Необходимость и генезис ГБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Итог.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

1. необходимость  и генезис ГБ.

Учение о государственном  бюджете представляет собой область  знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Тем не менее древний период и начало средних веков принято считать эпохой начального развития общественных потребностей. Позже, когда была подмечена выгода удовлетворения некоторых потребностей совместными усилиями, люди стали образовывать союзы, которые на первых порах носили временный и случайный характер. Одними из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины. Затем возникли городские общины - государства древнего мира, средневековые городские и церковные общины и в более позднее время - государство.

Исторически два обстоятельства привели к росту общественных потребностей: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. В древнем мире образованию союзов общественно-принудительного характера способствовали потребности суда, управления, военной защиты. Хозяйство было натуральное, обмен и торговля - случайны и неповсеместны. Общественные потребности были невелики. В средние века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменяется городским. В городах развивается ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются прочные хозяйственные связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными усилиями. В этих условиях появляются зачатки государства. Прототипом бюджета в средние века была смета королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей. Постепенно натуральное хозяйство сменяется денежным. Невероятных размеров достигают производство, обмен и торговля; Появились новые потребности, которые лучше было бы удовлетворять за счет общих средств. Свое развитие получили и прежние общественные потребности. Рост государственных расходов на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовали значительного увеличения бюджетного фонда. Таким образом, организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.

В рабовладельческом обществе потребности государства удовлетворялись эксплуатацией рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название "налоги". Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. Натуральное хозяйство этой эпохи определило и форму первых налогов. Они взимались с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и т.п. Безусловно, натуральные налоговые отношения этого периода нельзя назвать финансовыми, а бюджет финансовой категорией. Однако по мере развития денежных отношений, формирующих финансы государства, натуральные бюджетные отношения постепенно заменяются денежными.

Таким образом, процесс  трансформации бюджета в фин  категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.

 

2. Сущность  ГБ, х-ка бюджетных отношений.

Сущность бюджета состоит  В том, что бюджет - это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, - бюджетные отношения. Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений. К сущностным особенностям бюджетных отношений принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. К специфич.особенностям бюджета принято относ.след.:

-сфера функц-я бюдж.отнош.огранич.рамками  бюдж.процесса

-объектами бюдж.перераспр-я кроме НД может выступ.и часть необх.продукта.

-бюдж.отношения опосред.безвозмездное  движение средств в виде налогов,сборов, а т.ж. бюдж.фин-я.

-участниками бюдж.отношений  являются почти все участники  обществ.воспроизв-ва при уплате платежей и исп-нии бюдж.ресурсов.

-эти отношения образ.центральное  звено фин.системы

-бюдж.отношения строго  регалмент-ся бюджетн. или налог.законодательством.

В различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др. Отметим, что определение бюджета не может вызывать разночтений. Оно должно раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы. Исходя из этого, бюджет следует определять как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

 

3.роль бюджета в  регулировании воспр-венных процессов,  закон Вагнера.

С развитием гос-ва и усложн.его  функций усиливается роль ГБ. В  ряде стран рост гос.расходов стал опережать темпы роста промышл.пр-ва. Это явление было пересказано нем.экономистом Вагнером. Он сформулировал Закон возрастающей гос.активности – в соотв.с которым, гос.расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем V пр-ва и НД. Это закон и его действие проверены расчетом доли гос.расходов в ВВП.

Взгляд на бюджет как на регулятор  общ.пр-ва сложился не сразу. В эк. лит-ре доперестроечн.периода осуществ.всестор.оценка роли б-та, это связ.с тем, что ряд ученых рассм.б-тные отношения не как базисные, а как надстроечные. Такой подход исключал б-т из регул.и управл.воспроизв-ным процессом. Была дана критика таких ошибочн.суждений и это способствовало бы всестор.изуч.роли ГБ, но этого не произошло. Ряд ученых все равно односторонне подходил к вопросу изучения роли ГБ.

В начале 90х, в условиях перехода к  рын.эк-ке, роль ГБ значительно возросла.

