговые доходы:

1.Доходы от произведенных активов:

А). От реализации гос-х акций

Б). От выкупа и реализации гос-го имущества

В). доходы от приватизации путем продажи  госсобственности на аукционах;

Г) доходы от реализации гос-х резервов (может и не быть)

Учет перечисленного имущества  возлагается на налоговые органы. Оценка перечисл-го имущества возлагается на комиссию, к-я состоит из представителя МНС, местного распорядительного или исполнительного органа и представителя организации, которой это имущество передается для реализации или пользования.

 

28. Содержание гос-х расходов, их  состав, структура и роль в  общественном воспроизводстве.

Расходы ГБ: 1) отрасли эк-ки (18,1%); 2) соц-культ мероприятия; 3) оборона; 4)управление.

С начала 90-х гг. бюджетные ассигн-я  сократились. Если в 1992 г они сост-ли 41,8%, то в 1996 – 13,6%.

Расходы на отрасли эк-ки направляются в настоящее время на поддержку  промышленности, стоит-ва, энергетики, с/х, ЖКХ, транспорта, дорожного строит-ва, связи, а такжк на развитие рыночной инфраструктуры, охрану окр-щей среды и природных рес-в, геодезию и гидрометеорологию.

Несмотря на общее снижение расходов на эк-ку, с конца 90-х гг расходы  на поддержку отраслей эк-ки выросли. Оценивая этот процесс, необходимо исходить из следующего:

1.суб-ты хоз-я отраслей эк-ки  должны организовывать свою деят-сть  на принципах хозрасчета, самоокупаемости.

2.Снижение б-го фин-я эк-ки  д.б. научно обоснованным. В усл-ях  перехода крынку необходимы гос-е инвестиции для оказания поддержки ряду отраслей и п/п-й, прежде всего тем, к-е оказывают услуги населению в условиях госрег-я тарифов на эти услуги.

Неоходимы гос-е инвестиции в развитие наиважнейших отраслей, перелив ср-в, в к-е даст в будущем рост поступлений в бюджет.

Т.о., снижение расходов на отрасли эк-ки не может завершиться  полным отказом от бюджетного фин-я. В усл-ях рынка в РБ остаются такие расходы, к-е требуют привлечения гос-х ср-в. т.к. функционирует госектор эк-ки. Для стабилизации эк-ки РБ, развития предприним-ва, рыночной инфрастр-ры необходима фин-я помощь гос-ва.

 

29. Расходы на поддержку  отраслей эк-ки.

В рыночной эк-ке роль бюджета  в развитии отраслей эк-ки не уменьш-сь, а лишь измен-ся направление расходов, их содерж-е и стр-ра.

С/х: приоритетный сектор нац-й эк-ки. Это связано с необх-стью сохранения продовольственной безопасности сохр-я фин-я АПК. Фин-е с/х осущ-ся из респ-го бюджета, местных б-тов и ЦБФ (за последние годы доля ЦБФ увеличилась). В 1-ю очередь фин-ся программа по продовольствию и обеспечению аграрной реформы. Фин-ся господдержка с/х п/п, расходы по закладу зерна в резерв, на компенсацию банкам потерь от льготного кредитования с/х. Фин-ся расходы на повыш-е качества зем-х ресурсов, на содерж-е бюджетных с/х учреждений.

Информация о работе Необходимость и генезис ГБ