Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формулировки и решения следующих задач:
изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса 8
Принципы формирования и классификация экономических стратегий антикризисного управления 8
1.2. Этапы формирования антикризисной стратегии 16
Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия
ОАО «Авиастроительный завод» 25
2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий 25
2.2. Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 46
2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 50
2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 68
Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного
положения 71
3.1. Основные направления выхода предприятия из кризиса 71
3.2. Разработка антикризисной стратегии предприятия 76
3.2.1. Корректировка миссии и целей 76
3.2.2. Альтернативные варианты стратегии 77
3.2.3. Формирование антикризисной стратегии предприятия 84
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Файлы: 1 файл

дипломчик.docx

— 314.40 Кб (Скачать)

     В настоящее время предприятие  выпускает широкофюзеляжные самолёты Ил-96-300, Ил-96Т. Кроме самолётов предприятие  выпускает силосоуборочные комбайны КСС-2.6 и сеялки С-12А. Также налажено производство шести типов плавательных средств таких, как: каютный катер  «Максим»; моторные лодки; складная мотолодка «Кейс».

     ОАО «Авиастроительный завод» участвует  в программе производства пассажирских вагонов нового поколения, занимается изготовлением внутреннего интерьера  железнодорожных вагонов: межобластных, купейных, штабных и вагонов –  салонов. Для изготовления элементов  интерьера применяются импортные  материалы.

     Предприятие производит различные товары народного  потребления (водяные насосы, нержавеющие  мойки, алюминиевые канистры и др.).

     Лизинговая  компания «Ильюшин Финанс Ко» организовала в 2005 году программу поставок самолетов  Ту-204-300 для авиакомпании «Владивосток Авиа» и Ил-96-300 для кубинской  авиакомпании «Cubana de Aviacion», а «Финансовая лизинговая компания» была ответственна за поставку самолетов Ту-214 для авиакомпаний «Дальавиа» и «КрасЭйр».

     Учетная политика Общества сформирована в соответствии с действующими законодательными и  нормативными актами, регулирующими  ведение бухгалтерского и налогового учета.

     Бухгалтерский и налоговый учет в Обществе ведется  структурным подразделением – главной  бухгалтерией, возглавляемой главным  бухгалтером, и бухгалтериями (бухгалтерами) структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

     Для ведения бухгалтерского и налогового учета Общество использует компьютеры с установленной программой «1С:Предприятие», а также ЭВМ с самостоятельно разработанной программой по учету  заработной платы и отчислений (ЕСН, налог на доходы с физических лиц  и др.).

     Рассматриваемая организация является ярким примером линейно-функциональной организации  управления, которой свойственны  следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования  квалифицированных специалистов по каждой должности, иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и  обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют  свои обязанности; осуществление найма  на работу в соответствии с квалификационными  требованиями к данной должности.

     В состав экономической службы предприятия  входят должностные лица и исполнители, а также отделы, реализующие соответствующие функции, закрепленные за управлением. Структура экономической службы представлена на схеме (рис.9.).

       Распределение обязанностей между  подразделениями Управления осуществляются начальником Управления, распределение обязанностей между структурными подразделениями отделов осуществляются начальниками соответствующих отделов, распределение обязанностей между исполнителями осуществляются начальниками бюро, а также должностными инструкциями.

     Производственные  подразделения ОАО “Авиастроительный  завод” специализированные на выполнении литейных, кузнечных работ, работ  по механической, термической и другим видам обработки деталей, а также  работ по сборке изделий образуют основное производство предприятия  и отдельно в каждом его подразделении.

     Производственные  подразделения предприятия основного  производства связаны и взаимодействуют  с инструментальным, ремонтно-механическим, заготовительным и энергетическими  подразделениями вспомогательного производства предприятия.

     Работа  производственных подразделений организована на основе соответствующей подготовки, которая выражается в обеспечении  их чертежами, технологической обработки  деталей, сборки изделий, инструментом, приспособлениями, специалистами. Извне  цехи обеспечиваются сырьем, материалами, заготовительными, комплектующими изделиями, которые накапливаются и хранятся на соответствующих складах.

     Система маркетинга включает в себя следующие  основные элементы - продукт, ценообразование, распределение, продвижение.

     Рассматривая продукцию предприятия с точки зрения её новизны, возможности доработки и т.д. необходимо отметить слабость сервиса предоставляемого предприятием по обслуживанию товаров народного потребления (вибропомпы, стиральные машины и др.). При заводе работает БГО (бюро гарантийного обслуживания) с небольшим штатом работников, что не способствует своевременному и качественному обслуживанию товаров, которые возвращают на ремонт с не истекшим сроком гарантии.

     В свою очередь нужно отметить что  сервис, предоставляемый предприятием по основной продукции – самолётам  ИЛ – 86, ИЛ-96-300 осуществляется в полном объёме и соответствует всем требованиям  правил авиационного регистра МАК. Предприятие  получило сертификат на право выполнения технического обслуживания самолётов  Ил-96 и Ил-96-300 в объёме ТО-10000. Проведение силами заводских специалистов таких  мероприятий, как анализ работы оборудования, оценка состояния планера, выполнение тяжёлых форм технического обслуживания, возможно не только в цехах «Авиастроительный  завод» но и на авиационно-технических  базах аэропортов, где дислоцированы  самолёты (аэропорт «Шереметьево», «Внуково», г. Новосибирск, г. Ташкент, КНР – Китайская Народная Республика и т.д.).

     В настоящее время предприятие  придерживается затратной схемы образования цен, что объясняется балансированием предприятия на грани банкротства – денег хватает только на выживание, а другие схемы управления ценами требуют некоторой степени маневренности финансовых ресурсов. Существует, тем не менее, такая форма стимулирования как система скидок: при покупке продукции за наличный расчет скидка может достигать 10 % , что вероятно не вполне оправдано.

     Наиболее  проблематичная тема в этом направлении  – это соотношение цены и качества предлагаемой продукции. Этот вопрос поднимался на предприятии многократно. Проблема заключается в следующем: сбыт предприятия катастрофически падает вследствие неудовлетворительного качества товара, повысить которое невозможно из-за отсутствия денежных средств для покупки более качественных комплектующих.

     Тем не менее, предприятие ставит финансирование производства в качестве самоцели. Наблюдается постоянное превалирование объемов производства над объемами сбыта. Это говорит о несовершенстве системы стратегического планирования и подтверждает важность системы  планирования в системе управления. Если построить схему прогнозирования  спроса адекватную современным условиям, то предприятие вполне сможет инвестировать  хоть какие-то средства в инновации, а не в производство излишних объемов  продукции.

     Предприятие имеет широкую дилерскую сеть, что со стратегической точки зрения представляет собой большое преимущество в конкурентной борьбе и частично нейтрализует давление на предприятие  покупательной силы потребителей (так  как дилеры берут на себя часть  ответственности по сбыту продукции). Важной характеристикой системы распределения является широта охвата рынков представленная в таблице 1.

     Продвижение товара включает рекламу, мероприятия  стимулирования сбыта и формирования спроса. Сразу же необходимо отметить, что реклама и мероприятия  ФОССТИС в продвижении средств  производства играют не столь значительную роль, как в продвижении товаров  массового спроса, и имеют некоторые  особенности (например, важную роль играет стоимость потребления товара потребителем, особое значение приобретает прямой маркетинг).

     В настоящее время отдел маркетинга проводит такие мероприятия по рекламе  как: рассылка по почте коммерческих предложений и почтовых рекламных буклетов, что объясняется их наибольшей эффективностью при минимальных затратах; публикации информации в маркетинговых приложениях различных популярных журналах, таких как «Авиатранспортное обозрение»; участие предприятия в специализированных выставках-ярмарках; реклама на радио и телевидении.

     Следует отметить, что рекламная деятельность на предприятии проводится в основном стихийно (впрочем, как и большинство  других мероприятий), бюджет рекламы  определяется исходя из принципа «сколько не жалко», что не может благоприятно отразиться на сбыте продукции. Хотя необходимо заметить, что рекламная  продукция (буклеты, проспекты, календари  и т.д.) разработаны и выполнены  в соответствии со всеми правилами  рекламы и формирует положительный  имидж продукции предприятия  и имидж самого предприятия ОАО  «Авиастроительный завод».

     Система маркетинговой информации на предприятии  обладает свойством некоторой избыточности ненужной информации, что объясняется  отсутствием запросов на информацию определённого сорта. Сильной стороной организации является то, что отдел  маркетинга способен представить руководству  информацию по такой трудно изучаемой  стороне рынка, как конкуренты, вплоть до объёмов сбыта конкретной ассортиментной позиции. С другой стороны, такая  информация остаётся не востребованной вследствие отсутствия у руководства  предприятия каких-либо знаний по азам рыночной экономики.

     Таким образом, большая часть работы отдела маркетинга необходима только для отчётности проведённой работе перед вышестоящим  руководством.

     Относительно  системы планирования необходимо отметить её практическое отсутствие (если под  маркетинговым планированием понимать мероприятия по организации маркетинговой  подсистемы). Планирование присутствует лишь в виде, способствующем координации работ внутри отдела. Однако в отделе маркетинга (рис.10.) проводится планирование, заключающееся в составлении бизнес-плана по данным ППО (хотя составление бизнес-плана прерогатива отдела Инвестиций), а так же полученным в процессе исследований. В то же время, ППО проводит собственные работы по планированию, что не увязывается с информацией отдела (за исключением разовых заказов). Как уже было отмечено выше, наиболее характерным примером несовершенства системы планирования является разница между выпуском продукции и её реализации.

     Система маркетингового контроля организована путём изучения сбыта у конкурентов  и сбыта собственной продукции, изучение цен конкурентов и сопоставление  их с собственным. Цель этой работы важна, так как имеет значение для принятия решений или оказания воздействия на составляющие комплекса маркетинга. В то же время такие необходимые составляющие контроля маркетинга, как анализ рентабельности товаров, рынков, сбытовых территорий и каналов распределения не упоминаются в обязанностях отдела маркетинга вообще.

     Такая важная функция маркетинга, как участие  в разработке продукта присутствует частично, а именно не проводится работа по опросу потребителей продукции по поводу улучшения отдельных характеристик  или свойств плавательных средств  и товаров народного потребления (если и проводятся, то результаты не претворяются в жизнь по причине  негибкого производства). Таким образом, на предприятии маркетинг практически  не влияет на принятие управленческих решений, такая роль маркетинга соответствует  началу его развития как функции, т.е. к началу 50-х годов 20-го века.

     В настоящее время определены следующие  задачи рассматриваемого отдела:

     - всесторонняя оценка рыночной  ситуации,

     - анализ спроса и предложения, 

     - уровень запаса продукции, 

     - динамика цен на продукцию  предприятия и конкурентов, 

     - анализ портфеля заказов.

     В подразделениях службы маркетинга стекается  вся необходимая информация для  выработки и реализации стратегии  маркетинга, которая представляет собой  комплексную систему мероприятий  по производству и сбыту продукции  и обладает целевой долгосрочной направленностью. В процессе разработки и реализации мероприятий участвуют  все основные подразделения АО.

     Для наглядного изучения удовлетворенности  или неудовлетворенности работников предприятия был составлен график факторов удовлетворенности и неудовлетворенности (по Герцбергу).

     Опрос проводился в отделе труда и заработной платы, а также в планово-производственном отделе, посредством проведения анкетирования. Были опрошены: инженер по организации  и нормированию труда, экономист  по труду, кассир, экономист по финансовой работе, экономист по планированию ППО.

     Работникам  предлагались различные факторы, которые  влияют на их отношение к работе.

     Путем сопоставления факторов удовлетворенности  или неудовлетворенности был получен график, представленный на рис.11.

     Проанализировав данный график, можно сделать вывод, что в общей массе люди не удовлетворены  работой из-за низкой заработной платы, низких возможностей карьерного роста, а также из-за условий самой  работы, которые не удовлетворяют  современным требованиям.

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности