Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формулировки и решения следующих задач:
изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса 8
Принципы формирования и классификация экономических стратегий антикризисного управления 8
1.2. Этапы формирования антикризисной стратегии 16
Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия
ОАО «Авиастроительный завод» 25
2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий 25
2.2. Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 46
2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 50
2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 68
Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного
положения 71
3.1. Основные направления выхода предприятия из кризиса 71
3.2. Разработка антикризисной стратегии предприятия 76
3.2.1. Корректировка миссии и целей 76
3.2.2. Альтернативные варианты стратегии 77
3.2.3. Формирование антикризисной стратегии предприятия 84
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Файлы: 1 файл

дипломчик.docx

— 314.40 Кб (Скачать)

     Все вышеперечисленные факторы помогут  ОАО "Авиастроительный завод" выйти  из кризисного положения. Для более  детального мониторинга окружающей среды использован метод SWOT - анализа. 
 
 
 

   2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 

     ОАО «Авиастроительный завод» столкнулось  как с внутренними, так и с  внешними трудностями.

     Проблемы  организации, выявленные в ходе анализа  бухгалтерской отчетности:

       - большая доля внеоборотных активов,  в том числе неиспользуемых      производственных мощностей, пустующих  зданий;

       - недостаток чистого оборотного  капитала;

       - высокая доля не полученной  дебиторской задолженности;

       - высокий уровень кредиторской  задолженности (в большей степени  долгосрочных кредитов и займов) и уменьшение доли собственного  капитала. И как следствие: снижение объемов производства; застои произведенной продукции на складах; снижение продаж; снижение прибыли.

     Проблемы  организации, выявленные в результате изучения организации деятельности предприятия:

     - недовольство персонала условиями,  объемами и оплатой выполняемой  работы;

     - недовольство потребителей качеством  сервиса (не основное производство);

     - устаревание продукции (отсутствие  качественных изменений);

     - некомпетентная организация работы  некоторых отделов;

     - неэффективное управление каналами  сбыта продукции.

     В результате подсчетов основных коэффициентов, характеризующих деятельность организации, предприятие может быть признано неплатежеспособным и нерентабельным, зависимым от заемного капитала.

     Многие  отрасли народного хозяйства  переживают в настоящее время  кризис. Кризис взаимных неплатежей негативно  сказывается на деятельности предприятия, уменьшается количество заказов, что  ведет к уменьшению объемов производства, прибыли, получаемой предприятием.

     Предприятие обладает высококвалифицированными кадрами, но численность работников с каждым годом сокращается, основной причиной чего является невыплата заработной платы. Из-за материальных трудностей, испытываемых предприятием, оно не в состоянии внедрить новшества в технологии и технике на производстве, что значительно снижает его конкурентоспособность на рынке авиастроительной продукции. Рассматривая конкурентную среду, необходимо отметить, что многие потребители оказались также в кризисном положении, они являются неплатежеспособными, поэтому не могут рассчитаться за поставляемую им продукцию, что значительно снижает количество оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия, и, в свою очередь, являются причиной невозможности закупки необходимого сырья и материалов для производства. Продукция ОАО хотя и не уступает конкурентам по качеству, надежности, техническим характеристикам, но цена на продукцию выше, чем на зарубежные аналоги, что объясняется значительной ее себестоимостью.

     В ходе исследования современных условий  рынка авиастроительной промышленности был установлен ряд внешних факторов, отрицательно влияющих на деятельность завода:

  • Снижение спроса на военную продукцию и снижение объемов госзаказа;
  • Снижение спроса на гражданскую авиацию;
  • Нехватка финансирования государством;
  • Устаревания авиапарков и производимой отечественной продукции;
  • Нехватка кредитных средств;
  • Несовершенство механизма функционирования финансовых институтов в области авиационной промышленности;
  • Большая доля современной иностранной продукции.

     Вследствие  вышеуказанных фактов следует разработать  комплекс антикризисных процедур, способных  восстановить финансовое положение  предприятия и позволить достигнуть наилучшей результативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ВЫВОДУ ИЗ КРИЗИСА ПРЕДПРИЯТИЯ 

   3.1. Основные направления  выхода предприятия  из кризиса 

     Кризис, протекающий в рассматриваемой  организации явный и полномасштабный, поскольку охватывает практически  все аспекты работы предприятия  – экономическую, социальную, организационную, психологическую и технологическую  сферы. Это и определяет устранение негативных явлений во всех указанных  направлениях.

     Цель  проведения антикризисных мероприятий  – устранить негативные последствия  и факторы, повлекшие кризис, а  в дальнейшем, улучшить положение  предприятия на рынке, используя  его возможности. Таких результатов  невозможно достичь за короткое время  и одновременно. Вследствие широких масштабов кризиса на предприятии потребуется внедрение антикризисных мер поэтапно.

     Поскольку темпы динамики основных финансовых показателей идут на ухудшение, то предприятию  стоит придерживаться оборонительной тактики оздоровления, а значит проводить  сберегающие финансы мероприятия. Наряду с этим, требуется привлечь инвесторов, однако это будет возможно, в большей степени, после восстановления платежеспособности. 

