Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
5. Истор этапы развития бюджета Беларуси, их общая характеристика.
М. выделить след этапы развития бюджета Беларуси: 1) с 9 до к 12в. – период зарождения бюджета в волостях княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерус гос. 2) с13 в до 18 в. – развитие бюджета в составе БелЛит гос, в ВКЛ и с 16 в в Речи Посполитой (РП). 3) с к 18 до Великой Октябрьской революции. 4) бюджет советского государства 5)бюджет соверенного гос РБ с 1991г.
1-й этап. Бюджет до революции вкл 3 этапа. В 9в Бел гос как такового не сущ, а были княжества каждое из которых явл гос объединением (зарождение гос) со своей исполнительной властью. Законодат власть принадлежала народ собранию (веча), а исполнительная – князю с дружиной. Каждая волость имела свою казну, кот первонач формировалась из матер ценностей. В с9в славяне стали объединяться. С этого времени бел земли в составе Киевской Руси. Доходы казны в этот период формир-ся за счет дани (позже оброка), а также пошлин, поступлений от продажи рабов. Осн вид дох дань. Виды дани: натуральная, повозы (покоренные племена везли ее на княжеский двор), полюдье (князь с дружиной сами собирали выезжая в полюдье). Позже р-р дани опред с дыма, двора, плуга. Постепенно к натур податям присоединилась денежная. Дань деньгами называлась дарь. Судебные пошлины – виры. Продажи, проки. Торговые пошлины – мыто, весче, померы. Расходы казны в основном шли на содержание князя и дружины.
2-й этап. В 10-12 вв. в Киев Руси
формир-ся феодальное
3-й этап связан с развитием
бел земельв составе Рос
4-й этап. В дек 1917 г. Совнарком
принял реш о сохранении всех
налогов кот взимались до револ
5-й этап. Первый самост бюджет РБ был утвержден 21 дек 90г на 91 год. Возросли расх на оборону, на содержание аапрата упр, увеличились расх на междун д-ть. Дох – налог платежи основа дох, увеличились дох от ВЭД, появились дох от приватизации. В с90-х появились дох от СЭЗ. В сотав дох были вкл ЦБФ.
6.х-ка первых
самостоятельных бюджетов РБ(
Нач период формир рын отн в РБ относ к нач 90-х г. в эти услов бюдж приобр особ-ти, своиств перех экономике. Изменил его колич и кач показ не толк в сил указ ф-ра, но и в связ с приобр суверен-та РБ. До 1991 г б/проц РБ регламен закон СССР.
Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит РБ. Перв самост бюдж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: он не вкл в сост никакого др бюджет. В зак о гос бюдж на 91 предусм отчисл: - в местн бюдж и б гор Минск от общегосударств дох и налогов. Для укреп дох баз местн бюдж отделн област передов весь континг налог с оборота, поступ на их террит. В 91 в бюд еще отраж взаимоотн с союз бюд в связ с передачей туда части налог на приб (22%) предпр союз и республ подчин, а такженал с продаж.В дох бюд появл дох от выкупа, акцион-ия, реализ гос собствен.
В дох стали планир-ся целевые поступления в связи с огран бюд ресурс и необх финанс гос прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част бюдж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). Это позв повысить затр на соц-культ мероприят, в бюд предусм расх для подерж ур-ня жизн насел. В бюд 91 был образ резерв фонд (для ликв действ стих рыноч сил)
В связи с заплан деф бюд впервые в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен бюд процесс. Это: - зак о бюд сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в бюд РБ и множество зак по конкретн налогам.
С янв 92 перед в собст РБ п/п, организац бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн бюд стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош. Уже с 91 в РБ отмен нал на холостяков, малосемейных и один граждан.
РБ самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В бюд поступ : - нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част бюд знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.
Приор финансир-е предусм для АПК за счет ср-в бюд, выдаваемых дотац на покрыт убыт отдел п/п и организац. В бюд появ такие расх как: - на оборону – выпус нац валюты, др цен бум – созд правохр органов, орган власт и управ. И в связ с дефиц уже планир расх по обсуж внутрен долга.
7. Особенности развития доходной части бюджета в переходной экономике РБ
Возрастание роли бюджета
в регулировании
Характерным для бюджета явилось и то, что значительно медленнее росли налоги на собственность: они увеличились за период с 1995 по 1999 г. лишь в 15 раз (при росте доходов бюджета за соответствующий период - в 24 раза) и только в 2000-2001 гг. темпы Особенно выросли поступления налога на недвижимость. Ниже средних оказались темпы роста платежей за пользование природными ресурсами, госпошлины, налогов с населения, чрезвычайного налога. Чрезвычайно низкими, по сравнению с косвенными налогами, были темпы роста поступлений налога на прибыль и доходы. Вместе с тем значительно повысилась в доходах бюджета роль поступлений от внешнеэкономической деятельности. Различия в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо постоянства в соотношении отдельных видов налогов, что проявляется в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильности налогового законодательства республики. почти 60,0 % в составе прямых налогов на доходы и прибыль в 2001 г. составляли платежи юридических лиц. На долю подоходного налога с физических лиц приходилось 40,6%.. В течение 1996-2000 гг. наблюдается устойчивое увеличение прямых налогов в объеме доходов бюджета: с 25.2 % в 1996 г. до 27,9 % в 2001 г. - на 2,7 пункта.
8.понятие бюдж дефицита, его причины, последствия, классиф.
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.
Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся У государства, их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.
Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.