Необходимость и генезис ГБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Итог.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

 

5. Истор этапы развития  бюджета Беларуси, их общая характеристика.

М. выделить след этапы развития бюджета  Беларуси: 1) с 9 до к 12в. – период зарождения бюджета в волостях княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерус гос. 2) с13 в до 18 в. – развитие бюджета в составе БелЛит гос, в ВКЛ и с 16 в в Речи Посполитой (РП). 3) с к 18 до Великой Октябрьской революции. 4) бюджет советского государства 5)бюджет соверенного гос РБ с 1991г.

1-й этап. Бюджет до революции вкл 3 этапа. В 9в Бел гос как такового не сущ, а были княжества каждое из которых явл гос объединением (зарождение гос) со своей исполнительной властью. Законодат власть принадлежала народ собранию (веча), а исполнительная – князю с дружиной. Каждая волость имела свою казну, кот первонач формировалась из матер ценностей. В с9в славяне стали объединяться. С этого времени бел земли в составе Киевской Руси. Доходы казны в этот период формир-ся за счет дани (позже оброка), а также пошлин, поступлений от продажи рабов. Осн вид дох дань. Виды дани: натуральная, повозы (покоренные племена везли ее на княжеский двор), полюдье (князь с дружиной сами собирали выезжая в полюдье). Позже р-р дани опред с дыма, двора, плуга. Постепенно к натур податям присоединилась денежная. Дань деньгами называлась дарь. Судебные пошлины – виры. Продажи, проки. Торговые пошлины – мыто, весче, померы. Расходы казны в основном шли на содержание князя и дружины.

2-й этап. В 10-12 вв. в Киев Руси  формир-ся феодальное землевладелие. Дань заменяется на оброк продуктами с 11 в, а с 15 в на денежный оброк. В к 13в было образовано ВКЛ, в состав кот вошли бел земли. Доходы были в натур величине в виде дякло (земледелие) и мезливо (животноводство) – это подати в натуре со всего что уродилось и прибыло. Позже денежный оброк – чинш, подымщина, воловщина,.посовщина, поголовщина. Также временные целевые налоги – серебщина – врем подать, кот собиралась во время подготовки к войне или в ходе войны. Ардынщина – в натуре соболями и сукном. Кроме того в казну стали поступать регалии, например, доходы от ловли рыбы, горная регалия, лесная регалия, от охоты. Продолжали взиматься таможенная и судебная регалии. Регалии дали начало косвенным налогам. Если говорить о направлении расходов, то они также шли на развитие государственности, распределялись по решению великого князя, а также на строительство дорог, храмов. Строго контролировалось только поступления казны. С 16в бел земли вошли в состав РП.сохранялась ситема податей и повинностей, получили дальнейшее развитие тов-ден отн, значит роль играет торговля. При продаже опред групп тов взимался налог в пользу города. В 17в в Беларуси активно развиваются города и местечки. Налоги стали поступать от занятия ремеслом. Расходы по-прежнему оставались на содержание двора, ведение войн, на проведение пиршеств магнатов и шляхты.

3-й этап связан с развитием  бел земельв составе Рос империи.  До Окт революции бюджета в  Беларуси не было, т.к она не  имела самост гос-ва. Но 5 губерней  Беларуси входящих в состав  России участвовали в формировании бюджета Рос. Характерная черта бюджета до революции – их 2 вида: чрезвычайный и обыкновенный. Обыкновенный формируется из традиционных доходных источников и направляется на осущ расх связанных с выполнением обыч функций гос. Чрезвычайный – формируется за счет внутр и внеш займов и погашался за его счет гос долг, убытки от воен действий и рез стих бедствий. Доходы (2/3) обыкнов бюджета формир-ся за счет косвен налогов: винной монополии, акцизов, пошлин. Прямые налоги с земель Беларуси не превышали 10% в дох бюджета Рос. Это поземельное, с недвижимости, квартирный сбор, промысловый. Расх бюджета были систематизированы и вкл: 1) в значит части расх на содержание гос ж/д; 2) военные расх 3) расх на содержание органов гос упр и полиции 4) расх на просвещение. Гражданское население финансировалось на оздоровление из мирских бюджетов: они формир-ся за счет сборов с крестьн и направлялись также на содержание должностных лиц, содержание общественных зданий и сооружений. Бюджет система состояла из центр звена и местных бюджетов (земские, городские, мирские (волосные и сельские)).

