Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования в расчете на одного пролеченного больного.
Величина такого норматива должна выражать стоимость лечения больного в стационаре, т. е. стоимость услуги по его лечению. Оценка стоимости услуг должна производиться по клинико-статистическим группам. Это позволит составить своеобразный прейскурант услуг. Однако до настоящего времени научно обоснованных нормативов бюджетного финансирования для больниц нет. На практике они определяются методом обратного счета: фактически израсходованные
бюджетные ассигнования за прошлый год делятся на количество пролеченных в этом году больных.
Объем финансовых ресурсов по внебюджетным источникам планируются исходя из планового размера платных услуг для населения, фактически заключенных на начало года договоров с предприятиями и предполагаемой величины поступлений по прочим источникам финансирования.
Распределение единого фонда финансовых средств (ЕФФС) осуществляется по одному из двух способов распределения, т. е. формированием фонда заработной платы и материального поощрения либо единого фонда оплаты труда и фонда производственного и социального развития по нормативам от ЕФФС.
Наибольший удельный вес (более 60 % всех затрат) в расходах больницы занимает заработная плата. Она рассчитывается отдельно для каждой категории медицинского персонала: врачей, среднего, младшего медперсонала, а также административно-хозяйственного и прочего персонала. Для исчисления расходов на заработную плату необходимо определить следующие показатели: 1) число должностей персонала по каждой категории; 2) среднюю ставку зарплаты для каждой категории персонала.
Число должностей медицинского персонала устанавливается в соответствии со штатным расписанием, разрабатываемым учреждением самостоятельно.
Средняя ставка заработной платы для каждой категории медперсонала определяется на основе данных тарификации.
Тарификация медработников проводится ежегодно по состоянию на 1 октября специально созданной приказом руководителя учреждения комиссией. Размеры ставок врачей зависят от вида учреждения, места его расположения (сельская или городская местность), занимаемой должности, квалификации. Ставки заработной платы среднего медперсонала определяются в соответствии с типом медицинского учреждения, занимаемой должностью и квалификацией.
Для младшего медицинского персонала ставка заработной платы устанавливается по штатному расписанию, исходя из занимаемой должности.
Врачам — руководителям больниц, их заместителям, руководителям подразделений, а также руководителям из числа среднего медперсонала ставки зарплаты определяются в зависимости от группы по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено данное учреждение. К показателям, определяющим группу, относятся: а) тип больницы (психиатрические, психоневрологические, наркологические) число коек (посмете).
К смете доходов и расходов дополнительно составляется смета образования и использования фонда оплаты труда, где, кроме заработной платы, отражаются расходы на премирование, единовременную помощь и другие расходы.
В составе материальных и приравненных к ним затрат планируются расходы по ст. 2 "Начисление на зарплату", на питание (ст. 9),медикаменты (ст. 10), мягкий инвентарь и обмундирование <ст.14), а также прочие расходы (ст. 18).
Начисления на заработную плату рассчитываются б процентах от запланированной по ст. 1 величины расходов на заработную плату.
Плановая сумма затрат на питание больных определяется исходя из нормы расходов на питание одного больного в день, количества коек и числа дней функционирования их в году. Нормы дифференцируются по профилям коек: терапевтические, хирургические, детские и др.
В смете больницы предусматриваются расходы на питание матерей, помещаемых в больницу с грудными детьми. Они планируются из расчета до 15 % от количества койко-дней в детских отделениях или в детской больнице.
Затраты на питание медицинского персонала в смете больницы не планируются, однако оно может быть организовано больницей за плату.
По ст. 10 планируются расходы на приобретение медикаментов, препаратов и перевязочных средств, пленок для рентгеновских снимков, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств, материалов для производства анализов и по оплате их стоимости, если анализы производятся в других учреждениях; на оплату доноров, приобретение крови и кровезаменителей для переливания; мелкого медицинского инструментария: пинцетов, термометров, шприцев, игл и т. д.
Расходы на медикаменты планируются по нормам на один койко-день исходя из среднегодового количества коек и дней их функционирования в году.
По ст. 14 планируются расходы на приобретение белья, одежды, обуви и постельных принадлежностей, а также специальной защитной одежды. Их объем определяется исходя из установленных норм расходов на одну больничную койку в год. Нормы дифференцируются на вновь вводимую и действующую койку (т. е. переходящую сеть).
В составе прочих затрат (ст. 18) определяется объем канцелярских и хозяйственных расходов, на командировки и служебные разъезды и прочие расходы.
Канцелярские и хозяйственные расходы включают затраты на освещение, отопление, водоснабжение, стирку белья, содержание автотранспорта и др. Значительная часть этих затрат зависит от кубатуры или площади здания, занимаемого больницей (расходы на отопление, освещение). Если здание подключено к централизованной системе тепло- и электроснабжения, то в смету включаются суммы расходов, определенные в договоре с соответствующими организациями. При децентрализованном отоплении затраты определяются, исходя из потребности в топливе, которая зависит от кубатуры отапливаемого здания, и норм расхода топлива. Нормы дифференцируются в зависимости от типа здания и длительности отопительного сезона.
Расходы на приобретение
топлива для приготовления
Условное топливо переводится (по установленному коэффициенту} в те виды топлива, которые применяются в данной местности.
Расходы на освещение планируются исходя из общей площади здания, занимаемого больницей, и фактическими затратами на один квадратный метр площади больницы.
На расходы электроэнергии для лечебных целей и технических нужд составляется отдельный расчет. Затраты на эти цели определяются исходя из мощности аппаратуры; продолжительности пользования ею и установленного тарифа, а также с учетом фактических затрат.
Расходы на водоснабжение определяются исходя из среднего расхода на койку, исчисленного на основании данных о фактических затратах в предыдущие годы.
Размер ассигнований на содержание и наем автотранспорта исчисляется по установленным нормам расходов горючего и нормам межремонтных пробегов, а также лимита средств, выделенных вышестоящей организацией нз содержание служебных легковых автомобилей. При обслуживании больницы санитарным автотранспортом через автохозяйства расходы на оплату за услуга этого транспорта по смете больницы предусматриваются в сумме, указанной в договоре.
В таком же порядке определяются расходы по оплате наемного автотранспорта.
Расходы по стирке белья рассчитывается исходя из практических затрат за предыдущие годы. При стирке белья в централизованных прачечных оплата расходов производится по предъявленным счетам.
В группе хозяйственных расходов предусматриваются также затраты на текущий ремонт зданий, ремонт инвентаря и оборудования, расходы на предоставление бесплатных квартир и коммунальных услуг.
Ассигнования на текущий ремонт зданий производятся в зависимости от внешней кубатуры зданий больницы.
Расходы на ремонт инвентаря и оборудования, в том числе мягкого инвентаря, определяются в процентах к их балансовой стоимости.
По сметам учреждений, расположенных в сельской местности или рабочих поселках, предусматриваются также расходы на содержание квартир врачей, провизоров, среднего медицинского персонала (включая членов их семей), проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках.
Канцелярские расходы, включая расходы на связь и приобретение справочной официальной и периодической литературы (газеты, журналы, бюллетени, справочники и т. п.), планируются на основе соответствующих данных за прошлые годы.
В смете больницы в составе материальных затрат могут быть предусмотрены расходы на приобретение книг для библиотеки, если она имеется в больнице, и на приобретение периодической литературы. Эти расходы определяются с учетом наличия книжного фонда библиотеки и числа коек в больнице.
В составе материальных затрат в группе прочих расходов планируются расходы: на выплату подъемных, стоимости проезда и суточных при направлении на работу в больницы молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения; оплату летных часов санитарной авиации по больницам, в состав которых входят станции санитарной авиации в суммах, определенных соответствующими договорами; планирование психических больных; организацию и проведение мероприятий культурно-просветительного характера среди больных и др.
В пределах средств, исчисленных
по фонду производственного и соци
По ст. 12 устанавливается размер затрат на приобретение медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря, медицинских аппаратов, приборов, инструментов, предметов ухода зл больными, медицинской мебели, специальной посуды и прочих предметов. На эту статью относятся также расходы на приобретение противопожарного, кухонного, столового оборудования, оборудования для прачечных и на приобретение транспортных средств.
Оснащение больниц необходимым оборудованием производится в пределах бюджетных ассигнований по нормам, установленным на одну действующую и вновь вводимую конку; за счет внебюджетных источников, в пределах средств единого фонда производственного и социального развития.
При определении объема затрат на приобретение оборудования учитывается наличие годного к использованию оборудования на начало года и его выбытие в планируемом году. На ст. 12 относятся также расходы по доставке и установке оборудования и инвентаря.
Расходы на социальное развитие коллектива планируются в составе прочих затрат (ст. 18). Они определяются в соответствии со сметой образования и использования фонда производственного и социального развития на планируемый год, с учетом неиспользованного остатка средств по соответствующему фонду на конец текущего года.
Составленная смета
подписывается главным
39. Планирование расходов
на содержание амбулаторной
Наиболее массовой формой организация медицинского обслуживания является внебольничная медицинская помощь населению, которую оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения. В них лечится около 80 % всех больных, здесь концентрируется свыше 40 % врачебных кадров.
Одним из основных принципов организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений является принцип участково-территориального обследования. Это дает возможность оказывать населению квалифицированную специализированную медицинскую помощь в поликлинике и на дому, организовать профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, совершенствовать диспансерный метод, повышать качество диагностики, лечения, реабилитации больных во внебольничных условиях по месту их проживания.
В качестве источников финансирования деятельности поликлиник выступают средства бюджета, собственные ресурсы от оказания услуг населению, выполнения работ по договорам, привлеченные средства в виде денежных средств и материальных ценностей других предприятий и организаций, средств, поступающих из благотворительных фондов, добровольных взносов населения, а также заемные средства банка и прочие источники. Совокупность денежных средств по всем '.источникам финансирования образует единый фонд финансовых ресурсов поликлиники.
В основе планирования расходов на амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения лежат показатели развития сети поликлиник, штатов и обслуживаемых контингентов.
При планировании сети амбулаторно-поликлинических учреждений используется показатель их мощности. Он характеризует пропускную способность поликлиники, амбулатории и выражается числом посещений врачей больными в год.
При планировании мощности поликлиники следует исходить из таких показателей, как численность населения, проживающего в зоне обслуживания данной поликлиники, и среднее число обращений к врачу одного жителя в год.
Среднее число обращений к врачу в год принимается в размере норматива потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи, который рассчитывается на основании анализа данных о заболеваемости различных групп населения и их обращаемости к врачу в различных регионах республики в предыдущие годы и корректируется с учетом возможного сокращения или роста отдельных заболеваний. Например, если в районе обслуживания данной поликлиники проживает 50 тыс. человек, а среднее число посещении врача в год одним жителем — 10, то ее мощность (пропускная способность) должна обеспечить 500 тысяч врачебных посещений в год (50 х 10).