Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
. Technology - технология;
. Society - общество.
Основные элементы, которые следует рассмотреть, включают в себя:
1. Законодательные, регулирующие, политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;
2. Общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;
3. Технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;
4. Экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги. Изучение экономической ситуации позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.
5. Конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы.
Особого внимания заслуживают следующие моменты:
. Интенсивность конкуренции;
. Угроза появления новых конкурентов;
. Потребности покупателей на рынке;
. Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков;
. Конкурентоспособность;
. Давление со стороны товаров-аналогов.
При определении возможностей и угроз, необходимо оценить при каких значениях они действительно являются возможностями и угрозами. Один и тот же фактор может быть как тем, так и другим. Это зависит от того обеспечивает или нет он конкурентное преимущество рассматриваемого предприятия.
Переходя к методике проведения SWOT-анализа, необходимо отметить, что алгоритм проведения один и тот же, несмотря на разнообразие рынков, направлений деятельности. Такой инструмент стратегического анализа, как SWOT, необходимо корректировать с учётом особенностей собственного предприятия, но при этом, общая схема существенно не меняется.
В общем случае, для проведения SWOT-анализа требуется пройти следующие этапы:
1. Выбор объекта исследования
В первую очередь необходимо выбрать объект исследования. В дипломном проектировании обычно это малое предприятие или какая-либо новая деятельность, такая как: выпуск нового товара, выход на новый рынок и т.д.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.
В идеале SWOT-анализ должен проводиться, как комплекс структурированных SWOT-анализов:
. SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению со всеми конкурентами;
. SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению с каждым важным конкурентом;
. SWOT-анализ бизнесов предприятия по сравнению с основным конкурентом в данном виде бизнеса;
. SWOT-анализ продуктов предприятия по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов или товаров-аналогов.
Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.
В дипломном проектировании в целях снижения трудоемкости достаточно провести SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению со всеми конкурентами, не детализируя его по отдельным конкурентам.
2. Сбор информации для проведения SWOT-анализа
Сбор информации необходимо осуществлять из всех доступных источников. В первую очередь, это – внутренняя информация, обзоры рынков. А также вторичная информация: статьи в журналах, реклама конкурентов, Интернет, справочные данные.
Результатом сбора информации должно быть чёткое и ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия (п. 1.3).
3. Выделение наиболее значимых факторов.
При составлении вышеуказанных перечней возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия необходимо стремиться к тому, чтобы указать как можно большее число факторов. В этом процессе принимают участие все службы предприятия, внешние эксперты, а если это необходимо, и исследовательские фирмы. Однако при составлении непосредственно самой матрицы внесение в нее всех выявленных факторов усложнит процедуру оценки, а самое главное, «размоет» результат — формулировку целевой установки: возникнет ситуация, когда «за деревьями леса не видно». Поэтому необходимо сосредоточить усилия на выявлении главных, наиболее сильно влияющих на ситуацию факторов, в то время как полный перечень составляется из соображений полноты картины и чтобы ничего не упустить.
В рамках дипломного проектирования рекомендуется по каждой группе факторов (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны) оставить 3-6 наиболее важных.
4. Построение SWOT-анализа в общей форме.
На предыдущем этапе были перечислены наиболее важные (имеющие наибольшее отношение или влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы.
В каждой из них формулировки необходимо упорядочить по значимости. Преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах потребителей. Сильные и слабые стороны должны рассматриваться по отношению к конкурентам.
В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.
5. Построение матрицы SWOT-анализа для формирования взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.
В дипломном проектировании, на наш взгляд, следует использовать обобщенную матрицу SWOT-анализа, речь о которой будет идти ниже (п. 2.3).
На этом этапе также, по данным матрицы SWOT-анализа выявляются проблемы или меры стратегического плана предприятия. При формулировании мер можно использовать несколько сильных и слабых сторон с одной возможностью или угрозой и наоборот.
6. Определение основных направлений развития.
В процессе определения основных направлений развития бизнеса необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
На этом этапе, используя полученные данные SWOT-анализа:
1) составить общий список мер стратегического плана, которые были сформулированы на предыдущем этапе;
2) дать комплексную оценку каждой из мер;
3) проранжировать меры по значимости их для предприятия;
4) сформировать план реализации намеченных мероприятий.
В результате данных шагов должна быть достигнута основная цель проведения SWOT-анализа – сформулированы основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
24
Рассмотрим вначале подход использования модели SWOT-анализа, который в литературе называют классическим [33]. При данном подходе все анализируемые факторы делят на две группы.
К первой группе факторов относят все те, которые характеризуют состояние и возможности предприятия (внутренние факторы): относительная доля рынка, рост/сокращение доли рынка, развитость дистрибьюторской сети, работа с дилерами, квалификация работников предприятия, технологические преимущества, патенты и ноу-хау, состояние маркетинговой работы и др.
Во вторую группу факторов выделяют все то важное, что характеризует привлекательность рынка (внешние факторы): темпы роста рынка, наличие аналогов и заменителей, конкуренция, рентабельность вложения в отрасль, норма прибыли, преданность потребителей торговым маркам и др.
На работу предприятия на определенном рынке оказывают влияние огромное количество факторов, внутренних и внешних. Но они неравнозначны, т.е. сила влияния одних весьма велика, а другими при некоторых условиях можно пренебречь. Поэтому необходимо провести предварительную численную оценку факторов. Для этого составляют и заполняют две таблицы. В одну заносят факторы внешней среды, в другую – внутренней.
Например, возьмем три фактора привлекательности рынка (табл. 2.1) и четыре внутренних фактора (табл. 2.2).
Для оценки данных факторов были привлечены эксперты. Был принят диапазон изменения оценок от 0 (очень плохо, никак) до 10 (отлично). Суммарное количество баллов внизу последней строки показывает некоторую численную оценку, которая наносится на выбранные выше оси координат. Диапазон изменения переменных от 0 (когда все оценки предприятия нулевые, произведение их на важность
Таблица 2.1
Оценки привлекательности рынка
Фактор привлекательности рынка | Важность фактора, % | Оценка для предприятия (от 0 до 10), балл | Произведение важности на оценку, балл |
1. Норма прибыли | 30 | 8 | 240 |
2. Ценовой уровень на рынке | 50 | 6 | 300 |
3. Сила конкуренции | 20 | 5 | 100 |
Всего | 100 |
| 640 |
Таблица 2.2
Оценки внутренних факторов предприятия
Внутренние факторы предприятия (относительные преимущества) | Важность фактора, % | Оценка для предприятия (от 0 до 10), балл | Произведение важности на оценку, балл |
1. Доступность финансовых ресурсов | 20 | 4 | 80 |
2. Себестоимость товара | 30 | 8 | 240 |
3. Продвижение товара | 40 | 10 | 400 |
4. Известность марки | 10 | 2 | 20 |
Всего | 100 |
| 740 |