Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
Осн-я часть фонда поддержки пр-лей с/х прод-и напр-ся в виде субсидий на поддержание фиксир-х цен на продтовары, а также на закупку с/х техники. АПК не вышел на качественно новый уровень. Необходимы изменения не только режима фин-я, но и разработка новых методов упр-я.
ЖКХ: 1999 – упразднены ЦБФ... В состае расходов бюджета были введены целевые сборы на содержание и ремонт ЖКХ. 2002 – создан жилищно-инв-й фонд (ЖИФ). Т.о., источники расходов на ЖКХ – ср-ва б-та и ЖИФ. Ср-ва – не только на ЖКХ, но и обустройство городов, поселков и т.д. последнее время – уменьш-е субсидий на ЖКХ. В 2001 – из б-та компенс-сь 55% издержек по оказ-ю услуг, 2002 – 40%. Остальное – за счет собст-х ср-в ЖКХ и эксплу-х орг-й (аренд-я плата, за жилье ... ). Из этих 40% -- 25% --ср-ва мест-х б-тов, 15% -- целевые сборы. Т.о., осн-я доля расх-в б-та – на покрытие убытков ЖКХ.
В переспективе следует перейти от б-тного фин-я к фин-ю за счет оказания услуг ? повышение цен на услуги.
Транспорт. Фин-е – также 2 канала: бюджет –30%, дор-е фонды – 70% (2001). 2002 г – 96% -- из мест-х бюджетов. Рес-сы метн-х бюджетов напр-ся полностью на развитие транспорта. Расходы – на покрытие расх-в по городским, пригор-м перевозкам и пер-кам метрополитеном. Плановые V ассигнований рассчит-сь исходя из расх-в прошлого года и индекса потреб-х цен. За счет мест-го целевого тр-го сбора – фин-ся обновление автопарка, и метрополитена. Из респ-го б-та фин-ся расходы на ж/д, на возмещ-е потерь от льготного проезда, комп-ю уб-ков тр-та пригородного сообщения.
Фин-е дорож-х работ на автодорогах осущ-ся за счет дорож-го фонда.
П/п связи из респ-го ю-та получают компенсации недопол-х дохожов в связи спредост-ем льгот по услугам связи (30%), 70% -- на содерж-е служб связи.
Промышленность, энергетика, стр-во. Кроме ср-в бюджета, в пром-сть идут ср-ва из цел-го фонда «энергосб-я», его доля – 0,3%.
В 2001 б-тные рес-сы напр-сь на на возмещение разниц цен на газ, реализуемый нас-ю концерном «белтрансгаз». Предусм-сь расходы концерну «белэнерго» на мероприятия по вып-ю программы по сокращ-ю перекрестного субсидирования потребителей энергорес-сов. Фин-ся коцерн «белнефтехим» на проведение геолого-разведочных работ по добыче нефти. Оказ-ся поддержка пром-нных п/п по наращ-ю потенциала. По этому разделу фин-ся поддержка наращ-я инвестиций через льготное кредитование программ и мероприятий. Здесь же предусм-ся ср-ва на строит-во, архитектуру и градостроит-во.
30. Содержание, состав и динамика расходов бюджета на соц-культ мероприятия.
В переходный период. Связ-й с обострением эк-й и соц-й сторон жизни, гос-во принимает ряд мер по поддержанию соц-го уровня жизни населения. В этих условиях приобретают важное значение отрасли непр-й сферы по обеспечению воспроизводства рабочей силы общества. Соц-я политика РБ в последнее 10-летие была ориентирована на увелич соц-х расходов в совокупных расходах гос-ва. С 10,5% -- 92 г до 14% к ВВП – 2001 г – увеличение соц-х расходов.
В V расходов бюджета (без ЦБФ) расходы на сокульт меропр-я составили почти 47% -- 2002 г по сравнению с 34% -- 1992. Рост соц-х расходов был обусловлен не только соц-й политикой гос-ва, но и возможностью доп-го фин-я в связи со значительным уменьшением расходов нар-го хоз-ва.
Нагрузку по фин-ю соц-культ мероприятий несут как респ-й бюджет, так и местные. Однако, в виду сложной ситуации в стране гос-во иногда усиливет нагрузку на местные бюджеты при необходимости увелич-я з/п в бюджетной сфере. Пенсий пособий и для реализации др-х общественных соц-х программ. В наст-е время ок 60% ср-в местных бюджетов напр-ся на соцкульт мер-я и из респ-го бюджета в 2001 около 25%, 2000 – 15%.
В последнем 10-летии произошли изменения в стр-ре расходов, в частности несколько увеличились расходы на здравоохранение и сократ-сь доля расходов на соцкультмер-я. Тем не менее, в наст-е время сохранилась соц-я направленность расходов бюджета. Не смотря на некоторое снижение их доли в общих расходах.
31. Смета расходов бюдж. учреждений,
её структура и порядок
Смета бюдж.учр. является специальной формой финансового плана. В настоящее время учреждения составляют смету расходов организаций финансируемых из бюджета и смету доходов и расходов внебюдж. ср-в организаций финансируемых из бюджета.
В завис. от уровней планирования составляются следующие виды смет:
-индивидуальная смета –
-общие сметы – составляются
по однотипным учреждениям
-сводная смета – сост-ся для разнотипных учреждений одного ведомства.
Индивидуальные сметы
Сводные сметы являются основанием для включения соответствующих расходов в проект бюджета. Существует также смета расходов на централизованые мероприятия. Они составляются по учреждениям одного ведомства для обоснования затрат одного типа соотв. учрежден. (смета расходов на текущий или кап. ремонт, закупка оборудования и т.д.).
Сметы расходов утверждаются в общей сумме с выделением сумм з/п рабочих и служащих. Смета подписывается главным распорядителем ср-в.
