Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
и последующее суммирование дает 0 баллов в результате) до 1000, когда все оценки предприятия 10.
Факторы привлекательности рынка при построении классической матрицы SWOT-анализа откладываются по вертикальной оси, а по горизонтальной — оценки внутренних факторов. На выбранных осях наносим отметку с соответствующими координатами (рис. 2.1).
На матрице знаком отмечена позиция анализируемого предприятия, ее координата по горизонтальной оси – 740, по вертикальной оси - 640. Собственно говоря, полученная таким образом числовая оценка дает возможность проведения SWOT- анализа.
Если в матрицу добавить положения (оценки) конкурентов, например знаками К1, K2, КЗ, то можно оценить свое положение относительно положения конкурентов.
1000 |
|
0
|
1000 |
Внутренние факторы
Рис. 2.1. Классическая матрица SWOT-анализа
Однако, данный метод не может быть рекомендован для использования в дипломном проектировании, так как он не дает возможности определить направление развития предприятия, к тому же достаточно сложен.
Второй подход заключается в использовании не количественных, а качественных оценок внешних и внутренних факторов [13]. Такой анализ в литературе называется еще TOWS-анализ. Суть его состоит в том, что все поле деятельности предприятия разбивается на четыре квадранта, по принадлежности к буквам аббревиатуры (рис. 2.2). Анализу подвергаются внешние факторы воздействия на предприятие (возможности и угрозы) и внутренние факторы работы предприятия (сила и слабости).
В квадрантах матрицы перечисляются факторы, относящиеся соответственно к сильным и слабым сторонам предприятия, возможностям и угрозам со стороны внешней среды. Они должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. Следует ограничиться лишь теми элементами, что оказывают наибольшее влияние на предприятие. Необходимо также иметь доказательства в поддержку сформулированных заявлений. Все приводимые заявления должны отражать позицию компании по отношению к ее наиболее сильным конкурентам.
Далее анализируется построенная матрица SWOT-анализа и делаются выводы, какие направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать.
Такой упрощенный метод плох тем, что взаимосвязь между построенной матрицей и результатом очень субъективна, и ее трудно проверить, подтвердить.
Внутренние | Сильные стороны | Слабые Стороны | |
| Внутренние элементы, напрямую относящиеся к рассматриваемым покупателям. Должны быть максимально сужены. | ||
|
|
| |
Внешние | Возможности | Угрозы | |
| Внешние элементы, напрямую относящиеся к различным сферам среды, таким как законодательство, политика, регулирование, общество, экономика, технология | ||
|
|
|
Рис. 2.2. Матрица представления результатов SWOT-анализа.
Благодаря своей концептуальной простоте использование данного подхода к проведению SWOT-анализа является легко применимым для менеджеров, но и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуется ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простую матрицу SWOT-анализа. С другой стороны, присущая данному анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам.
На рис. 2.3 приведен пример матрицы SWOT-анализа состояния компании Аэрофлот[2].
Внутренние | Сила | Слабости |
• Выгодное географическое положение | • Отсутствие единой информационной структуры | |
• Разветвленная инфраструктура | • Устаревший авиапарк | |
• Необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новый авиапарк | ||
| • Неэффективная эксплуатация некоторых линий | |
Внешние | Возможности | Угрозы |
• Проникновение в регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики | • Низкая покупательная способность населения России | |
• Увеличение потребностей авиаперевозок в мире | • Рост цен на традиционных курортах | |
| • Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков |
Рис. 2.3. Матрица SWOT-анализа
Суть обобщенного метода SWOT-анализа состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы с помощью специальной матрицы [18]. По вертикальной оси матрицы располагаются факторы внутренней среды фирмы (сильные и слабые стороны), по горизонтальной — внешней среды (возможности и угрозы) (рис. 2.4).
| Внешняя среда (рынок) | |
Внутренняя среда (предприятие) | Возможности | Угрозы |
Сильные стороны | 1. Развитие | II. Компенсация угроз |
Слабые стороны | III. Что изменить? | IV. Проблемный |
Рис. 2.4. Обобщенная матрица SWOT-анализа.
Первый квадрат показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов. Второй — описывает, есть ли у фирмы возможность приспосабливаться к рыночным условиям, или как она может, используя свои сильные стороны (компетенции и навыки), противостоять угрозам внешней среды. Третий квадрат носит название «Что изменить?» и показывает, можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости. Наконец, четвертый квадрат представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос: «Что мешает предприятию развиваться и достигать целей, выявленных в квадрате I?» В результате данного SWOT-анализа получают системное описание ситуации.
Рассмотрим вариант проведения SWOT-анализа и построения матрицы решений на примере нефтеперерабатывающего предприятия, производящего различные виды топлива. Предприятию необходимо определить перспективные стратегические направления развития.
На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды получили следующий список возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон (табл. 2.3). Из приведенного списка отбираются наиболее значимые параметры для этого товара, а затем строится обобщенная матрица SWOT-анализа (рис. 2.5).
Таблица 2.3
Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Большой объем производства 2. Муниципальная поддержка (крупный налогоплательщик) 3. Стабильное положение на рынке 4. Высокое качество продукции 5. Большой ассортимент продуктового портфеля 6. Высококвалифицированный персонал | 1. Ограниченный выпуск новых видов продукции 2. Моральный и физический износ оборудования 3. Ограниченный объем поступающего сырья (всего один поставщик) 4. Использование только крупнотоннажного транспорта для вывоза продукции
|
Возможности | Угрозы |
1. Рост количества автотранспорта в регионе 2. Расширение областей использование углеводорода | 1. Жесткая конкуренция на рынке 2. Ожидание покупателями низких цен 3. Возможные сбои в поставках сырой нефти 4. Ограничения, накладываемые государством, на объем экспорта |