Необходимость и генезис ГБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Итог.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Определение таких нормативов является сложным процессом, который должен учитывать специфику соответствующих библиотек и ряд других факторов, влияющих на оптимальный размер затрат на пополнение книжного фонда. Для расчета размера ассигнований на приобретение книг необходимо учесть:

плановую величину ежегодного прироста книжного фонда, дифференцированного по видан библиотек!

книгообеспеченность, т.е. фактическое состояние книжного_фонда - исходного уровня его дальнейшего увеличения с учетом нормативной потребности. Имеется в виду, что при индивидуальном и сводном планировании следует обязательно учитывать фактическое наличие книг, сравнить его с установленной нормой и потребность в книжном фонде определять в виде разницы между этими величинами;

оборачиваемостъ книжного фонда; в настоящее время этот показатель не учитывается при определении затрат на приобретение книг, между тем он в значительной степени влияет на размер книжных фондов библиотек.

Как показал анализ фактических  данных, оборачиваемость очень низкая: по Р.Б. в целом она составляет 1,2, а в сельской местности только 1,1. Это вызвано прежде всего недостатками книжных фондов. В то же время в фондах библиотек накоплены значительные массивы неиспользуемых книг. При финансовом планировании необходимо решать ряд задач, способствующих  дальнейшему  укреплению   материально-технической базы библиотек. К ним следует отнести

  1. Определение общего размера затрат на материально-техническую базу библиотек в целом по республике и отдельным административным единицам. Это предполагает учет фактического наличия массовых библиотек, возможного их увеличения.
  2. Обоснование потребностей бюджетных ассигнований на расширение материально-технической базы в территориальном разрезе.

3. Создание рациональных пропорций в финансовых ресурсах, направляемых на строительство новых, реконструкцию и оснащение отдельных библиотек с учетом их технического перевооружения на основе достижений науки и техники, внедрения научной организации труда (механизированной обработки информации, каталожных карточек, автоматической подачи книг) и т. д.

При размещении сети библиотек следует учитывать фактическую обеспеченность данного района государственными массовыми библиотеками, наличие библиотек других ведомств, их взаимосвязь, размер книжных фондов, а также количество обслуживаемого населения и радиус обслуживания, с тем чтобы установить более равномерную обеспеченность населения библиотеками.

В настоящее время в  Р.Б. сеть массовых библиотек размещается неравномерно, количество библиотек на 10 тыс. жителей республики колеблется от 9,6 (Гродненская обл.) до 7,0—7,3 (Гомельская, Могилевская области).

Однако указанные показатели еще не дают основания сделать  вывод о более качественном обслуживании населения, что характеризуется прежде всего средним размером книжного фонда библиотеки, площадью, обслуживаемой одной библиотекой, размером книговыдачи и др.

Совершенствование финансового  планирования в библиотеках предполагает не только изыскание путей снижения расходов на их содержание, но и научное обоснование объема затрат, обязательного для эффективной постановки библиотечного дела. Одновременно необходимо усилить контроль за рациональным расходованием финансовых ресурсов. Его целесообразно осуществлять в направлении предупреждения незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, обеспечения своевременного и правильного списания и пополнения книжного фонда, соблюдения норм и нормативов затрат, выполнения показателей деятельности библиотек и др.

Эти задачи целесообразно  решать в общем комплексе мероприятий по улучшению планирования всей системы культурно-просветительных учреждений, в том числе клубных.

 

38.Составление сметы стационарных  учреждений здравоохранения (больниц,  диспансеров и др.)ъ

Здравоохранение Республики Беларусь представляет собой одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы, привлекающую значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. В настоящее время здесь функционирует около 900 больничных учреждений с численностью больничных коек около 140 тыс., почти 1500 врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-пол«клиническую помощь населению. Их обслуживают более 40 тыс, врачей и около 120 тыс. среднего медперсонала. Увеличивается объем финансовых ресурсов, направляемых в эту сферу.

Расходы на здравоохранение  по своему экономическому содержанию объединяются в три основные группы: расходы на лечебно-профилактические учреждения и мероприятии; 2) санитарно-профи-лактические учреждения и мероприятий; 3) прочие учреждения и мероприятия. Основная доля финансовых ресурсов здравоохранения направляется на строительство и содержание лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой помощи, дома ребенка, санатории, детские ясли и некоторые другие учреждения.

В структуре "расходов консолидированного Государственного бюджета Р.Б. более 90 % объема ассигнований на здравоохранение направляется на лечебно-профилактические учреждения. В этой группе затрат свыше 80 % вдет на финансирование сети больниц и поликлиник.

К санитарно-профилактическим учреждениям относятся санитар-но-эпидемиологическяе станции, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения.

В третью группу учреждений входят бюро судебно-медицинской экспертизы и некоторые другие учреждения.

Основным источником здравоохранения  является Государственный бюджет. Часть затрат на содержание учреждений здравоохранения берут на. себя государственные, кооперативные, профсоюзные предприятия и организации, предприятия и организации других форм собственности, а также колхозы.

Однако в условиях бюджетного дефицита, дестабилизации экономики этих финансовых ресурсов явно недостаточно, чтобы поддержать на должном уровне медицинское обслуживание. Поэтому дополнительными источниками финансирования соответствующих расходов стали собственные (внебюджетные) средства учреждений здравоохранения, полученные ими от оказания платных услуг населению, а также предприятиям и организациям на основе заключенных с ними договоров.

Для наиболее эффективного использования средств, предназначенных на здравоохранение, необходимо разграничить направления расходования государственных ассигнований, средств предприятий и организаций, а также внебюджетных средств медучреждений в зависимости от характера и значимости отдельных видов потребностей в услугах здравоохранения. Финансовым источником удовлетворения потребностей, которые гарантируются конституционно, — оказания больничной и амбулаторно-поликлинической помощи населению, санаторного лечения детей, санаторно-профилактического обслуживания населения — должны быть общегосударственные бюджетные средства, А за счет средств предприятий и хозяйственных организаций целесообразно осуществлять (а в перспективе, по мере роста финансовых возможностей государства, оно гарантирует и профилактическое медицинское обслуживание, оздоровительную работу и отдых населения) содержание домов отдыха, санаториев, приобретать для сотрудников путевки в дома отдыха и на базы отдыха.

Планирование расходов на здравоохранение на различных  уровнях управления имеет свои особенности и заключается в составлении: 1) индивидуальных и общих смет медучреждений; 2) сводных планов расходов на здравоохранение к проекту соответствующего бюджета.

Определение расходов на основе индивидуальной сметы рассмотрим на примере самой многочисленной группы медицинских учреждений — больниц и поликлиник.

 Порядок   планирования  расходов на содержание больниц.

Определение объема затрат на содержание больницы осуществляется на основании сметы доходов и расходов. В первом разделе сметы "Доходы и поступления средств" отражаются все источники финансирования с выделением ассигнований из бюджета и внебюджетных средств в разрезе их видов.

Вместе взятые они образуют единый фонд финансовых средств больницы. Объем бюджетных" ассигнований в условиях нормативного планирования должен определяться исходя из норматива бюджетного финансирования и расчета на одного больного.

Величина норматива  бюджетного финансирования должна определяться с учетом научно обоснованных социальных норм и нормативов, увеличения потребностей населения в медицинской помощи и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, в том числе на лечение больного, формирование средств на выплату заработной платы, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива больницы.

Однако до настоящего времени  такие научно обоснованные нормативы еще не разработаны, поэтому объем бюджетных ассигнований на практике определяется как совокупность затрат, исчисленных по отдельным статьям сметы, объединенных в соответствующие фонды.

Норматив бюджетного финансирования в этом случае можно определить расчетным путем: делением общей плановой суммы расходов на производственный показатель. Можно использовать соответствующие данные и за прошлый год, внеся в них коррективы.

Аналогично расчетным  путем определяются и нормативы  отчислений из единого фонда финансовых средств в фонд оплаты труда и фонд производственного и социального развития как отношение суммы соответствующих расходов к объему фонда финансовых средств.

В основе планирования расходов на больницы лежат прозводст-венные показатели, характеризующие объем работы учреждения: число коек и количество персонала.

Число коек на начало планового  года определяется исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату и до конца года в пределах числа коек, предусмотренных по плану.

Число коек на конец планового  периода определяется с учетом его  увеличения. Увеличение количества коек (прирост) в планируемом году устанавливается вышестоящим органом здравоохранения, исходя из потребности государственного плана экономического и социального развития.

Число должностей медицинского персонала  определяется в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым руководителем учреждения, с учетом условий и объема работы медицинского учреждения данной категории и профиля, а также в пределах фонда заработной платы (оплаты труда).

В соответствии с действующими нормативами численность врачебного персонала в стационарных медучреждениях устанавливается из расчета 1 единицы или 0,5 единицы (ставки) на соответствующие количество коек (по профилям коек). Например, одна должность (ставка) врача-педиатра в детских больницах — на 20 коек, 1 должность (ставка) врача-терапевта или врача-хирурга — на 20—25 коек. Количество должностей врачей — заведующих отделениями определяется в зависимости от количества коек в отделении данного профиля.

Расчет числа должностей среднего и младшего медицинского персонала ведется на один круглосуточный пост и зависит от количества постов и числа должностей на один пост. Количество постов определяется исходя нз расчета, что 1 палатная медсестра обслуживает от 15 до 30 коек, в зависимости от профиля коек, а младшая медсестра (санитарка) — до 40 коек. Число должностей на 1 пост определяется делением числа часов работы учреждения в год (при круглосуточной работе) на число часов работы одной медицинской сестры в год и зависит от продолжительности рабочего дня, отпуска и других факторов, которые учитываются в специальном расчете.

Численность медперсонала в сметах определяется на две даты: на начало года — исходя из фактического наличии должностей на последнюю отчетную дату, на конец года — с учетом прироста численности на дополнительно вводимое число коек при условии ввода новых коек или доукомплектования штатов.

Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным руководителем учреждения. Для расчета отдельных расходов на содержание больницы определяются средние показатели — Среднегодовое количество коек, среднегодовое количество штатных единиц.

Так, среднегодовое количество коек рассчитывается в зависимости  от сроков развертывания новых коек. Для этого к переходящему числу коек на начало планируемого года прибавляется среднегодовой их прирост:

Кср=К1+ (К2-К1)п/12

где Кср — среднегодовое количество коек; К1 — число коек на начало года; К2 — число коек на конец года; п — число месяцев функционирования вновь развернутых коек.

Расчет количества коек производится отдельно по типам коек: терапевтическим, хирургическим, детским и т. д.

Среднегодовое число штатных должностей определяется так же, как и среднегодовое число коек.

Кроме того, рассчитываются такие  показатели эффективности деятельности больницы, как число дней функционирования койки в год, число оборотов койки в год, среднее число дней пребывания больного в стационаре. Эти показатели характеризуют пропускную способность больницы.

С переходом на нормативное  планирование в качестве производственного показателя, определяющего конечный результат деятельности больницы, принято количество пролеченных больных. Это означает переход от экстенсивного подхода к управлению медицинским обслуживанием к интенсивному. Главным объектом деятельности становится не коечный фонд, а больной.

После того как рассчитаны производственные показатели, приступают непосредственно к планированию показателей по доходам и расходам сметы.

Информация о работе Необходимость и генезис ГБ