Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
43. В составе участников БП
выступают:1.гос. органы и
Местные советы имеют право: 1.получать доходы, вкл-мые в местные бюджеты по закон-ву; 2. исп-ть получ-ые доходы по своему усмотрению; 3.образовывать резервные фонды; 4.вкладывать имеющиеся свободные бюджетные ср-ва, акции, др. ценные бумаги, выдавать ссуды п/п и иным юр. лицам; 5.самост-но составлять проект своего бюджета и утверждать его.
Минфин имеет право: ограничивать или приостан-ть фин-ие расходов за счет фин-х ср-в гос-ва, если их получатели не соблюдают закон-во РБ, регулирующие бюджетные отнош-я, или если они не предоставляют инф-ию о движ-ии гос-х фин-ых ср-в по их счетам, а также в случаях нецелевого использования указанных ср-в. Минфин имеет право требовать от всех участников БП предоставления инф-ии для составления проекта респуб-го бюджета и показателей для консолидированного бюджета. Минфин и местные органы имеют право давать указания банкам о предоставлении расх-ых операций по банковским счетам распорядителей бюджетных ср-в и гос-ым внебюджетным фондам при нарушении ими законод-ва РБ.они также имеют право взыскивать в беспорном порядке бюджетную сумму, использованную не по целевому назначению, в счет погашения ссуд, полученных из бюджета, ЦБФ, и гос-ых внебюджетных фондов. За пользование бюджетными ср-ми республик-го и местных бюджетов банки перечисляют доход респ-го и местных бюджетов до 5-го числа месяца след-го за отчетным % по ставке, согласованная с Минфином и НБ до наачала бюджетного года . Любые дей-ия главных распорядителей ср-в и бюджетополучателей, приводящие к нарушению адресности бюджетных ср-в рассматриваются как правонарушения в области бюджетных отнош-й. При установлении фактов необоснованого получения или нецелевого исп-ия, или получения бюджетных ср-в с нарушением закон-ва по решению Минфина, или местных фин. органов, эти ср-ва подлежат возврату в бюджет со взысканием в беспорном порядке с юр. лиц штрафа в двукратном р-ре этих ср-в, кроме этого налог-ся штраф в установленном порядке.
Правит-ва РБ и местные советы имеют право в случаях, если бюджетный дефицит превышает 10% установленного минимума, вводить инвестирование расходов. Правит-ва РБ имеет право в случае неутверждения в установленные сроки закона «о бюджете» либо местных бюджетов производить фин-ие расх-в в новом году в р-ре 1/3 плановых назначений 4-го квартала предыд-го года.
45. Организация работы по составлению проекта республиканского бюджета. Исходные показатели, этапы и методы составления проекта бюджета
Порядок и сроки составления и представления местными исполнительными и распорядительными органами консолидированных местных бюджетов на очередной год и отчетов об исполнении за предыдущий год устанавливается финансовыми органами местных исполнительных и распорядительных органов вышестоящего уровня с учетом порядка и сроков, установленных для них Минфином.
Минфин составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий финансовый год, кот. включает отчеты об исполнении республиканского бюджета, бюджета областей и г. Минска и представляет его правительству РБ. Формы бюджетной документации по республиканскому и местным бюджетам определяются Минфином РБ.
Составление бюджета находится в исключительной компетенции правительства РБ и соответствующих исполнительных органов.
Минфин, НБРБ ежегодно разрабатывают
параметры соц-эк. развития РБ, основные
направления бюджетно-
В установленные Совмином сроки по сообщенным Минфином нормам республиканские министерства, ведомства, концерны, союзы, облисполкомы устанавливают финансовые прогнозные показатели по доходам и расходам для разработки проекта республиканского бюджета.
После анализа и необходимости корректировки этих данных Минфин разрабатывает проект республиканского бюджета, нормативы отчислений от общественных налогов и доходов в местные бюджеты областей и г. Минска, и на основе их – проект консолидированного бюджета Республики.
рассмотренные и одобренные правительством проекты республиканского и консолидированного бюджета республики на очередной год представляются на рассмотрение президенту.
Пакет документов представляемых президенту:
пояснительная записка; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год; проект консолидированного бюджета РБ; прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый год.
После одобрения этих материалов президентом они направляются в нац. собрание. Палата представителей организует рассмотрение материалов по бюджету постоянными отраслевыми комиссиями. С замечаниями и предложениями этих комиссий проект выносится на заседание сессии палаты представителей, где с докладом о бюджете республики на очередной год выступает премьер-министр.
Принятый палатой
46. Методическое руководство и вся организац-ая работа по составлению проекта объекта возлагается на Минфин.
Минфин разрабатывает пок-ли тех форм, необходимые для составления проекта бюджета. Они рассылаются Мин-вам, респуб-им органам госуправления, всем юр. лицам, получающим ассигнования из бюджета, облисполкомам, мингорисполкому.
В Минфин представляются: 1.прогнозные расчеты по доходам и расходам вместе с пояснительной распиской. Предоставл-ся мин-ми и ведомствами, юр. лицами, получающими ассигнования из бюджета; 2.расчетные пок-ли по доходам по контингентам и отчислениям по расходам; 3.сметы расходов с необходимыми обоснованиями и календарным планом (субъекты хоз-ия, осущ-щие валютные операции). При обосновании пок-лей расчетов мин-ва, ведомства, юр.лица должны исходить: 1.из основных параметров экономич-го роста, предусмотренных на очередной год в основных направлениях соц-но-эк-го развития РБ; 2.из прогнозных макроэкономич-их пок-лей; 3.из решения през-та и правит-ва РБ о фин-ии отдельных расходов из бюджета с приложением перечня респуб-их целевых программ. Указанные мат-лы при необ-ти уточняются и предост-ся в Минфин в случае уточнения бюджетов в процессе исполнения. В ходе рассмотрения прогнозных расчетов по доходам и расходам, предоставленных Минфину, Минфин: 1. проверяет соот-вие данных в предоставленных мат-лах макроэкономическим пок-лям и пок-лям развития соц-ой и экономической сферы; 2.на основании отчетных данных Минфин изыскивает возможности увеличения дох-в бюджета за счет более полного учета внутрихоз-ых ресурсов. 3. Минфин проверяет прав-ть определ-ия на предстоящий год затрат и источников их покрытия а также полноту учета изминений в области цен, з/п, норм матер-ных и ден-ных затрат и др. норм; 4.Минфин уточняет прогнозные расчеты по доходам и расходам, вносят в них поправки.
Все предложения и разногласия бюджетополучателей, а также облисполкомов и мингорисполкомов рассм-ся руководством Минфина. По результатам рассм-ия прогнозных расчетов по доходам и расхода бюджета, а также рассм-ия разногласий Мин-в и ведомств. Облисполкомов Минфин составляет свод доходов и расходов консолидированного бюджета РБ. Одновременно составляется проект бюджета, свод доходов и расходов бюджетов областей и г. Минска и подготавливаются предложения, нормативы отчислений от республиканских доходов в бюджеты областей и г. Минска. Кроме этого доходы, вкл-ые в состав республ-го бюджета, опр-ся по каждому доходному источнику, а расходы – отдельно – по функциональной, ведомственной и экономической классификаций по каждому Мин-ву, ведомству и др. Одновременно рассч-ся объемы резервных и государственных целевых бюджетных фондов.
После утверждения проекта республ-го
бюджета и предложений о
Этапы: 1.составление плана работ по составлению проекта б-та с указанием сроков и видов работ, а также исполнителей; 2.составление ожидаемого исполнения доходов и расходов консолидированного бюджета РБ и его составных частей (респбул-го и местных бюджетов) за текущий бюджетный год; 3.проводится анализ статистических данных о развитии эк-ки в целом и отдельных административных ед-ц; 4.систематизируется для учета в проекте б-та принятые и измененные нормативные акты, поручения президента и решения правительства о приоритетном фин-ии отдельных отраслей эк-ки и соц-ой сферы; 5.обеспечивается получение от Мин-ва эк-ки согласования с ним параметров прогноза соц-но-эк-го развития республики, а от НБ – осн-х направлений развития ДКП.
Для покрытия расходов, предусмотренных в проекте республ-го бюджета, могут быть исп-ны суммы превышения доходов над расходами, полученные в рез-те исполнения бюджетов за истекший год (свободные остатки бюджетных ср-в).
47. Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов
Каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет, базируясь на:
1.закрепленных источниках
2.нормативах отчислений от
3.дополнительных источниках, установленных местными Советами депутатов;
4.суммах дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;
5.потребности в расходах на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию.
Порядок и сроки составления
местных бюджетов устанавливаются
местными исполнительными и
Составленные проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:
•проект местного бюджета с выделением доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
•проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
•прогноз консолидированного бюджета
административно-территориально
В утвержденном местным Советом
депутатов бюджете
•доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
•расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
•размеры резервных и целевых бюджетных фондов, а также размер оборотной кассовой наличности;
•размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;
•нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Утвержденные местными Советами депутатов местные бюджеты публикуются в печати в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.
Исполнительные и