Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Учение о государственном бюджете представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных гос расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов); циклических спадов в экономике.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Безусловно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Имеется в виду, ЧТО во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Виды бюдж дефицита в завис от причин: 1) бюдж деф кот возник в связи с необх доп вложения для реализации программ, расширения пр-ва, внедрения нов технологий. Такого рода деф быстро окупается, дает положит эффект – его назыв положительным 2) бюдж деф может возникнуть как рез стих и непредвиденных событий, стих бедствий. Чтобы избежать деф такого рода созд-ся резервные фонды, но их может быть недостаточно 3) бесспорно отрицательный, в случае если он возник в связи с нехваткой средств на тек расх. В эк лит-ре можно встретить структурный деф – бюдж деф при план уровне инфляции, безработице.; циклический – это разность м/у факт и структурным деф.
Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда: увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой); увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы); увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами; увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики; увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития; уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов; сокращение доходов из-за их низкой собираем ости и др. Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, Т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов
9. Дефицит бюджетов РБ,его динамика на совр. этапе.
Если посмотреть закон о б-те на 2007г, то в источн. фин-ся ряд сумм утверждены со знаком – это погашение, выплаты в частности по НБ:погаш. долга по задолженности ЮЛ по заблок. счетам во внешэк. банке по сост. на 01.01.92;погаш. долга по долгоср. к-там; увелич. доли гос. в уф, в т.ч. приобрет. акций=-109.4млрд.руб. Т,о, специфика источн. покрытия бюдж. деф. в РБ-это налич. выплат, погаш. На практике факт. деф. как пр., отлич. от планового. Факт. деф. не м.б. больше план., т.к. при утверж. б-та устан. пред. р-р. Если в процессе испол. происх. превыш., то вводится секвест. На практике в РБ факт. деф. меньше план. В случае, когда факт. деф. меньше план. необх проанализ. причины такого явл. Это м.б. как полож., так и отриц. Если факт. дев. произош. по прич. увел. доход. части-это полож. эффект. Если понизил. неэф., завыш. рисков – полож. эффект. Отриц. явл.-не произошло повыш. дох. части б-та, полн. непрофин. план. расх., если допущены ошибки в планировании.
10. Ист-ки фин-ния бюдж. деф.
Ист. покрыт. бюдж. деф. опред-ся в соотв. с бюдж. класс-цией. Источн. покрыт. деф. привлек. столько, чтобы их не было достаточно для покрытия сумм бюдж. деф. В 96. сумма деф. 3655млн. руб., в то время как внутр. источн. 3877млн.р. В 2000 сумма деф. 76,023 млрд.р, в то время внутр. фин-ние 1266071. В эти годы внеш ист. фин-ния планир. Со знаком -. Такая сит-ция возникла в связи с тем, что в превые годы РБ 93-94 внеш. Ист-существ. превыш. внутр.. Внутр. больше внеш. вплоть до 2005г. При этом общая сумма фин-ния бюдж. деф. 1 трлн. 400млрд. руб, в т.ч. внутр. фин-ние 408,3 и внешн. 991,7млрд. р. При этом со знаком – планир-ся кр-ты правительств ин.гос. 241.1 млрд. руб. кред. межд. фин. орг-ций. 13, 5 млрд. руб.,По внеш. ист. преоблад.прочие ист. внеш. фин-ния 1246млрд.руб. Прочие ист-этовозм. привлеч. средств по ср-вам развития рцб на межд. ур-не. Ист. м.б.:инфляц., безинфляц.
11. Понятие бюдж. уст-ва.
бюдж. сис-ма и принципы ее
Б-ное устр-во- это орг-ция б-ной с-мы и принципы ее построения. Б-ное устр-во зависит от гос-ного. Выделяют унитарное и федеративное. Принципы, кот лежат в основе постр. б-ной сис-мы в соот. с законом – это единства-означает,что в РБ единая законод. база, единая б-ная док-ция, единая б-ная класс-ция, единая б-ная отчетность.; полноты-обеспеч. тем, что при формир. дох. части б-та в обяз. порядке д. учит. все налоги и др. обяз. платежи; реальности-обесп. финансир. расх. исходя из объема реал. пост. д-дов;гласности – обеспеч. тем, что обсужд. проекта б-та , з-на о б-те публ. в печати, через др. СМИ;самостоят.-означ., что б-ты всех уровней явл. самостоят.
12. Республиканский бюджет, его роль и общая хар-ка.
Явл-ся осн. фин. планом формир. и расх-я ден- ср-в для обеспеч. ф-ий респ. органов гос власти и упр-я. Респ. б-т обеспеч. фин-е мер-ий имеющ. общегос. знач. в обл. хоз., культ, строит-ва и обороны. В состав респ. б-та вкл-ся ср-ва гос. целев. фондов, а также б-ты СЭЗ. Распр. д-ов и расх. м/у респ. б-ми и б-том обл. и г. Минска утвержд. з-ном о б-те РБ на очеред. фин. год. Составл. проекта б-та предшествует. разработка соотв. организац. мер-тий . Проет респ. б-та, расч. показ. по дох. и расх. обл. и Минска, проекта норматива отчмсл. от респ. налогов и др. обяз. платежей в их б-ты формир. исходя из параметров прогноза соц-эк. разв. РБ, гос и регион. программ действ. нал. зак-ва, закон. и норм. актов регулир. расх. б-та на отд. мер-тия. В составл. проекта респ. б-та и расчет пок-лей по д и р б-тов обл. и Минкса участв. мин-ва, др. респ. органы гос. упр-я, облисполком, мингорисполком, и иные. Порядок и сроки предост. МинФину мин-вами и др. респ. органами гос. управл. , облисп. и мингорисп. данных о прогнозах пок-лях по дох и расх. для разраб. проектов респ. б-та на предш. фин. год. и нормативов отчисл. от респ. налогов и др. обяз. платежей в б-ты обл и Минска устан. МинФин.
13. Состав и структура доходов респ. б-та
В проект респ. б-та вкл. только те доходы, кот устан. законодательством РБ. Дох. респ. б-та формир. за счет налогов, др. обяз. платежей, а также иных поступлений опред-ных з-ном о б-те на очеред. фин. год. В дох респ б-та включ:1. дох гос целев бюдж фондов;2. дох СЭЗ;3. трансферты полученные от др гос соот с закл д-рами из респ. б-та фин-ся 1. кап влох в объекты относящ. кресп собст.;2. природоохран мер-я осущ в соотв с общегос программой;3. мер-я по ликв ЧАЭС;4. программа по соц защите населения ;5. затраты связ с вэд;6. гос учр-я и орган обр-я подгот кадров науки , культ, здравоохр., физ-ры, соц. Обеспеч. ;7. расх на содерж. респ. гос органов:9. нац оборона и другое.
14 Сущность и значение
внебюджетных и целевых
Внебюджетные фонды – это соб-ть финансовых ресурсов находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого централизованного фонда государства, т.к. государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Значение внебюджетных фондов состоит в том, что в условиях реформирования бюджета, ограниченности финансовых ресурсов и необходимости финансирования целевых программ и мероприятий аккумулирование во внебюджетных фондах денежных средств выступают в качестве определенной степени снять нагрузку с бюджета. Формирование и использование средств целевых фондов осуществляется согласно статусу, положению которых включает характеристику источников, направление использования средств и порядок управления фондом. Первым внебюджетным фондом в РБ был преобразован в фонд соц. защ. населения. В последние годы в РБ имеет место тенденция включения внебюджетных фондов в состав бюджетов оставляя за ними целевую направленность бюджетных средств.
Целевые бюджетные фонды – это пока в соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго целеовое назначение и используемое аргонами власти одновременно с исполь-ием расходной части бюджета. Целевые бюджетные фонды и внебюджетные фонды созданные органами власти с целью финансирования республиканских и региональных программы мероприятий и соц. значения.
15. Хар-ка расх части респ б-та. Состав т стр-ра расходов.
Расх консолид б-та опред в объемы 11836,2 млрд руб с ростом на 11,3% по ср с 2006г, что составляет 45,4% вк ВВП. В стр-ре расходов конс б-та увел доля расх напр на фин обеспеч нац обороны и правоохран д-ть и обеспеч безопасности на 0,2%;на поддержку нац эк-ки на 0,3%; на здравоохранение на 1%;на обр-ние 0,4%; на соц. политику-0,8%. Расходы направ на ЖКХ, физ-ру, СМИ б расти ср темпами как они и были в 2006г. Несколько понизиться доля общегос расх на 2.9%, а также расх направляемых на охрану окр. Среды на 0.1%. Особенности формир расх на 2007г. В респ б-т е на 2007 расх органов гос упр запланир в сумму 734,6млрд р или с ростом по ср с 2006 на 9,7%. Уд вес расх сост 0.8% к ВВП. Расх респ органов гос упр отраж по 8 разделам:1. общегос расх 652.8млрд.р.,2. правоохран деят-ть 12.2млрд. р.;3. нац.эк 48.7млрд.р;4. охрана окр среды 2.9млрд.р.;5. жилищн.и коммун услуги 1.7, 6. здравоох 3.4;7. физ-ра и т.д. 8.9, 8. образование 4.0
16. Местные б-ты и их роль в соц-эк развитии регионов.
