Теоретические основы swot-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Использование матричных методов в маркетинговом исследовании
1.2. Понятие SWOT-анализа
1.3. Информационное обеспечение SWOT-анализа.
1.4. Последовательность проведения SWOT-анализа.
2. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ SWOT-АНАЛИЗА
2.1. Классический метод SWOT-анализа
2.2. Качественный метод SWOT-анализа
2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа
2.4. Использование вспомогательных методик при проведении SWOT-анализа
3.ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Анализ внешней среды
3.1. Анализ внутренней среды
3.3. Матрица SWOT-анализа
3.4. Выбор стратегии
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

и последующее суммирование дает 0 баллов в результате) до 1000, когда все оценки предприятия 10.

Факторы привлекательности рынка при построении классической матрицы SWOT-анализа откладываются по вертикальной оси, а по горизонтальной — оценки внутренних факто­ров. На выбранных осях наносим отметку с соответствующими координатами (рис. 2.1).

На матрице знаком  отмечена позиция анализируемого предпри­ятия, ее координата по горизонтальной оси – 740, по вертикальной оси - 640. Собственно говоря, полученная таким образом числовая оценка дает возможность проведения SWOT- анализа.

Если в матрицу добавить положения (оценки) конкурентов, например знаками К1, K2, КЗ, то можно оценить свое положение относительно положения конкурен­тов.

 

1000

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

1000

Внутренние факторы

Рис. 2.1. Классическая матрица SWOT-анализа

Однако, данный метод не может быть рекомендован для использования в дипломном проектировании, так как он не дает возможности определить направление развития предприятия, к тому же достаточно сложен.

 

2.2. Качественный метод SWOT-анализа

 

Второй подход заключается в использовании не количественных, а качественных оценок внешних и внутренних факторов [13]. Такой анализ в литературе называется еще TOWS-анализ. Суть его состоит в том, что все поле деятельности предприятия разби­вается на четыре квадранта, по принадлежности к буквам аббревиату­ры (рис. 2.2). Анализу подвергаются внешние факторы воздействия на предприятие (возможности и угрозы) и внутренние факторы работы предприятия (сила и слабости).

В квадрантах матрицы перечисляются факторы, относящиеся соответственно к сильным и слабым сторонам предприятия, возможностям и угрозам со стороны внешней среды. Они должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. Следует ограничиться лишь теми элементами, что оказывают наибольшее влияние на предприятие. Необходимо также иметь доказательства в поддержку сформулированных заявлений. Все приводимые заявления должны отражать позицию компании по отношению к ее наиболее сильным конкурентам.

Далее анализируется построенная матрица SWOT-анализа и делаются выводы, какие направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать.

Такой упрощенный метод плох тем, что взаимосвязь между построенной матрицей и результатом очень субъективна, и ее трудно проверить, подтвердить.

 

Внутренние

Сильные

стороны

Слабые

Стороны

 

Внутренние элементы, напрямую относящиеся к рассматриваемым покупателям. Должны быть максимально сужены.

 

 

 

Внешние

Возможности

Угрозы

 

Внешние элементы, напрямую относящиеся к различным сферам среды, таким как законодательство, политика, регулирование, общество, экономика, технология

 

 

 

 

Рис. 2.2. Матрица представления результатов SWOT-анализа.

Благодаря своей концептуальной простоте использование данного подхода к проведению SWOT-анализа является легко применимым для менеджеров, но и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуется ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простую матрицу SWOT-анализа. С другой стороны, присущая данному анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам.

На рис. 2.3 приведен пример матрицы SWOT-анализа состояния компании Аэро­флот[2].

 

Внутренние

Сила

Слабости

• Выгодное географическое положение

• Отсутствие единой информационной структуры

• Разветвленная инфраструктура

• Устаревший авиапарк

 

• Необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новый авиапарк

 

• Неэффективная эксплуатация некоторых линий

Внешние

Возможности

Угрозы

• Проникновение в регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики

• Низкая покупательная способность населения России

• Увеличение потребностей авиаперевозок в мире

• Рост цен на традиционных курортах

 

• Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков

Рис. 2.3. Матрица SWOT-анализа

 

2.3. Обобщенный метод SWOT-анализа

 

Суть обобщенного метода SWOT-анализа состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы с помощью специальной матрицы [18]. По вертикаль­ной оси матрицы располагаются факторы внутренней среды фирмы (сильные и слабые стороны), по горизонтальной — внешней среды (возможности и угрозы) (рис. 2.4).

 

 

Внешняя среда (рынок)

Внутренняя среда (предприятие)

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1. Развитие

II. Компенсация угроз

Слабые стороны

III. Что изменить?

IV. Проблемный

Рис. 2.4. Обобщенная матрица SWOT-анализа.

Первый квадрат показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов. Второй — описывает, есть ли у фирмы возможность при­спосабливаться к рыночным условиям, или как она может, используя свои сильные стороны (компетенции и навыки), противостоять угрозам внешней среды. Третий квадрат носит название «Что изменить?» и по­казывает, можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости. Наконец, четвертый квадрат представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос: «Что мешает предприятию развиваться и достигать целей, выявленных в квадрате I?» В результате данного SWOT-анализа получают системное описание ситуации.

Рассмотрим вариант проведения SWOT-анализа и построения мат­рицы решений на примере нефтеперерабатывающего предприятия, производящего различные виды топлива. Пред­приятию необходимо определить перспективные стратегические направления развития.

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды по­лучили следующий список возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон (табл. 2.3). Из приведенного списка отбираются наибо­лее значимые параметры для этого товара, а затем строится обобщенная матрица SWOT-анализа (рис. 2.5).

Таблица 2.3

Силы/Слабости и Возможности/Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

1.       Большой объем производства

2.       Муниципальная поддержка (крупный налогоплательщик)

3.       Стабильное положение на рынке

4.       Высокое качество продукции

5.       Большой ассортимент продуктового портфеля

6.       Высококвалифицированный персонал

1.       Ограниченный выпуск новых видов продукции

2.       Моральный и физический износ оборудования

3.       Ограниченный объем поступающего сырья (всего один поставщик)

4.       Использование только крупнотоннажного транспорта для вывоза продукции

 

Возможности

Угрозы

1.       Рост количества автотранспорта в регионе

2.       Расширение областей использование углеводорода

1.       Жесткая конкуренция на рынке

2.       Ожидание покупателями низких цен

3.       Возможные сбои в поставках сырой нефти

4.       Ограничения, накладываемые государством, на объем экспорта

Информация о работе Теоретические основы swot-анализа