Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формулировки и решения следующих задач:
изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса 8
Принципы формирования и классификация экономических стратегий антикризисного управления 8
1.2. Этапы формирования антикризисной стратегии 16
Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия
ОАО «Авиастроительный завод» 25
2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий 25
2.2. Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 46
2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 50
2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 68
Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного
положения 71
3.1. Основные направления выхода предприятия из кризиса 71
3.2. Разработка антикризисной стратегии предприятия 76
3.2.1. Корректировка миссии и целей 76
3.2.2. Альтернативные варианты стратегии 77
3.2.3. Формирование антикризисной стратегии предприятия 84
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Файлы: 1 файл

дипломчик.docx

— 314.40 Кб (Скачать)

     Из  всего выше приведенного, необходимо сделать вывод, что нужно ужесточить контроль за безопасностью труда, разработать  новые системы оплаты труда.

     В общей сложности, можно сказать, что организация экономической  работы предприятия находится не на высоком уровне, т.к. практически  во всех отделах отсутствует автоматизация  деятельности работников, сложнейшие расчеты производятся вручную, информация доходит с опозданием и при  этом очень долго обрабатывается.

     В отчетные периоды наблюдались некоторые негативные тенденции развития авиационной отрасли. Это нашло выражение в недостаточно высоком объеме производства предприятия, связанном со следующими факторами:

  • снижением собственных оборотных средств у предприятия и как следствие отсутствие кредитов потребительской продукции;
  • отсутствием свободных денежных средств у потенциальных заказчиков авиационной продукции;
  • недостаточным финансированием государственных программ по поддержанию и развитию авиастроительной отрасли.

     В связи с вышеперечисленными факторами  сложилась неудовлетворительная ситуация в Обществе и отрасли в целом. В тоже время в 2002 году была принята  программа возрождения авиационной  промышленности, основанная на развитии лизинга отечественной авиационной  техники. Положительное действие данной программы стало сказываться  на производственно-хозяйственной  деятельности предприятия со II квартала 2003 года в виде запуска программы достройки шести самолетов ИЛ-96-300 по заказу ОАО «Ильюшин Финанс Ко». Это привело к увеличению деловой активности предприятия, выраженное в увеличении оборотных активов. Данная тенденция продолжилась и в 2005 году, пока на деятельность предприятия не оказали влияние последствия финансового кризиса.

     Научно-техническое  развитие предприятия направлено на решение следующих основных задач:

     - обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг;

     - обеспечение надежной правовой охраны основных объектов интеллектуальной собственности.

     Для решения поставленных задач при  выполнении конструкторских и технологических  разработок ведется планомерная  работа по выявлению предполагаемых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей), оценивается перспективность  их использования и необходимость  получения охранных документов.

     Патенты на объекты интеллектуальной собственности, используемые при производстве продукции  или перспективные с точки  зрения использования их в дальнейшем, поддерживаются в силе. Ведется методическая подготовка по постановке объектов интеллектуальной собственности на учет нематериальных активов для коммерциализации использования  объектов интеллектуальной собственности.

     В настоящее время предприятие  является обладателем трех патентов на промышленные образцы плавательных средств и двух патентов на изобретения  в области технологии самолетостроения.

     Предприятием  своевременно продляются сроки действия свидетельств на товарные знаки и  поддерживаются в силе патенты на объекты промышленной собственности. В связи с этим факторы риска, связанные с возможностью истечения  сроков действия на вышеназванные документы, отсутствуют.

     Финансовые  вложения в эмиссионные ценные бумаги составляют 10 и более процентов  всех финансовых вложений предприятия. 

   2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 

     SWOT-анализ  может проводиться по следующим  направлениям:

  • предприятию в целом;
  • отдельным бизнес - направлениям;
  • отдельным рынкам, на которых предприятие функционирует;
  • отдельным товарно-рыночным комбинациям;
  • в текущей, краткосрочной или долгосрочной перспективе.

     Проведена оценка рыночной ситуации, в которой действует рассматриваемое предприятие, и оценку возможностей и угроз, с которыми оно может столкнуться.

     Так, систематизируя информацию о деятельности общества, составлена SWOT-матрица для определения основных приоритетов, проблем и возможностей, исходящих из внешней и внутренней среды, в  пределах которой функционирует предприятие (таблица 4).

     Анализируя  данные SWOT-матрицы, состояние бизнеса  ОАО «Авиастроительный завод» можно оценить как рискованное, так как имеется сочетание благоприятных возможностей при больших опасностях, значительное влияние внешних угроз, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что снижает вероятность максимального использования благоприятных возможностей.

     Необходимо  отметить, что для успешного анализа  факторов деятельности предприятия  методом SWOT важно не только выявить  угрозы и возможности, но и оценить  их с точки влияния и важности на стратегию управления предприятия. Для этого целесообразно применить  метод позиционирования каждой конкретной возможности  на матрице возможностей (таблица 5). Матрица строится методом экспертной оценки, для этого перечень возможностей макроокружения ранжируется по степени их влияния на деятельность предприятия (сильное, умеренное, малое) и вероятности того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая).

     Возможности,  выпадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для предприятия, их необходимо максимально использовать в развитии предприятия. Возможности в поле СМ, НУ и НМ имеют незначительное влияние. Использование возможностей, попавших на остальные поля, предполагается при наличии у предприятия достаточных ресурсов.

     Так, на анализируемое общество наибольшее влияние окажут следующие внешние  факторы:

  • государственная поддержка отрасли;
  • рост спроса;
  • создание объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

     Схожая  матрица составляется и для оценки угроз (таблица 6). Сверху по горизонтали располагаются возможные последствия для организации угрозы внешней среды (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).

     Угрозы, попадающие в поля ВР, ВК, СР и ВТ, представляют большую опасность  для предприятия и требуют  немедленного и обязательного устранения либо принятия мер по снижению их негативного  влияния. Для ОАО «Авиастроительный завод» такими внешними рисками являются:

  • Высокая активность конкурентов;
  • Повышение цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию; 
  • Повышение требований покупателей к качеству продукции; 
  • Риск увеличения процентных ставок по кредитам и ссудам.

     Угрозы  в полях НР, СТ и СК также должны контролироваться предприятием и устраняться  в плановом порядке. Что касается угроз, находящихся в полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Попавшие в оставшиеся поля угрозы и риски макроокружения предприятия  отлеживаются и оперативно оцениваются  по степени влияния на деятельность организации.

     Таким образом, проведя SWOT-анализ внутренней и внешней среды деятельности ОАО «Авиастроительный завод», мы установили линии связи как между сильными и слабыми сторонами хозяйствования общества, так и между возможностями и рисками макроокружения. Данные зависимости позволили выделить четыре поля сочетания внутренних и внешних факторов:

  • поле «Сила и возможности»;
  • поле «Сила и угрозы»;
  • поле «Слабые стороны и возможности»;
  • поле «Слабые стороны и угрозы».

     В рамках данного анализа каждому  полю соответствуют определенная стратегия  управления обществом и ряд экономических  методов по ее реализации, общей  направленностью которых является максимальное развитие и использование  на рынке преимуществ предприятия  и ликвидация либо сведение к минимуму внешних и внутренних рисков.

     Анализируя  данные SWOT-матрицы, состояние бизнеса  ОАО «Авиастроительный завод» можно оценить как рискованное, а при низкой вероятности осуществления возможностей и достаточно высокой вероятности реализации угроз внешней среды — приближающееся к проблемному.

     Процедура ранжирования внешних факторов показала, что наиболее значимыми и вероятными оказались возможность государственной  поддержки отрасли, рост спроса и  стратегическое создание объединенной авиастроительной корпорации.

     Построение  матрицы угроз выявило следующее:

  • к тяжелому состоянию общество может привести повышение требований покупателей к качеству продукции, а также высокие затраты по содержанию объектов непроизводственной сферы;
  • к критическому состоянию приведет повышение цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию, ужесточение требований поставщиков и снижение спроса на выпускаемую продукцию;
  • высокая активность конкурентов, риск увеличения процентных ставок по кредитам и ссудам, чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса грозит возможным разрушением предприятия.

     Таким образом, проанализировав возможности  ОАО «Авиастроительный завод», его слабые и  сильные стороны, рассмотрев угрозы, исходящие из внешней среды, принимая принципы выработки стратегии управления в рамках SWOT-анализа, имеется возможность определить экономический механизм управления предприятием, опираясь на общую стратегию и цели общества.

     Однако  при применении SWOT-анализа существует риск как недооценки, так и переоценки некоторых факторов, в недостаточности и ограничения в получении  первичной информации, субъективности экспертной оценки внешних и внутренних факторов. 

   2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 

     На  основании данных годовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках – см. приложение 5) ОАО «Авиастроительный завод» за 2008 и 2009 гг. в целях анализа финансового состояния предприятия были произведены расчеты основных коэффициентов работы предприятия, выявлены тенденции ухудшения некоторых показателей.

     В результате рассмотрения баланса (приложение 7)  было определено, что наибольшую долю в составе активов предприятия занимают внеоборотные активы 84,8% в 2008 г. и 83,8% в 2009 г. Наибольшую долю внеоборотных активов занимают основные средства, то есть основные производственные и непроизводственные фонды - 61,9% в 2008 г., 61,4% в 2009 г. Основные средства используются в производстве постоянно и являются самыми дорогостоящими. Этим и обусловлена такая большая доля этих активов. Однако, необходимо учитывать, что в составе таких средств могут находиться неиспользуемые производственные мощности, которые при реализации могут принести дополнительные, а в кризисном состоянии организации необходимые денежные средства. Также высок процент незавершенного строительства – 22,6% и 22,1%. Это обусловлено дороговизной продукции и его производством (специфика отрасли).

     Оборотные активы компании занимают лишь 15,2% и 16,2% в 2008-2009 гг. Основная доля оборотных  активов приходится на запасы сырья  и продукции на складах (5,9% и 6,8%) и  дебиторскую задолженность, ожидаемую  в течении 12 месяцев (4,3% и 4,4% от оборотных  активов). Стоить отметить, что доля задолженности очень велика и  продолжает расти и по факту предприятие  не может получить денежные средства своевременно, возрастает риск  невозвратности. Рост запасов может говорить о  том, что запасы скапливаются на складах, т.е. уменьшаются объемы производства или нарушена работа отдела планирования, а также, что произведенная продукция  не реализуется на рынке.

     Основным  источником финансирования в 2008 г. является капитал организации и составляет 46,43% в структуре пассивов организации, однако ситуация изменилась и в 2009 г. уже большая часть финансирования приходится на долгосрочные обязательства (45,20% от пассивов), а именно займы и кредиты (41,75%). Эта тенденция для предприятия является негативной. 

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности