Теоретические основы swot-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

. Opportunity – возможность: характеристика внешней  среды  компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного  рынка возможность для расширения своего бизнеса.

   . Threat –  угроза:  характеристика  внешней  среды  компании  (т.е.  рынка),  которая  снижает   привлекательность   рынка   для   всех          участников.

Задача анализа перечисленных факторов (силы — слабости, возмо­жности — угрозы) возникает по мере осмысления состояния марке­тинга на предприятии. Ни одна компания не может считать себя маркетингово ориентированной, если не ведет систематическое и комплексное изучение своих конкурентов и степени жесткости конкуренции. Это и есть SWOT-анализ. Уже около 30 лет он используется на предприятиях. Впервые он был применен на фирме General Electric консал­тинговой фирмой McKinsey.

На основании рассмотрения перечисленных выше  факторов  принимаются решения по  формированию  целей  и  стратегий  предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных,  управленческих),  которые,  в  свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.

Необходимо  точно  обозначить  цель  проведения стратегического   анализа предприятия.  Цель  SWOT-анализа  –  сформулировать   основные   направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о  сильных  и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Задачи SWOT-анализа:

       1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;

       2.               Выявить возможности и угрозы внешней среды;

       3.               Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

       4.               Сформулировать основные направления развития предприятия.

Результатом является матрица SWOT-анализа, которая предназначена для оценки взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды фирмы. В ней отражаются  и затем  сопоставляются  сильные   и слабые стороны предприятия, а также  возможности и угрозы рынка. Это  сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты  для  развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Матрица  SWOT-анализа  представляет  собой  удобный   инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия.  При построении матрицы применена,  так  называемая  "дихотомическая  процедура", используемая во многих областях  знаний  (философия,  математика,  ботаника, соционика, информатика и др.). Тогда  элементы  матрицы  представляют  собой "дихотомические пары" (пары взаимоисключающих  друг  друга  признаков),  что позволяет снизить энтропию взаимодействия среды и системы за  счет  описания ситуации "крупным мазком" [41].

Однако, SWOT-анализ  не лишен недостатков. Основной недостаток: SWOT-анализ  принадлежит  к   группе   так   называемых   инструктивно-описательных моделей  стратегического  анализа,  которые  показывают  только общее направление (т.е. север, юг, запад, восток), а конкретную  «тропинку», скорость движения, транспортное средство необходимо определять  и  подбирать отдельно.

Кроме обозначенного  недостатка,  имеются  и  другие  аспекты,  которые заключаются в том, что SWOT-анализ не даёт ответа на следующие вопросы:

. А что будет, если возможности не выполнят ожидания?

. А что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?

. А что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?

. А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?

. Каким образом в матрице SWOT анализировать риски?

Таким образом, в SWOT-анализе отсутствует возможность  прогнозирования, количественной  оценки,  и  по  сути,  SWOT  является  отчасти  субъективным методом  анализа.  Потому,   для   получения   полной   картины   необходимо использовать  и  другие  известные  методы  исследования   предприятия   для принятия серьёзных стратегических, плановых  решений.  SWOT-анализ  является удачным вариантом в условиях ограниченных  ресурсов:  материальных  и  (или) временных, но данный метод не отражает полной  картины,  которую можно  получить  даже  силами  собственного  предприятия  и  управленческого состава компании.

Существует также метод «Анти-SWOT», который опирается на SWOT,  но  его суть заключается в  том,  что  проводится  анализ  последствий  невыполнения намеченных заявлений, указанных в сильных и слабых сторонах, возможностях  и угрозах [40]:

. Как не реализовать сильные стороны, при наличии возможностей?

. Как завышенные ожидания  о  реализации  возможностей  не  позволят использовать сильные стороны?

. Как  и  когда  (при  каких  обстоятельствах)  сильные  стороны  не позволят нивелировать угрозу?

. Как усиление угроз снизит сильную сторону?

. Как и при каких условиях,  изменение  слабых  сторон  не  позволит воспользоваться возможностями?

. Как и при каких  условиях  возможности  не  позволят  нивелировать слабые стороны?

Предполагается, что проведение анализа «Анти-SWOT» позволяет сформировать план кризисных мер, которые могут возникнуть при реализации стратегии. Однако, в дипломном проектировании достаточно использования обычного SWOT-анализа.

В целом, метод SWOT-анализа представляет собой процедуру экспертной диагнос­тики среды, позволяющей описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности фир­мы и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития. Как любой экспертный метод, метод SWOT-анализа дает хорошие результаты в случае достаточно высокой полноты собранной инфор­мации, с одной стороны, и четкого понимания руководителями страте­гических ориентиров развития своей организации — с другой.

 


1.3.         Информационное обеспечение SWOT-анализа.

 

Для проведения SWOT-анализа необходимо наличие большого объема информации о внутренней и внешней среде предприятия. Но не вся полученная информация годится. Наряду с важной и полезной информацией существует бесполезная информация, дезинформация.

Основными критериями полезной информации являются:

        Полнота, т.е. источник информация должен содержать ее в полном объеме, а не какую-то часть.

        Актуальность. Как правило, маркетинговая информация актуальна только в конкретные, ограниченные интервалы времени.

        Доступность. Очень важно понимать сколько времени займет поиск информации и сколько это будет стоить.

        Степень достоверности. Абсолютно достоверной информации  не существует, любая содержит неточности, искажения, несоответствия и т.д.

        Независимость. Только имея возможность сравнительного анализа информации, полученной из нескольких независимых источников, можно быть уверенным в том, что общая картина отражает реальное положение дел.

        Релевантность, т.е. соответствие решаемым проблемам.

        Достаточность. Избыточность информации отвлекает внимание на детали, которые не имеют значения для выбора решения.

Для того, чтобы повысить достоверность полученных результатов, необходимо использовать как можно больше надежных источников: внешних и  внутренних, первичных и вторичных. Все данные должны быть взаимно увязаны и согласованы.

Для SWOT-анализа важно, чтобы полученная информация давала ответ на вопрос: каковы сильные и слабые стороны компании, благоприятные возможности и угрозы. В табл. 1.2 приведены факторы, которые рекомендуется учитывать при ответе на этот вопрос[34].

Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться  самые  разнообразные аспекты деятельности предприятия.

Таблица 1.2

Какие факторы следует учитывать при оценке сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз[1]

Потенциальные внутренние сильные стороны

•    Основная компетентность в ключевых областях

•    Адекватные финансовые ресурсы

•    Высокая репутация у потребителей

•    Признанный лидер рынка

•    Хорошо продуманные стратегии
в функциональных областях

•    Возможности использования эффекта масштаба

•    Защищенность (хотя бы в некоторой степени) от конкурентного давления

•    Собственная технология (защищенная правом собственности)

•    Преимущество в издержках

•    Лучшая реклама

•    Умелое совершенствование продукции

•    Хорошее управление

•    Лидирующая позиция на кривой опыта

•    Большие производственные возможности

•    Большой технологический опыт

•    Прочее

Потенциальные внутренние слабые стороны

•     Отсутствие четкого стратегического направления

•     Устаревшие основные фонды

•     Недостаточная прибыльность из-за...

•     Отсутствие грамотного и дальновидного руководства

•     Отсутствие определенного опыта
и компетентности

•     Слабая реализация стратегии

•     Множество внутренних оперативных проблем

•     Отставание научных исследований и разработок

•     Слишком узкий ассортимент

•     Низкая рыночная репутация

•     Слабая сеть распределения

•     Недостаточный опыт в области маркетинга

•     Невозможность финансирования необходимых изменений в стратегии

•     Более высокие общие удельные издержки, чем у конкурентов

•              Прочее

Потенциальные внешние возможности

•    Способность обслужить дополни­тельные группы потребителей или проникнуть на новые рынки или их сегменты

•    Возможность расширить ассортимент продукции для удовлетворения запросов потребителей

•    Способность переносить опыт и технологическое ноу-хау на новую продукцию или бизнесы

