Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формулировки и решения следующих задач:
изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса 8
Принципы формирования и классификация экономических стратегий антикризисного управления 8
1.2. Этапы формирования антикризисной стратегии 16
Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия
ОАО «Авиастроительный завод» 25
2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий 25
2.2. Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 46
2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 50
2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 68
Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного
положения 71
3.1. Основные направления выхода предприятия из кризиса 71
3.2. Разработка антикризисной стратегии предприятия 76
3.2.1. Корректировка миссии и целей 76
3.2.2. Альтернативные варианты стратегии 77
3.2.3. Формирование антикризисной стратегии предприятия 84
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
В
настоящее время предприятие
выпускает широкофюзеляжные самолёты
Ил-96-300, Ил-96Т. Кроме самолётов предприятие
выпускает силосоуборочные
ОАО
«Авиастроительный завод» участвует
в программе производства пассажирских
вагонов нового поколения, занимается
изготовлением внутреннего
Предприятие производит различные товары народного потребления (водяные насосы, нержавеющие мойки, алюминиевые канистры и др.).
Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» организовала в 2005 году программу поставок самолетов Ту-204-300 для авиакомпании «Владивосток Авиа» и Ил-96-300 для кубинской авиакомпании «Cubana de Aviacion», а «Финансовая лизинговая компания» была ответственна за поставку самолетов Ту-214 для авиакомпаний «Дальавиа» и «КрасЭйр».
Учетная политика Общества сформирована в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, регулирующими ведение бухгалтерского и налогового учета.
Бухгалтерский и налоговый учет в Обществе ведется структурным подразделением – главной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, и бухгалтериями (бухгалтерами) структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Для ведения бухгалтерского и налогового учета Общество использует компьютеры с установленной программой «1С:Предприятие», а также ЭВМ с самостоятельно разработанной программой по учету заработной платы и отчислений (ЕСН, налог на доходы с физических лиц и др.).
Рассматриваемая
организация является ярким примером
линейно-функциональной организации
управления, которой свойственны
следующие принципиальные положения:
четкое разделение труда, следствием которого
является необходимость использования
квалифицированных специалистов по
каждой должности, иерархичность управления,
при которой нижестоящий
В состав экономической службы предприятия входят должностные лица и исполнители, а также отделы, реализующие соответствующие функции, закрепленные за управлением. Структура экономической службы представлена на схеме (рис.9.).
Распределение обязанностей
Производственные
подразделения ОАО “
Производственные
подразделения предприятия
Работа
производственных подразделений организована
на основе соответствующей подготовки,
которая выражается в обеспечении
их чертежами, технологической обработки
деталей, сборки изделий, инструментом,
приспособлениями, специалистами. Извне
цехи обеспечиваются сырьем, материалами,
заготовительными, комплектующими изделиями,
которые накапливаются и
Система маркетинга включает в себя следующие основные элементы - продукт, ценообразование, распределение, продвижение.
Рассматривая продукцию предприятия с точки зрения её новизны, возможности доработки и т.д. необходимо отметить слабость сервиса предоставляемого предприятием по обслуживанию товаров народного потребления (вибропомпы, стиральные машины и др.). При заводе работает БГО (бюро гарантийного обслуживания) с небольшим штатом работников, что не способствует своевременному и качественному обслуживанию товаров, которые возвращают на ремонт с не истекшим сроком гарантии.
В свою очередь нужно отметить что сервис, предоставляемый предприятием по основной продукции – самолётам ИЛ – 86, ИЛ-96-300 осуществляется в полном объёме и соответствует всем требованиям правил авиационного регистра МАК. Предприятие получило сертификат на право выполнения технического обслуживания самолётов Ил-96 и Ил-96-300 в объёме ТО-10000. Проведение силами заводских специалистов таких мероприятий, как анализ работы оборудования, оценка состояния планера, выполнение тяжёлых форм технического обслуживания, возможно не только в цехах «Авиастроительный завод» но и на авиационно-технических базах аэропортов, где дислоцированы самолёты (аэропорт «Шереметьево», «Внуково», г. Новосибирск, г. Ташкент, КНР – Китайская Народная Республика и т.д.).
В настоящее время предприятие придерживается затратной схемы образования цен, что объясняется балансированием предприятия на грани банкротства – денег хватает только на выживание, а другие схемы управления ценами требуют некоторой степени маневренности финансовых ресурсов. Существует, тем не менее, такая форма стимулирования как система скидок: при покупке продукции за наличный расчет скидка может достигать 10 % , что вероятно не вполне оправдано.
Наиболее проблематичная тема в этом направлении – это соотношение цены и качества предлагаемой продукции. Этот вопрос поднимался на предприятии многократно. Проблема заключается в следующем: сбыт предприятия катастрофически падает вследствие неудовлетворительного качества товара, повысить которое невозможно из-за отсутствия денежных средств для покупки более качественных комплектующих.
Тем
не менее, предприятие ставит финансирование
производства в качестве самоцели.
Наблюдается постоянное превалирование
объемов производства над объемами
сбыта. Это говорит о несовершенстве
системы стратегического
Предприятие имеет широкую дилерскую сеть, что со стратегической точки зрения представляет собой большое преимущество в конкурентной борьбе и частично нейтрализует давление на предприятие покупательной силы потребителей (так как дилеры берут на себя часть ответственности по сбыту продукции). Важной характеристикой системы распределения является широта охвата рынков представленная в таблице 1.
Продвижение товара включает рекламу, мероприятия стимулирования сбыта и формирования спроса. Сразу же необходимо отметить, что реклама и мероприятия ФОССТИС в продвижении средств производства играют не столь значительную роль, как в продвижении товаров массового спроса, и имеют некоторые особенности (например, важную роль играет стоимость потребления товара потребителем, особое значение приобретает прямой маркетинг).
В
настоящее время отдел
Следует
отметить, что рекламная деятельность
на предприятии проводится в основном
стихийно (впрочем, как и большинство
других мероприятий), бюджет рекламы
определяется исходя из принципа «сколько
не жалко», что не может благоприятно
отразиться на сбыте продукции. Хотя
необходимо заметить, что рекламная
продукция (буклеты, проспекты, календари
и т.д.) разработаны и выполнены
в соответствии со всеми правилами
рекламы и формирует
Система
маркетинговой информации на предприятии
обладает свойством некоторой
Таким образом, большая часть работы отдела маркетинга необходима только для отчётности проведённой работе перед вышестоящим руководством.
Относительно
системы планирования необходимо отметить
её практическое отсутствие (если под
маркетинговым планированием
Система
маркетингового контроля организована
путём изучения сбыта у конкурентов
и сбыта собственной продукции,
изучение цен конкурентов и
Такая
важная функция маркетинга, как участие
в разработке продукта присутствует
частично, а именно не проводится работа
по опросу потребителей продукции по
поводу улучшения отдельных
В настоящее время определены следующие задачи рассматриваемого отдела:
- всесторонняя оценка рыночной ситуации,
- анализ спроса и предложения,
- уровень запаса продукции,
- динамика цен на продукцию предприятия и конкурентов,
- анализ портфеля заказов.
В
подразделениях службы маркетинга стекается
вся необходимая информация для
выработки и реализации стратегии
маркетинга, которая представляет собой
комплексную систему
Для
наглядного изучения удовлетворенности
или неудовлетворенности
Опрос
проводился в отделе труда и заработной
платы, а также в планово-
Работникам предлагались различные факторы, которые влияют на их отношение к работе.
Путем сопоставления факторов удовлетворенности или неудовлетворенности был получен график, представленный на рис.11.
Проанализировав данный график, можно сделать вывод, что в общей массе люди не удовлетворены работой из-за низкой заработной платы, низких возможностей карьерного роста, а также из-за условий самой работы, которые не удовлетворяют современным требованиям.