Мест б-ты предст собой план форм-я и использ-я ср-в мест-го упр-я и самоупр-я. В состав мест бюдж вкл ср-ва мест целенв бюдж фондов. К местн б-там отн-ся обл, район, гор б-ты В соотв. С тер-мы ур-ми местн советов б-ты: б-ты первичного уровня(сельск, поселк, городск, городов районного подчинения), б-ты базового ур-ня(район, город), б-ты областного уровня. Мест б-ты обеспеч фин-ние эк, соц, культ, др. мероприятий. Местн советы депутатов самостоят расм, утвержд, исполн свои б-ты. За счет ср-в обл б-та м выделятся б-там районов и гор обл подчин-я субсидии, субвенции, дотации.
17 Доходы местных бюджетов, источники их формирования
Доходы местн б-тов формир-ся за счет налогов и иных поступлений в соотв с законом. Регулир-е доходы ежегодно определ в з-не о б-те на очереди финн год. К собств источникам дох-в местн б-та относятся: источники дох-в закрепленные зак-м за б-том каждого уровня и дополнит источи дох-в установл-е самостоятельно местн советами.
Дох-ы б-та обл уровня включ:1. регулируемые дох-ы за вычетом отчислений б-м сельских
советов и городов обл подчинения
2. в дох-ы области б-
В доходы б-в базового уровня включают текущ налог дох-ы и текущ неналог дох-ы. Дох-ы б-та 1-го уровня включ текущ налог дох-ы и текущ неналог дох-ы. Дох-ы местн б-тов на 2007 г.: ]. Налог дох-ы, в т.ч. нал-и на дох-ы и прибыль, нал-и на собственность, нал-и на товары и услуги, др нал-и,сборы,пошлины и иные обяз плат-и. 2. Неналог дох-ы 3. Дох-ы от использ им-ва находящегося в гос собственности 4. Дох-ы от предпр и иной приносящ дох-ы деят-ти 5. Администр штрафы, эк санкции и удержания 6.Прочие неналог дох-ы 7.Безвозмездн поступл. Всего: 14 460 ОООмлн р прибл
18. Характеристика расходов местных бюджетов
Местн советы самостоятельно определяют направления использ ср-в, поступающих в местн б-ты, в пределах полномочий. Д. б. соблюдена целевая направленность ср-в переданных из вышестоящ б-та.Более 80%-расх-ы на соц сферу (ЖКХ) В составе местн б-тов образуются резервные и целевые бюджета фонды. Важн место в расходах местн б-тов занимают финанс-ние отраслей хоз-ва, соц-культ меропр-я, содержание органов власти, судов, прокуратуры, МВД и прочие.
При наличии временно свободных ден ср-в в процессе исполнения б-та местн власти могут направлять деньги в хоз деят-ть, в ЦБ и иную инновац деят-ть. В процессе исполнен б-та м.б. получены дополнит дох-ы, кот по решению местн исполн и распор органов м.б. направлены на меропр-я не предусмотренные по б-ту либо пополняют свободные остатки ср-в, кот в последующем м.б. использованы по усмотрению местн органов власти. Расх-ы местн б-в на 2007 г.: 1 .Текущ расх-ы 2.
19.Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы
Д и Р распред-ся м/у уровнями бюджетной сис-мы по след
признакам: Значимости(в респ-й бюджет начисляются наиболее значимые, регулярно поступающие Н ( НДС, А, Н на Пр.). Из респ-го бюджета фин-ся общересп-е программы и мероприятия. Ведомственности или подчинён нети, т.е в завис-ти от подчинен-ти плательщика. Териториальности (Д МБ зачисл-ся в платежи формир-е на тер-и региона в соотв с зак-м.) по этому принципу финансир-ся вся низовая сеть соц-но-култ. Учр-й, ЖКХ, транспорт, связь, дорожное строительство.
20.Бюджетная классификация
Бюдж класс-я РБ является систематизированной группировкой дох-в,
расх-в и источников финансирования дефицита республ и местн б-в, гос целевых бюдж и внебюдж фондов, внебюдж ср-в бюдж организаций, основанной на их экономич характеристике и обеспечивающей республ и международную сопоставимость показателей б-в.
Бюджетная классификация включает: 1.класс-ю дох-в; 2.класс-ю расх-в, в т.ч. функцион-ю, ведомств-ю, экономич-ю; 3.класс-го источников внутрен финансир-я дефицита; 4.класс-ю источников внешн финансир»я дефицита; 5.класс-ю видов внутренн гос долга РБ и долгов органов местн управления и самоуправ; б.класс-ю видов внешн гос долга РБ. Бюдж класс-я является единой и используется при составлении, утвержден и исполнен республ и местн б-в, гос внебюдж и бюдж целевых фондов, внебюдж ср-в бюдж учреждений и организаций. БК регулируется зак-м РБ о бюдж класс-ции. Она д. утверждаться Сов мин-в или по его поручению Минфином. В наст время утверждена Минфином. Она основывается на принципах эк группировки и сопоставимости данных.