4-й этап. В дек 1917 г. Совнарком  принял реш о сохранении всех  налогов кот взимались до революции. Были введены чрезвычайные местные налоги, контрибуции с буржуазии. Первый бюджет сов гос был прият на первое полугодие 1918г. 77% его поступлений от гос сектора. При этом 55% направили на нар хоз, 10% на образ. По факту был исполнен на 31% по дох и на 33,9% по расх. Первый бюджет БССР был составлен на 1921 г. в 1991г был введен промысловый налог, акцизы, в 22 общегражданский. В 22г. были разделены центр и мест бюджеты. В 1930 г. реформа. Необх реформы – около половины дох бюджета составляли промысловый налог и акцизы. Было около 70 видов др платежей. Осн цель реформы сократить их кол-во. В частности нал  оборота заменил 53 платежа. Кроме того П стали уплачивать нал из прибыли. Изменилась и расх часть: выделялись расх на нар хоз, соц-культ мероприятия, содержание органов гос упр, прочие расх. К к31г. завершилось строит-во мест бюджетов. Были выделены самостоятельно сельские бюджеты. В части дох бюдж с-ма притерпевала неоднократ изм-е.1943 введен налог с холостяков. Бюджет год сначала был равен 6 мес, с 22-30 бюджет год приравнивался к с/х году с 1 окт по 30 сент, а с 31 бюдж год с 1 янв.

5-й этап. Первый самост бюджет  РБ был утвержден 21 дек 90г  на 91 год. Возросли расх на оборону, на содержание аапрата упр, увеличились расх на междун д-ть. Дох – налог платежи основа дох, увеличились дох от ВЭД, появились дох от приватизации. В с90-х появились дох от СЭЗ. В сотав дох были вкл ЦБФ.

 

 

6.х-ка первых  самостоятельных бюджетов РБ(1991-1992)

Нач период формир рын отн в РБ относ к нач 90-х г. в эти услов  бюдж приобр особ-ти, своиств перех  экономике. Изменил его колич  и кач показ не толк в сил указ ф-ра, но и в связ с приобр суверен-та РБ. До 1991 г  б/проц РБ регламен закон СССР.

Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит  РБ. Перв самост бюдж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: он не вкл  в сост никакого др бюджет. В зак о гос бюдж на 91 предусм отчисл: - в местн бюдж и б гор Минск от общегосударств дох и налогов. Для укреп дох баз местн бюдж отделн област передов весь континг налог с оборота, поступ на их террит. В 91 в бюд еще отраж взаимоотн с союз бюд в связ с передачей туда части налог на приб (22%) предпр союз и республ подчин, а такженал с продаж.В дох бюд появл дох от выкупа, акцион-ия, реализ гос собствен.

В дох стали планир-ся целевые  поступления в связи с огран  бюд ресурс и необх финанс гос  прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част бюдж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). Это позв повысить затр на соц-культ мероприят, в бюд предусм расх для подерж ур-ня жизн насел. В бюд 91 был образ резерв фонд (для ликв действ стих рыноч сил)

В связи  с заплан деф бюд впервые  в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен бюд процесс. Это: - зак о бюд сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в бюд РБ и множество зак по конкретн налогам.

С янв 92 перед в собст РБ п/п, организац  бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл  зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн бюд стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош. Уже с 91 в РБ отмен нал на холостяков, малосемейных и один граждан.

РБ самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В бюд поступ : - нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част бюд знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.

Приор финансир-е предусм  для АПК за счет ср-в бюд,  выдаваемых дотац на покрыт убыт отдел п/п  и организац. В бюд появ такие  расх как: - на оборону – выпус  нац валюты, др цен бум – созд правохр органов, орган власт  и управ. И в связ с дефиц  уже планир расх по обсуж внутрен долга.