Расходы консол.б-та РБ в % к ВВП:

1992 34,4 ; 1993 42,6 ; 1994 40,3 ; 1998 37,7 ; 2000 35,5 ;

Гос-во активно использует б-т для рещения след.задач:

1.Перераспределение СОП и НД 

3.оказание фин.поддержки отраслям  сферы мат.пр-ва:

промышленность; транспорт; связь; ЖКХ; строит-во; дорожн.хоз-во; и др.

4.для проведения мероприятий  по соц.защите граждан. 

5.для регул.соц-экон.развития регионов

6.для осущ.внешнеэкон.политики  и ВЭД субъектов хоз-я

7.для стимулирования развития  наиб.перспект.отраслей эк-ки, науки  и НТП.

8.для обеспечения развития отраслей  непроизв-ой сферы:

-образование  -культура   -здравоохр.   –искусство   - соц.обесп. и т.д.

Взгляд на бюджет как  на регулятор воспроизводственных процессов сложился не сразу. В экономической литературе доперестроечного периода отсутствует всесторонняя оценка роли государственного бюджета. Это во многом было связано с тем, что бюджетные отношения рассматривались как надстроечные, а не базисные. Такой подход исключал б-т из регул.и управл.воспроизв-ным процессом. Постепенно происходила метомарфоза взглядов на сущность и роль бюджета. Однако ряд экономистов применили односторонний подход к объекту исследования, сделав акцент на расходных функциях бюджета. При этом вопросы налогообложения остались без внимания. Более того длительное время гос бюджет рассматривался лишь с т.зр централизованного денежного фонда государства, его основного фин плана. Ситуация стала меняться в конце 80-х-начале 90-х. Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования. В этих условиях в силу несовершенства рынка гос регулир-е экономики становится необходимым и оправданным, а бюджетные методы – наиболее распостраненными и эффективными. Активизация бюджета в условиях трансформационной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью государство осуществляет перераспределение валового продукта, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для осуществления контроля и воздействия на экономические процессы. Возрастание роли бюджета в регулировании воспр-венных процессов сопровождается увеличением доли бюджетных расходов в ВВП. Изменяются и направления вложения бюджетных средств. Из бюджетного фонда финан-ся важнейшие гос программы: инвестиционные, природоохранные, приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидация последствий ЧАЭС и др. расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру представляют не что иное, как инвестиции в чел капитал и способствуют воспр-ву труб рес. Т.О на переходном этапе к рын экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется государством в системе гос регулир-я, благодаря активизации его функций, коротые выступают формой проявления общественного назначения бюджета.

 

4.бюдж механизм  регулир-я соц-эк процессов. Формы  и методы бюдж регулир-я.

На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма.

Можно выделить след уровни бюджетного регулирования:

1. общегос. Устанавливаются  макроэкономические пропорции в развитии общественного вопроизводства внутри государства. 2. межгос. Регулир-ся степень участия гос в межгос программах, кот финансируются из средств бюджета. 3. межбюджетный. Обеспечивает разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы. 4. межтерриториальный. Он регулирует развитие территорий.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Формы и методы бюджетного регулирования делят на две группы:

 • формы и методы  бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

• формы и методы бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

В первую группу включаются:

• изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

• предоставление налоговых  привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

• перераспределение  общегосударственных доходов и  налогов между уровнями бюджетов. Методы: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования региональных бюджетов и др.;

• резервирование части  бюджетных ресурсов достигается  созданием резервных фондов: специфического бюджетного резерва в виде оборотной  кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

• финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

• выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы  в региональном разрезе. Используются норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов.

• перераспределение  расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;

• регулирование погашения  государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним.

Кроме того, целесообразно  классифицировать формы и  методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В частности:

• для регулирования  народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;

• регулирование доходов  населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;

• для обеспечения  социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;

• выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;

• для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;

• регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.

Эффективность использования  бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Чтобы воздействие б-та на эк было благоприятным д.б созданы  опред предпосылки и соблюдены осн принципы гос регулир-я.

Информация о работе Необходимость и генезис ГБ