     Цель  антикризисного управления на первом этапе оперативного управления —  устранение или минимизация наиболее значимых для предприятия кризисных  факторов, таких как:

  • снижение платежеспособности;
  • низкий уровень или отсутствие самофинансирования;
  • спад или стагнация производства;
  • рост расходов и снижение выручки по основным видам деятельности.

     В рамках первого этапа антикризисного управления ОАО «Авиастроительный  завод» следует осуществить следующие меры:

  • составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • разделение длительного производственного цикла на менее продолжительные периоды с целью регулирования уровня незавершенного производства;
  • заключение договоров по производству продукции, предусматривающих оплату и признание выручки предприятия по этапам изготовления продукции с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
  • снижение кооперационных рисков при сотрудничестве с постоянным кругом поставщиков основных материалов и готовых изделий, заключение долгосрочных договоров с учетом оптимальных партий закупок;
  • поиск более дешевых поставщиков основных комплектующих изделий и материалов;
  • экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья);
  • расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;
  • жесткий контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • ужесточение ценовой политики. Следует обязать клиентов оплачивать счета в срок, предусмотренным договором. Ранее клиентам предоставлялась рассрочка, 10% скидка, и фактически услуги оплачивались только при подписании акта выполненных работ в конце месяца. В крайнем случае, возможна продажа дебиторской задолженности форфейтинговым агенствам;
  • cовершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии;
  • разработка оптимальных графиков и систем оплаты труда;
  • автоматизация производства.

     Эффектом  внедрения экономических мер  на втором этапе текущего антикризисного управления является преодоление кризисного состояния предприятия в течение года: достижение нормативного уровня текущей ликвидности и планируемого уровня рентабельности продукции, улучшение инвестиционной привлекательности предприятия.

     Экономический механизм реализации второго этапа  для ОАО «Авиастроительный завод» состоит в следующем:

  • снижение конечной себестоимости продукции за счет отраслевой локализации отдельных специализированных производств общества;
  • сокращение расходов на содержание непроизводственной сферы;
  • ревизия оборотных активов с целью выявления неликвидов и безнадежной задолженности;
  • ревизия внеоборотных активов и продажа неиспользуемых производственных мощностей;
  • тесная работа с потенциальными заказчиками самолетов для максимально точного определения уровня технических и эстетических требований к продукции, а также предоставление скидок за своевременное и точное исполнение договора, за предоплату;
  • предложение дополнительного гарантийного и послегарантийного сервиса выпускаемой продукции в конкурентной борьбе, улучшение сервиса для неосновных продуктов;
  • прекращение операций, не вносящих вклад в покрытие постоянных издержек предприятия;
  • прекращение выпуска нерентабельной продукции либо попытка превратить ее в рентабельную снижением расходов;
  • анализ арендных договоров;
  • поиск источника финансирования в лице венчурного капитала, если компания имеет изделие, пользующееся спросом на рынке;
  • активная маркетинговая политика и расширение рынков сбыта.

     Реализация  третьего этапа среднесрочного антикризисного управления производится в течение 3–5 лет и направлена на рост эффективности  производства, повышения конкурентоспособности  предприятия, повышение капитализации  бизнеса. Она включает комплекс мероприятий, направленных на совершенствование  финансово-экономической политики, снижение затрат на основе лучшего  использования материальных и трудовых ресурсов, внедрение современных  информационных технологий.

     Среднесрочными  методами антикризисного управления для  общества могут стать:

  • реструктуризация деятельности общества в рамках интеграции предприятий авиастроительного комплекса и создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»;
  • разработка бизнес-плана для привлечения потенциальных инвесторов;
  • реорганизация управления предприятием (улучшение систем обратной связи и участие в управлении предприятия работников) и реорганизация работы некоторых отделов (в частности, отдела маркетинга);
  • разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению;
  • качественное улучшение основного вида продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции и разработка нового продукта;
  • изменение номенклатуры и ассортимента продукции;
  • повышение экономической эффективности производства;
  • укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима;
  • выход на новые международные и внутренние рынки сбыта продукции и услуг;
  • участие предприятия в различных инвестиционных и инновационных программах, что дает возможность использования льгот по налогообложению и кредитованию;
  • усиления кадрового потенциала предприятия (в том числе, привлечение молодых специалистов).
 

   3.2. Разработка антикризисной  стратегии предприятия 

   3.2.1. Корректировка миссии и целей 

     Первым  этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка  миссии предприятия и системы  целей.

     Миссию  предприятия ОАО "Авиастроительный завод" целесообразно рассмотреть  с различных сторон (производства, сотрудничества, персонала и внешней  обстановки предприятия), т.е. чтобы  наиболее полно ее раскрыть необходимо рассмотреть и скорректировать  ее миссию-ориентацию.

     Производство: Путем целенаправленного совершенствования  продукции, расширения ее номенклатуры, поддержания необходимого уровня выпуска, в максимально возможной мере отвечать потребностям рынка, в том числе учитывать внимание и интересы всех потребителей.

     Сотрудничество: С уважением и вниманием относится  к деловым партнерам и активно  работать с ними, расширять сферу  деловых отношений.

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности