Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом.
Сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу в уже имеющихся магазинах сопутствующих товаров (картины, осветительные приборы, покрывала, зеркала и другие предметы дизайна и интерьера), затем выйти на новые рынки, заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, путем покупки существующих торговых мебельных предприятий, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.
Проект по проведению SWOT-анализа деятельности предприятия в целях повышения его конкурентоспособности предполагает некоторые затраты на выполнение работ.
Планируемая смета расходов на проведение SWOT-анализа на малом предприятии приведена в табл. 4.1. Результатом исследований должно стать улучшение маркетинговой ориентации в деятельности предприятия и маркетинговой деятельности в целом.
Таблица 4.1.
Смета расходов на проведение SWOT-анализа
Статья расходов | Срок, мес. | Расходы за месяц, руб. | Итого, руб. |
1. Заработная плата специалиста по маркетингу | 3 | 10 000 | 30 000 |
2. ЕСН (26% от ФОТ) | 3 | 2 600 | 7 800 |
3. Оргтехника | - | 15 000 | 15 000 |
4. Информационное обеспечение (книги, журналы, Internet, др. источники) | 3 | 3 000 | 9 000 |
5. Накладные расходы | - | 1 000 | 1 000 |
Всего: | 62 800 |
Мероприятия, разработанные по результатам SWOT-анализа способны привести к росту объемов производства и реализации продукции и/или снижению себестоимости продукции, повышению качества управления предприятием.
Цели, поставленные в данной работе, выполнены и достигнут полезный результат.
Подводя итоги проведенной работе, можно сказать, что SWOT-анализ дает ясное представление о ситуации, в которой находится предприятие, и указывает, в каких направлениях нужно действовать, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.
Однако, в доступной литературе, методика проведения SWOT-анализа описана недостаточно полно и последовательно. Наибольшее применение находит методика, описанная нами как «качественный метод SWOT-анализа». Присущая ему простота чревата тем, что полученные результаты часто неконкретны, непонятны и пространны.
В работе рассмотрены существующие и отраженные в литературе методы проведения SWOT-анализа и предложена последовательность проведения SWOT-анализа в дипломном проектировании, которая сочетает в себе те элементы SWOT-анализа, которые, на наш взгляд, помогают построить стратегию предприятия наиболее соответствующую его состоянию и положению в экономической среде.
Все выбранные для проведения SWOT-анализа существенные данные о внешней и внутренней среде должны быть обоснованы. Для этой цели рекомендуется использовать матрицы: «важность-эффективность», «возможностей» и «угроз», которые являются инструментом для выявления действительно существенных факторов. Это повышает объективность проводимого исследования.
В качестве матрицы SWOT-анализа, на наш взгляд, следует использовать обобщенную матрицу, которая помимо перечня упорядоченных по значимости факторов внешней и внутренней среды, содержит экспертные количественные оценки «силы» рассматриваемого сочетания той или иной сильной (слабой) стороны предприятия с той или иной угрозой (возможностью). Заметим, что нет единой шкалы экспертных оценок. Данные экспертные оценки помогают выявить и сформулировать проблемы. Понимание стоящих перед предприятием проблем помогает сформировать стратегию их решения.
Проблемы неравнозначны и поэтому, по нашему мнению, необходимо их ранжировать по значимости для предприятия. Для этой цели строится проблемное поле, которое в сочетании с матрицей SWOT-анализа помогает вычислить количественную оценку каждой из выявленных проблем. По этой количественной характеристике происходит ранжирование проблем, которые необходимо решить для совершенствования деятельности предприятия и повышения ее конкурентоспособности.
Отметим, что SWOT-анализ является отчасти субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования предприятия для принятия серьёзных стратегических, плановых решений.
1. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997. –342 c.
2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Информ-Студио, 1996. – 284 c.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1999. – 416 c.
4. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - № 4 – с. 72-85.
5. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 312 c.
7. Глушкова Т. План маркетинга: основные части // Практический маркетинг. – 2000. - №3 – с. 15-19.
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 1999. – 656 с.
9. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации //Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 3 – с. 103-123
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 6 – с. 113-129.
11. Гудушуари Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 1998. – 336 c.
12. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. - СПб: Питер, 2001. – 240 c.
13. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. - СПб: Питер, 2001. – 256 c.
14. Дихтль Е., Хергшген Х. Практический маркетинг. – М.: Экономика, 1995. – 294 c.
15. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Питер, 1999. – 412 c.
16. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 440 c.
17. Забелин П.В., Моисеева Н.К. «Основы стратегического управления» – М:, 1998. – 320 c.
18. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер, 2002. – 352 c.
19. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум: Учеб.пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 544c.
20. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент. В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 538 c.
21. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, практика, внедрение и контроль. – СПб: Питер, 1999. – 644 c.
22. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 6 – с. 59-63.
23. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с фр. – СПб: Наука, 1996. – 589 c.
24. Логинов Г.В., Попов Е.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - № 2 – с. 3-15.
25. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб., 2000. – 512 c.
26. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. - Новосибирск: Экор, 1994. – 362 c.
27. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 288 c.
28. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения/ Под общ.ред. О.А. Страховой. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 432 c.
29. Муэрс Р. Эффективное управление: Практическое руководство: Пер. с англ. – М: Финпресс, 1998 (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом) – 526 c.
30. О’Шонесси Д. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. – СПб: Питер, 2001. – 278 c.
31. Рэпп С., Коллинз Т. Новый макси-маркетинг / Пер. с англ. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 264 c.
32. Стратегический и оперативный маркетинг: Учебное пособие / А.А Лаптев, И.П. Конев, Л.П. Силантьева / Под научной редакцией А.А. Лаптева - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. – 320 c.
33. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. - М.: Экономистъ, 2004. – 256 c.
34. Томпсон А.А., мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 412 c.
35. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. – М.: Бином, 1998. – 310 c.
36. Уткин Э.А. Управление фирмой: Учебное пособие – М:, 1996. – 186c.
37. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 528 c.
38. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 5 – с. 92-111.
39. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. А.П. Градова. – СПб: Специальная литература, 1999. – 326 c.
40. http://www.swot.ru
41. http://big.spb.ru/publications
42. http://www.cfin.ru/managemant/
27
[1] Томпсон А.А., мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - с. 122.
[2] Источник: журнал «Эксперт», №23, 1997 г.