•    Интеграция вперед и назад

•    Преодоление торговых барьеров на привлека­тельных иностранных рынках

•    Хорошие отношения с фирмами-конкурентами

•    Способность к быстрому расширению производ­ства при росте спроса на рынках

•    Создание новых технологий

Потенциальные внешние угрозы

•              Появление нового конкурента с низкими издержками

•              Рост продаж изделий-заменителей

•              Замедление роста рынка

•              Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют и политики иностранных правительств в области внешней торговли

•  Дорогостоящее ужесточение технических требований

•  Уязвимость перед спадом или депрессией

•  Рост рыночной власти потребителей или поставщиков

•              Изменение потребностей или вкусов потребителей

•              Неблагоприятные демографические изменения

•              Прочее

Сильная сторона – это то, что предприятие делает хорошо, или такая характеристика, которая обеспечивает ее главную способность. Сильной стороной могут быть квалификация, важный опыт, разнообразные организационные ресурсы или конкретные возможности, достижения, создающие предприятию рыночные преимущества (например, обладание наилучшей продукцией, всеобщее признание торговой марки). Сильной стороной может быть также альянс или сотрудничество с партнером, обладающим опытом, который повышает конкурентоспособность предприятия.

Слабая сторона – это либо то, чем предприятие не обладает или делает недостаточно хорошо (по сравнению с остальными), либо условие, которое ставит предприятие в невыгодное положение. Слабость может делать (а может и не делать) предприятие уязвимым с точки зрения конкурентоспособности, в зависимости от того, какое значение придает ей рынок.

Ниже  приводятся  категории,  наиболее  часто включаемые в анализ. Каждый SWOT-анализ уникален и может включать одну или  две  из них,  а  то  и  все  сразу.  Каждый  элемент  в  зависимости  от  восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

1. Маркетинг.

        . Продукт;

        . Ценообразование;

        . Продвижение;

        . Маркетинговая информация/разведка;

. Сервис/персонал;

        . Распределение/дистрибьюторы;

        . Торговые марки и позиционирование.

2. Инжиниринг и разработка новых продуктов.

Чем теснее становится  связь  маркетинга  и  технического  отдела,  тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь  между  командой разработки  нового  продукта  и  отделом   маркетинга   позволяет   напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

3. Оперативная деятельность

        . Производство/инжиниринг;

        . Сбыт и маркетинг;

        . Обработка заказов/сделки.

4. Персонал.

Сюда входят навыки, заработная плата и  премии,  обучение  и  развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров.  Все  эти  элементы  имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной  на  покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии. Исследуется  роль  персонала в следующих направлениях:

        . Исследования и разработки;

        . Дистрибьюторы;

        . Маркетинг;

        . Сбыт;

        . Послепродажное обслуживание/сервис;

        . Обслуживание/сервис покупателей.

5. Менеджмент.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от гибкости системы управления, хорошей информационной взаимосвязи между подразделениями, хорошо организованной формы контроля за исполнением намеченных стратегических планов.

6. Ресурсы компании.             

Ресурсы, прежде всего, определяют наличие людей и финансов, хотя не стоит забывать и об основных средствах. Состояние ресурсов в каждый момент времени  сказывается на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

Любое предприятие функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка предприятие получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге предприятие оказывается тесно связанным с тем, что принято называть внешней средой. Элементами  внешней  среды  являются  возможности  и  угрозы. 

Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые предприятие  может использовать  для  получения  преимущества. Это, например, снижение налогов, рост доходов населения, повышение таможенных барьеров, ухудшение  позиций  конкурентов,  резкий  рост спроса на выпускаемую продукцию,  появление  новых  технологий  производства товара и т.д.  Следует   отметить,  что с точки  зрения  SWOT-анализа задача заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия.

Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению прибыли. Примеры  рыночных  угроз:  выход на рынок новых конкурентов,  рост  налогов,  изменение  вкусов  покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Возможности и угрозы находятся вне  зоны  контроля  организации.  Таким образом, они могут рассматриваться  как  внешние,  относящиеся  к  элементам рыночной среды.

Внешний  анализ проводиться в соответствии с  моделью  GETS,  что означает четыре группы внешних сил давления:

        . Government - правительство;

        . Economy - экономика;

Информация о работе Теоретические основы swot-анализа