Теоретические основы swot-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Возможности

Угрозы

Итого

Рост количества автотранспорта в регионе

Расширение областей использование углеводорода

Жесткая конкуренция на рынке

Ожидание покупателями низких цен

Возможные сбои в поставках сырой нефти

Ограничения, накладываемые государством, на объем экспорта

Сильные стороны

Большой объем производства

5

3

5

4

5

1

23

Муниципальная поддержка

1

1

4

1

1

1

9

Стабильное положение на рынке

4

4

4

3

3

4

22

Высокое качество продукции

3

3

5

4

2

1

18

Большой ассортимент продуктового портфеля

5

2

4

3

4

3

21

Высококвалифицированный персонал

1

3

4

2

1

1

12

Слабые стороны

Ограниченный выпуск новых видов продукции

4

5

5

2

4

2

22

Моральный и физический износ оборудования

1

5

4

3

1

2

16

Ограниченный объем поступающего сырья

4

4

3

2

4

2

19

Использование только крупнотоннажного транспорта для вывоза продукции

1

3

2

1

1

4

12

Итого

29

33

40

25

26

21

 

Рис. 2.5. Обобщенная матрица SWOT-анализа.

 

По вертикаль­ной оси этой матрицы располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной — возможности и угрозы внешней среды. В ячейках матрицы помещаются экспертные оценки «силы» рассматриваемого сочетания той или иной сильной (слабой) стороны предприятия с той или иной угрозой (возможностью). При большей оценке – связь более значима. Оценку можно получить: на основе собственного анализа, путем опроса руководителей подразделений предприятия или с привлечением сторонних экспертов. Шкала оценок тоже выбирается в каждом конкретном случае своя. Но следует учесть – чем больше градаций, тем более трудоемкая оценка.

Анализ данных матрицы SWOT-анализа рис. 2.5 позволяет сделать следующие выводы:

        главные угрозы для предприятия – это жесткая конкуренция и возможные сбои в поставках сырья;

        основные возможности – расширение областей использования углеводородов;

        основные сильные стороны – большой масштаб производства и стабильное положение на рынке;

        основные слабые стороны – ограниченный выпуск новых видов продукции и ограниченное количество поступающего сырья.

 

2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа

 

Для обоснования выбора факторов, представленных в матрице SWOT-анализа, используют матрицы: «важность-эффективность», «возможностей» и «угроз», в которых делается оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды [8].

Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. Составляющие этой структуры определяются набором ключевых процессов и элементов организации (ви­дов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. В табл. 2.4 приводится пример формы для анализа сильных и слабых сторон организации.

Таблица 2.4

Анализ сильных и слабых сторон организации

Составляющие внутренней среды

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность (вес)

 

 

Очень сильная

Силь­ная

Нейт­раль­ная

Сла­бая

Очень слабая

Высо­кая

Сред­няя

Низкая

Маркетинг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и кадры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице определяются для каждой составляющей внутренней среды степень ее эффективности от очень сильной до очень слабой. Под эффективностью здесь подразумевается уровень развития данной составляющей и ее влияние на функционирование организации.

Объединив данные табл. 2.4, можно построить матрицу «важность — эффективность» (рис. 2.6), в клеточках которой делаются выводы по результа­там анализа тех составляющих внутренней среды, которые размещаются в этих клеточках. Под эффективностью подразумевается степень влияния элемента на деятельность предприятия.

Важность

Эффективность

 

 

Низкая

Высокая

Высокая

Требует особого внимания

Продолжать сохранять высокий уровень

Низкая

Низкий приоритет

Чрезмерное внимание малозначимым факторам

Рис. 2.6. Матрица «важность — эффективность»

Например, составляющие внутренней среды, имеющие высокую важность и низкую эффективность, требуют к себе особого внимания и разработки программ по развитию данной составляющей.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организа­ция должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентри­рует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Применяя методику SWOT-анализа важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 2.7).

 

Вероятность использования возможностей

 

 

Влияние возможностей на организацию

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

ПОЛЕ «ВС»

ПОЛЕ «ВУ»

ПОЛЕ «ВМ»

Средняя

ПОЛБ «СС»

ПОЛЕ «СУ»

ПОЛЕ «СМ»

Низкая

ПОЛЕ «НС»

ПОЛЕ «НУ»

ПОЛЕ «НМ»

Рис. 2.7. Матрица возможностей

Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается сте­пень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умерен­ное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внут­ри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организа­ции. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руко­водство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 2.8). Сверху откладывается сте­пень влияния угроз на деятельность организации (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»); сбоку откладывается вероятность того, что данные угрозы будут реализованы (высокая, средняя и низкая). Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень боль­шую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «HP», также дол­жны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.

Вероятность реализации угроз

Влияние угроз на организацию

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

ПОЛЕ «ВР»

ПОЛЕ «ВК»

ПОЛЕ «ВТ»

ПОЛЕ «ВЛ»

Средняя

ПОЛЕ «СР»

ПОЛЕ «СК »

ПОЛЕ «СТ»

ПОЛЕ «СЛ»

Низкая

ПОЛЕ «HP»

ПОЛЕ «НК»

ПОЛЕ «НТ»

ПОЛЕ «НЛ»

Информация о работе Теоретические основы swot-анализа