Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
| Возможности | Угрозы | Итого | |||||
Рост количества автотранспорта в регионе | Расширение областей использование углеводорода | Жесткая конкуренция на рынке | Ожидание покупателями низких цен | Возможные сбои в поставках сырой нефти | Ограничения, накладываемые государством, на объем экспорта | |||
Сильные стороны | Большой объем производства | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 1 | 23 |
Муниципальная поддержка | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 9 | |
Стабильное положение на рынке | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 22 | |
Высокое качество продукции | 3 | 3 | 5 | 4 | 2 | 1 | 18 | |
Большой ассортимент продуктового портфеля | 5 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 21 | |
Высококвалифицированный персонал | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 1 | 12 | |
Слабые стороны | Ограниченный выпуск новых видов продукции | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 2 | 22 |
Моральный и физический износ оборудования | 1 | 5 | 4 | 3 | 1 | 2 | 16 | |
Ограниченный объем поступающего сырья | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 19 | |
Использование только крупнотоннажного транспорта для вывоза продукции | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 12 | |
Итого | 29 | 33 | 40 | 25 | 26 | 21 |
|
Рис. 2.5. Обобщенная матрица SWOT-анализа.
По вертикальной оси этой матрицы располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной — возможности и угрозы внешней среды. В ячейках матрицы помещаются экспертные оценки «силы» рассматриваемого сочетания той или иной сильной (слабой) стороны предприятия с той или иной угрозой (возможностью). При большей оценке – связь более значима. Оценку можно получить: на основе собственного анализа, путем опроса руководителей подразделений предприятия или с привлечением сторонних экспертов. Шкала оценок тоже выбирается в каждом конкретном случае своя. Но следует учесть – чем больше градаций, тем более трудоемкая оценка.
Анализ данных матрицы SWOT-анализа рис. 2.5 позволяет сделать следующие выводы:
главные угрозы для предприятия – это жесткая конкуренция и возможные сбои в поставках сырья;
основные возможности – расширение областей использования углеводородов;
основные сильные стороны – большой масштаб производства и стабильное положение на рынке;
основные слабые стороны – ограниченный выпуск новых видов продукции и ограниченное количество поступающего сырья.
Для обоснования выбора факторов, представленных в матрице SWOT-анализа, используют матрицы: «важность-эффективность», «возможностей» и «угроз», в которых делается оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды [8].
Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. Составляющие этой структуры определяются набором ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. В табл. 2.4 приводится пример формы для анализа сильных и слабых сторон организации.
Таблица 2.4
Анализ сильных и слабых сторон организации
Составляющие внутренней среды | Эффективность составляющих внутренней среды | Важность (вес) | ||||||
| Очень сильная | Сильная | Нейтральная | Слабая | Очень слабая | Высокая | Средняя | Низкая |
Маркетинг: |
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финансы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство: |
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация и кадры: |
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице определяются для каждой составляющей внутренней среды степень ее эффективности от очень сильной до очень слабой. Под эффективностью здесь подразумевается уровень развития данной составляющей и ее влияние на функционирование организации.
Объединив данные табл. 2.4, можно построить матрицу «важность — эффективность» (рис. 2.6), в клеточках которой делаются выводы по результатам анализа тех составляющих внутренней среды, которые размещаются в этих клеточках. Под эффективностью подразумевается степень влияния элемента на деятельность предприятия.
Важность | Эффективность | |
| Низкая | Высокая |
Высокая | Требует особого внимания | Продолжать сохранять высокий уровень |
Низкая | Низкий приоритет | Чрезмерное внимание малозначимым факторам |
Рис. 2.6. Матрица «важность — эффективность»
Например, составляющие внутренней среды, имеющие высокую важность и низкую эффективность, требуют к себе особого внимания и разработки программ по развитию данной составляющей.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Применяя методику SWOT-анализа важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 2.7).
Вероятность использования возможностей
| Влияние возможностей на организацию | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высокая | ПОЛЕ «ВС» | ПОЛЕ «ВУ» | ПОЛЕ «ВМ» |
Средняя | ПОЛБ «СС» | ПОЛЕ «СУ» | ПОЛЕ «СМ» |
Низкая | ПОЛЕ «НС» | ПОЛЕ «НУ» | ПОЛЕ «НМ» |
Рис. 2.7. Матрица возможностей
Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 2.8). Сверху откладывается степень влияния угроз на деятельность организации (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»); сбоку откладывается вероятность того, что данные угрозы будут реализованы (высокая, средняя и низкая). Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «HP», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
Вероятность реализации угроз | Влияние угроз на организацию | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая | ПОЛЕ «ВР» | ПОЛЕ «ВК» | ПОЛЕ «ВТ» | ПОЛЕ «ВЛ» |
Средняя | ПОЛЕ «СР» | ПОЛЕ «СК » | ПОЛЕ «СТ» | ПОЛЕ «СЛ» |
Низкая | ПОЛЕ «HP» | ПОЛЕ «НК» | ПОЛЕ «НТ» | ПОЛЕ «НЛ» |