Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
В случае возникновения временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы займы и ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам. Возврат полученных займов и ссуд производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.
48.Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной с-мы. В пр-се бюджетного регулирования реш-ся след-ие задачи: 1. сбалансирование б-та; 2. заинтересовать местные власти и управления в выполнении планов поступления общегос-ых доходов и налогов. 3. стимулировать местных органов управления и самоуправления в изыскании резервов роста дохоов.
Бюджетное регулирование сопровождается формированием и движением множества бюджетных потоков. Следует разделять: восходящие и нисходящие бюджетные потоки.
Бюджетное регулирование осущ-ся на следующих уровнях: 1. на республ-ом уровне (Минфин); 2. на областном уровне (облфинны составляют б-ты для районов и городов обл-го значения); 3. районный.
Методы БР:
1-Закрепление ДиР за уровнями бюджетов
2-нормативно –долевого
2.1.%-ных отчислений от
2.2 предоставление фин ,помощи (.дотации субсидии, субвенции, )
49. План бюджетного регулирования
(план отчислений от
Бюдж. регул-ние осущ-ся посредством составления Плана отчислений от респуб-ких налогов и доходов. Он состав-ся фин. органами на бланках установленной типовой формы. При составлении плана отчислений следует учитывать экономику данной администр.-территор. ед-цы и ее соц.развитие, динамики поступлений сумм налогов за ряд предшествующих лет и др.
В плане содержатся след. данные:
-наименование бюджетов;
-всего расходов;
-собственные и закрепленные доходы;
-сведения о регулирующих
-итого отчислений от
-всего доходов.
Далее в плане показываются текущие и капитальные безвозмездные поступления, подсчитывается всего безвозмездных поступлений, всего доходов и рассчитывается удельный вес дотации в общей сумме расходов.
50. Понятие межбюджетных
Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной с-мы. В пр-се бюджетного регулирования реш-ся след-ие задачи: 1. сбалансирование б-та; 2. заинтересовать местные власти и управления в выполнении планов поступления общегос-ых доходов и налогов. 3. стимулировать местных органов управления и самоуправления в изыскании резервов роста дохоов.
Бюджетное регулирование сопровождается формированием и движением множества бюджетных потоков. Следует разделять: восходящие и нисходящие бюджетные потоки.
Бюджетное регулирование осущ-ся на следующих уровнях: 1. на республ-ом уровне (Минфин); 2. на областном уровне (облфинны составляют б-ты для районов и городов обл-го значения); 3. районный.
Зак-ая основа межбюджетных отношений состоит из: 1. закона «О бюдж-ой с-ме и гос-ых внебюдж-ых фондах»; 2. закона «О местном управлении и самоуправлении»; 3. ежегодных законов «О б-те».
Межбюджетные отношения
1-й принцип предполагает исп-
51.Развитие и реформирование межбюджетных отношений в РБ, этапы и результаты реформы местных бюджетов.
Бюджетное регулирование – процесс
распределения доходов и
Бюджетное регулирование сопровождается формированием и движением множества бюджетных потоков. Следует разделять: восходящие и нисходящие бюджетные потоки.
Бюджетное регулирование осущ-ся на следующих уровнях: 1. на республ-ом уровне (Минфин); 2. на областном уровне (облфинны составляют б-ты для районов и городов обл-го значения); 3. районный.
Зак-ая основа межбюджетных отношений состоит из: 1. закона «О бюдж-ой с-ме и гос-ых внебюдж-ых фондах»; 2. закона «О местном управлении и самоуправлении»; 3. ежегодных законов «О б-те».
Межбюджетные отношения
1-й принцип предполагает исп-
52. В 1993 г. приказ Мин фин
«О гос. казначействе РБ», а
в 1996 г. положение «О главном
гос. казначействе Мин. фин.
РБ». Осн. задачи Главного гос.
Территориальные органы казначейства осуществляют исполнение респ. бюджета, учет операций по движению средств респ. бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соотв-щий регион, передают вышест. органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов респ. бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами респ. бюджета и их целевое направление использования.
ГГК –структурное подразделение Минфина
Задачи ГГК :
-организация исполнения респбюдж. И управление гос финансами
-осуществление бух.учета и
функции
-краткосрочное
-изыскание источников фин-ния
дефицита анализ и
-руководство ТОГК
-централизация бюджетных
-составление отчета об
права ГГК
-истребовать и получать
выдавать банкам предписания о взыскании ср-в с п/п в бесспорном порядке используемых не по целевому назначению
-ограничивать и
-давать указания о
53. Казнач система исполн дох части бюджета предусматривает поэтапное движ ден потоков. Сначала ден средства уплачивающиеся налогоплат перечисляются на счета органов взыскания в учреждениях банка, потом перечисляют на субсчет ЕКС в «Беларусбанк», далее средства списываются на единый казначейский счет Главного гос. казначейства. Исполнение респ. бюджета по расходам осуществляется посредством автоматизированной системы гос. казначейства. Система казначейства осуществляет расходы через оплату с Единого казн. счета и текущих счетов террит. органов казначейства обязательств распорядителей бюдж. средств, контролирует органы казначейства за своеврем. и целевым расходованием средств респ. бюджета, получает информацию и составление отчетности о расходах.
Преимущества механизма исполне
54. Характеристика доходной части бюджета
В 2007 году: 1. Доходы республ.б-та составляют 30 611 083 279,0 тыс. руб.
2 . Доходы республ. б-та
налогов на доходы и прибыль;НДС;акцизов; тамож.пошлин и тамож.сборов; налога за использование природных ресурсов (экологического налога);налогов, сборов и иных платежей, зачисляемых в республиканский бюджет; других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с закон-ми актами РБ; 2.2 неналоговых доходов: за пользование банками денежными средствами республ. б-та; по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республ.бюджета; дивидендов на доли (акции), находящиеся в республ. собственности; части прибыли, уплачиваемой организациями в соотв. с закон-ми актами РБ; арендной платы от сдачи находящегося в республ собственности имущества в соотв с закон-ми актами РБ;
от реализации республ имущества (в т.ч. от продажи юр. лицам РБ и ин. государствам земельных участков, находящихся в гос. собственности в соотв. с закон-ом РБ), а также имущественных прав на объекты интеллект-й собственности; от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход гос-ва имущества; штрафов в соотв. с закон-ми актами РБ; прочих доходов в соотв-и с закон-ми актами РБ.
3. Доходы бюджетов СЭЗ,
4. Налоги, сборы (пошлины) и другие доходы, указанные в пунктах 2 и 3, зачисляются на единый казначейский счет МинФин РБ и распределяются в соответствии с Законом о бюджете.
55. Характеристика расходной
В 2007 г. расходы республ. бюджета предусмотрены в сумме 32 011 083 279,0 тыс. руб по функциональной классификации расходов РБ по разделам, подразделам и видам расходов.
В бюджете на очередной фин год предусм. в полном объеме ассигнования на выплату % по гос долгу, погашение имеющ в республ бюджете на данный год задолж по гос долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обяз-в по выданным Правит-м РБ гарантиям.
В составе республ и местных бюджетов создаются резервные и гос целевые бюдж фонды, средства кот исп-ся по целевому назначению на осущ-ие соц-х, эколог-х и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение др.мероприятий, кот не могли быть предусм при утверждении бюджетов. Порядок формир-я этих фондов и их размеры опр-ся при утверждении бюджетов на очередной фин год.
Приоритетными напр-ми бюдж расходов в 2007г. явл повышение з/п, а также обеспечение др. защищенных расходов (питание, медикаменты, платежи по гос долгу, трансферты нас-ю).В стр-ре расходов прослеживается соц-я направленность бюдж ресурсов. Прямые расходы на соц- культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохр, соц.обеспечение и программы фин поддержки нетрудоспос., малоимущих слоев нас-я, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на фин-ние, содержание правоохр-х органов, армии, обслуж-ие гос долга и других непроизводственных расходов. Происходит некоторое снижение удельного веса расходов на нар.хоз. в связи расширением самостоят-ти объектов хоз-ния, самофин-ния их затрат. Бюджет РБ остался источником фин-ния кап вложений объектов общегос-х инвестиц-х и природоохр. программ.
в 2007 году перечень защищенных расходов по отдельным статьям:
по республиканскому бюджету;заработная плата; начисления на зароботную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами РБ);продукты питания; медикаменты и перевязочные средства;