Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
1. необходимость и генезис ГБ.
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Тем не менее древний период и начало средних веков принято считать эпохой начального развития общественных потребностей. Позже, когда была подмечена выгода удовлетворения некоторых потребностей совместными усилиями, люди стали образовывать союзы, которые на первых порах носили временный и случайный характер. Одними из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины. Затем возникли городские общины - государства древнего мира, средневековые городские и церковные общины и в более позднее время - государство.
Исторически два обстоятельства привели к росту общественных потребностей: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. В древнем мире образованию союзов общественно-принудительного характера способствовали потребности суда, управления, военной защиты. Хозяйство было натуральное, обмен и торговля - случайны и неповсеместны. Общественные потребности были невелики. В средние века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменяется городским. В городах развивается ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются прочные хозяйственные связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными усилиями. В этих условиях появляются зачатки государства. Прототипом бюджета в средние века была смета королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей. Постепенно натуральное хозяйство сменяется денежным. Невероятных размеров достигают производство, обмен и торговля; Появились новые потребности, которые лучше было бы удовлетворять за счет общих средств. Свое развитие получили и прежние общественные потребности. Рост государственных расходов на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовали значительного увеличения бюджетного фонда. Таким образом, организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.
В рабовладельческом обществе потребности государства удовлетворялись эксплуатацией рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название "налоги". Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. Натуральное хозяйство этой эпохи определило и форму первых налогов. Они взимались с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и т.п. Безусловно, натуральные налоговые отношения этого периода нельзя назвать финансовыми, а бюджет финансовой категорией. Однако по мере развития денежных отношений, формирующих финансы государства, натуральные бюджетные отношения постепенно заменяются денежными.
Таким образом, процесс трансформации бюджета в фин категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.
2. Сущность ГБ, х-ка бюджетных отношений.
Сущность бюджета состоит В том, что бюджет - это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, - бюджетные отношения. Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений. К сущностным особенностям бюджетных отношений принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. К специфич.особенностям бюджета принято относ.след.:
-сфера функц-я бюдж.отнош.
-объектами бюдж.перераспр-я кроме НД может выступ.и часть необх.продукта.
-бюдж.отношения опосред.
-участниками бюдж.отношений
являются почти все участники
обществ.воспроизв-ва при
-эти отношения образ.
-бюдж.отношения строго
регалмент-ся бюджетн. или
В различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др. Отметим, что определение бюджета не может вызывать разночтений. Оно должно раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы. Исходя из этого, бюджет следует определять как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.
3.роль бюджета в
регулировании воспр-венных
С развитием гос-ва и усложн.его функций усиливается роль ГБ. В ряде стран рост гос.расходов стал опережать темпы роста промышл.пр-ва. Это явление было пересказано нем.экономистом Вагнером. Он сформулировал Закон возрастающей гос.активности – в соотв.с которым, гос.расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем V пр-ва и НД. Это закон и его действие проверены расчетом доли гос.расходов в ВВП.
Взгляд на бюджет как на регулятор общ.пр-ва сложился не сразу. В эк. лит-ре доперестроечн.периода осуществ.всестор.оценка роли б-та, это связ.с тем, что ряд ученых рассм.б-тные отношения не как базисные, а как надстроечные. Такой подход исключал б-т из регул.и управл.воспроизв-ным процессом. Была дана критика таких ошибочн.суждений и это способствовало бы всестор.изуч.роли ГБ, но этого не произошло. Ряд ученых все равно односторонне подходил к вопросу изучения роли ГБ.
В начале 90х, в условиях перехода к рын.эк-ке, роль ГБ значительно возросла.
Расходы консол.б-та РБ в % к ВВП:
1992 34,4 ; 1993 42,6 ; 1994 40,3 ; 1998 37,7 ; 2000 35,5 ;
Гос-во активно использует б-т для рещения след.задач:
1.Перераспределение СОП и НД
3.оказание фин.поддержки
промышленность; транспорт; связь; ЖКХ; строит-во; дорожн.хоз-во; и др.
4.для проведения мероприятий по соц.защите граждан.
5.для регул.соц-экон.развития регионов
6.для осущ.внешнеэкон.
7.для стимулирования развития наиб.перспект.отраслей эк-ки, науки и НТП.
8.для обеспечения развития
-образование -культура -здравоохр. –искусство - соц.обесп. и т.д.
Взгляд на бюджет как на регулятор воспроизводственных процессов сложился не сразу. В экономической литературе доперестроечного периода отсутствует всесторонняя оценка роли государственного бюджета. Это во многом было связано с тем, что бюджетные отношения рассматривались как надстроечные, а не базисные. Такой подход исключал б-т из регул.и управл.воспроизв-ным процессом. Постепенно происходила метомарфоза взглядов на сущность и роль бюджета. Однако ряд экономистов применили односторонний подход к объекту исследования, сделав акцент на расходных функциях бюджета. При этом вопросы налогообложения остались без внимания. Более того длительное время гос бюджет рассматривался лишь с т.зр централизованного денежного фонда государства, его основного фин плана. Ситуация стала меняться в конце 80-х-начале 90-х. Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования. В этих условиях в силу несовершенства рынка гос регулир-е экономики становится необходимым и оправданным, а бюджетные методы – наиболее распостраненными и эффективными. Активизация бюджета в условиях трансформационной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью государство осуществляет перераспределение валового продукта, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для осуществления контроля и воздействия на экономические процессы. Возрастание роли бюджета в регулировании воспр-венных процессов сопровождается увеличением доли бюджетных расходов в ВВП. Изменяются и направления вложения бюджетных средств. Из бюджетного фонда финан-ся важнейшие гос программы: инвестиционные, природоохранные, приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидация последствий ЧАЭС и др. расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру представляют не что иное, как инвестиции в чел капитал и способствуют воспр-ву труб рес. Т.О на переходном этапе к рын экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется государством в системе гос регулир-я, благодаря активизации его функций, коротые выступают формой проявления общественного назначения бюджета.
4.бюдж механизм
регулир-я соц-эк процессов.
На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма.
Можно выделить след уровни бюджетного регулирования:
1. общегос. Устанавливаются макроэкономические пропорции в развитии общественного вопроизводства внутри государства. 2. межгос. Регулир-ся степень участия гос в межгос программах, кот финансируются из средств бюджета. 3. межбюджетный. Обеспечивает разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы. 4. межтерриториальный. Он регулирует развитие территорий.
Каждому уровню бюджетного
регулирования соответствуют
• формы и методы
бюджетного регулирования,
• формы и методы бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
В первую группу включаются:
• изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
• предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
• перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Методы: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования региональных бюджетов и др.;
• резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов.
Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:
• финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;
• выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов.
• перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;
• регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним.
Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В частности:
• для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;
• регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
• для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
• выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
• для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
• регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.
Эффективность использования
бюджетных методов
Чтобы воздействие б-та на эк было благоприятным д.б созданы опред предпосылки и соблюдены осн принципы гос регулир-я.