В смете отражаются сведения по по названию организации и месту положения, указывается вид сметы, а также бюджет, из которого финансируются расходы по смете и раздел, глава или подраздел и параграф к которым относят расходы в соответствии с бюджетной классификацией
Такая форма сметы утверждена МинФином в 2002 г. Она отличается от предыдущей тем, что в ней кроме средств бюджета отражаются и прочие источники финансирования. В смете в обязательном порядке проиводится разбивка годовых назначений по кварталам. В соотв. с этими суммами учреждение будет получать финансирование.
32. Характеристика расходов
В смете все расходы отражаются в разрезе категорий расходов:
1-я Текущие расходы.
В каждой категории выдел. статьи расходов (закупки товаров, оплата услуг).
1) з/п рабочих и служащих:
-оплата труда осн. и дополнит.
-оплата за сверхурочные, за работу в ночное время
-надбавки к з/п за выслугу лет, за сложность работ…
-все виды дополнит. оплаты за особые условия работы
-оплата труда внештатных сотрудников
-могут включ. выплаты премий, оказание мат помощи и др.
2) Начисления на з/п, включ.
в расходы, кот. исчисл. В установленных
размерах к фактически
3) Приобретение предметов
В состав хоз. расх. включ. расходы на освещение, отопление, водоснабжение, оплата услуг связи, содерж. помещения в чистоте.
В настоящее время в
Отдельно в смете расходов отражаются субсидии, трансферты населению (выплаты пособий, пенсий, стипендий, субсидий). В числе заключит. показ. в смете отражаются расходы, покрываемые за счёт прочих источников, приравненых к финансированию (плата за питание в дошкольн. учр-ях, за санаторные путёвки…)
В смете расходов не отражаются внебюдж. источники от оказания услуг и др. внебюд. поступ.
В основе планирования расходов бюджетных учреждений лежат производственные показатели. К ним относятся оперативно-сетевые показатели, т.е. показатели по сети учреждений, штатам, обслуживаемым контингентам, которые имеют свою отраслевую специфику и планир-ся при составлении индив. ср-в и при сводном планировании. При сводном планировании расходы расчитываются на единицу сети, т.е. учреждение или единицу контингента либо на 1 штатную единицу. Напр., произ-ные показ-ли для общеобраз-ой школы – ср.год. кол-во учащихся, для вузов – ср.год.кол-во студентов, по больницам – ср.год. кол-во коек, в поликлинике – ср.год. кол-во посещений.
При обосновании расходов по индивидуальной смете расчёты могут производиться как на единицу контингента, так и штатную единицу в зависимости от вида расходов.
Производственные показатели отражают не только специфику деятельности отдельных учреждений, но и объём деятельности, мощность учреждений.
Особенность сводного планир-ия заключ-ся в том, что рсчеты по обоснованию вел-ны расх-ов всегда произ-ся на основе укруп-ых оператив-ых показ-ей и сред-их расчетных норм. Сводные расчеты по каждой группе однотипных учреждений отражают показ-ли, характер-щие плановые и отчетные данные прошлого периода и проект на новый год.
Сводное планирование осуществл-ся на каждом Ур-не управ-ия соответ-ми фин.органами. Так при разраб-ке проекта респ. Бюд-та, прогнозир-ия консолидир. Бюд-та респ-ки сводные расчеты по определ-ию объема ассигнований произ-ся Мин.Фином, на Ур-не района эти фун-ии выпол-ют районные фин.органы.
34.Принципы финансирования
Основные принципы бюджетного финансирования:
-финансирование расходов в
-целевой направ-ти
-финансир-е осуществ-ся в
-распорядители бюджетных
-возможно перераспределение средств между кварталами
-экономное расходование ср-в
(экономия бюджетных средств
-ср-ва, не использованные на конец года перечисляются со счетов учреждений в бюджет.
Изменения в смете путём увеличения расходов по одним статьям (подстатьям, элементам) и уменьшения по другим допускаются в пределах одного вида приносящей доходы деятельности и утверждаются руководителем организации. Не допускается передвижение сметных назначений из сметы по одному виду деятельности в смету по другому виду деятельности.
Наиболее массовыми
Школы составляют смету расходов по форме утверждённой для всех бюджетных учреждений МинФином. Она явл. Фин.планом для школы.
В основе планирования расходов по общеобр.школе лежат производственные показатели, к ним относятся: число учащихся и количество классов
Такие показатели планируются на начало и конец планового года, а также среднегодовые. Покзатели на начало года определяются на основании отчётных данных, а показатели на конец года – исходя из плана соц-экономич. развития территории и показателей по развитию соотв учр-ий, штатов и коллективов.
Число учащихся и классов на начало планового года будет определяться по переходящему контенгенту сформированному по состоянию на 1.09 прошлого года. В течение бюджетного года (планового) будет сформирован новый контенгент, который будет функционировать до конца года, в связи с чем он принимается в качестве произв. показат. на конец года.
Число учащихся в 1-х классах на 1 снтября плановго года определяется на основании переписи, а других классов – на основании данных по переводу (с учётом отсева и вновь прибывших).
Число классов расчитывается путём деления числа учащихся на плановую наполняемость класса.
Планирование и расчёт осуществляются раздельно по каждой группе классов.
Для точности плановых расчётов определяется среднегодовой показатель - Кол-во учащихся среднегодовое:
((кол-во учащ-ся на нач.года * 8) + (кол-во уч-ся на конец года *4))/12
Аналогично расчитывается и среднегодовое количество классов:
Кол-во учащихся / Нагрузка
Для расчёта фонда з/п составляются отдельные расчёты. ФЗП планируется отдельно для каждой категории работников: административного персонала, педагогич. работников, хозяйственно-обслуж. персонала.