 

7. Особенности развития доходной части бюджета в переходной экономике РБ

Возрастание роли бюджета  в регулировании воспроизводственных  процессов сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, Т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. В течение последних нескольких лет соотношение государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ. К моменту приобретения РБ суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993-1994 гг. составил соответственно 37,0% и 36,8 %. В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился до 30 %, Т.е. на 6,8 пункта по сравнению с 1994 г., и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризовался некоторым ослаблением "налогового пресса" и "дебюджетизацией" финансовых ресурсов. с 1993 по 1995 г. доля налогов в ВВП сократилась с 33 % до 24,1 %. В течение 1995-1996 гг. доля налога на прибыль в ВВП сократилась на 7,0 пунктов по сравнению с 1994 г., налога на добавленную стоимость - на 2,2 пункта, акцизов - на 0,4 пункта и доходов от внешнеэкономической деятельности - на 1,6 пункта. Однако в дальнейшем в связи с изменениями в бюджетно- налоговой политике вновь наблюдается усиление централизaции финансовых ресурсов в государственном бюджете до 31,3 % ВВП в 1997 г. Соответственно, доля налогов в ВВП выросла в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 4,1 % и составила 28,6 %. Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. доля этих доходов составляла 2,6 % ВВП, в 1994 г. она увеличилась до 3,4 % ВВП, а в 1995 г. резко упала до 1,7 % . В следующие два года доля доходов от внешнеэкономической деятельности возрастала и достигла в 1997 г. 2,6 % ВВП, но в 1998-2001 гг. вновь падает до 1,8 % в ВВП. Необходимо отметить, что резкие скачки вызваны прежде всего незавершенностью процесса внешнеэкономической либерализации. Постепенно в состав бюджета  стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Так, начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюджета включаются средства пяти внебюджетных фондов, которые, соответственно, получили название государственных целевых бюджетных фондов (статья 4 Закона): республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции и продовольствия; государственного фонда содействия занятости; республиканского дорожного фонда;   республиканского фонда охраны природы; республиканского фонда "Энергосбережение". По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7 % к уровню текущих и капитальных доходов. Доходы целевых бюджетных фондов составили 15,7 % в общем объеме доходов консолидированного бюджета. Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов сэз. Темпы роста отдельных доходных источников были различными. за период 1995-2001 гг. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавленную стоимость вырос В 145 раз, акцизы - в 157, налоги с продаж - в 144 раза.

Характерным для бюджета  явилось и то, что значительно  медленнее росли налоги на  собственность: они увеличились за период с 1995 по 1999 г. лишь в 15 раз (при росте доходов бюджета за соответствующий период - в 24 раза) и только в 2000-2001 гг. темпы Особенно выросли поступления налога на недвижимость. Ниже средних оказались темпы роста платежей за пользование природными ресурсами, госпошлины, налогов с населения, чрезвычайного налога. Чрезвычайно низкими, по сравнению с косвенными налогами, были темпы роста поступлений налога на прибыль и доходы. Вместе с тем значительно повысилась в доходах бюджета роль поступлений от внешнеэкономической деятельности. Различия в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо постоянства в соотношении отдельных видов налогов, что проявляется в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильности налогового законодательства республики. почти 60,0 % в составе прямых налогов на доходы и прибыль в 2001 г. составляли платежи юридических лиц. На долю подоходного налога с физических лиц приходилось 40,6%.. В течение 1996-2000 гг. наблюдается устойчивое увеличение прямых налогов в объеме доходов бюджета: с 25.2 % в 1996 г. до 27,9 % в 2001 г. - на 2,7 пункта.

 

 

8.понятие бюдж  дефицита, его причины, последствия,  классиф.

Как только государство  стало планировать свои доходы и  расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

Итак, бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся У государства, их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в  результате эмиссии денег, выпуска  государственных ценных бумаг, осуществления  внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики  и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Информация о работе Необходимость и генезис ГБ