Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формулировки и решения следующих задач:
изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса 8
Принципы формирования и классификация экономических стратегий антикризисного управления 8
1.2. Этапы формирования антикризисной стратегии 16
Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия
ОАО «Авиастроительный завод» 25
2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий 25
2.2. Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 46
2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 50
2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 68
Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного
положения 71
3.1. Основные направления выхода предприятия из кризиса 71
3.2. Разработка антикризисной стратегии предприятия 76
3.2.1. Корректировка миссии и целей 76
3.2.2. Альтернативные варианты стратегии 77
3.2.3. Формирование антикризисной стратегии предприятия 84
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Файлы: 1 файл

дипломчик.docx

— 314.40 Кб (Скачать)

     Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, связанный  с предприятием. Стоимость акций  предприятия будет наивысшей  при достаточно высоком уровне финансового  рычага. Инвесторы расценивают благоприятным  или нейтральным ходом – привлечение  заемных средств, поскольку они  заинтересованы в максимизации своей  прибыли. Соответственно, предприятию  не следует до конца использовать свою заемную способность, необходимо сохранять резерв финансовой гибкости. Наиболее привлекательным способом является – открытая подписка на акции, но опасность этого способа заключается  в возможности потери контроля над  предприятием. Такой способ лучше  использовать в крайних случаях. Для повышения доходности акционеров наиболее приемлемо воспользоваться  долговым финансированием, но при этом учитывать, что возрастает финансовый риск. Или разработать комбинированный  способ. Но он вероятнее всего в  условиях данного предприятия будет  невыгоден.

     При анализе увеличения  дивиденда  и курса акций необходимо обратить внимание на НРЭИ. Чтобы показатель НРЭИ эффективно действовал на ЭФР, необходимо увеличивать прибыль и уменьшить проценты за кредит.

     Необходимо  также понимать, что высокий уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов могут значительно увеличить стоимость акций и увеличить дивиденды. Но увеличение этого уровня всегда несет в себе высокий уровень риска, ведь при ухудшении ситуации на предприятии, акции обесценятся.

     Рассмотрев  структуру доходов, расходов и прибыли  организации можно утверждать, что  наибольшую долю доходов организации  приносят доходы от обычных видов  деятельности (566 468 в 2008 году составили 93,6%, 360 285 составили в 2009 году 94,9% ), которые увеличились за год.

     Расходы от обычных видов деятельности также  превалируют над прочими в  структуре расходов компании. В 2008 г. Они составили 481 360 (90,2 %), в 2009 г. - 328 206 (91%), т.е. Расходы также выросли.

     Значения  показателей оборотных активов  позволили сделать вывод о  стратегии финансирования на основе соотношения постоянной части оборотных  активов и устойчивых источников, дебиторской и кредиторской задолженностей, достаточности денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений (приложение 11).

     В целом, предприятие в области  финансирования оборотных активов  придерживается агрессивной политики. Агрессивная модель означает, что  долгосрочные пассивы служат источниками  покрытия внеоборотных активов и  системной части текущих активов, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму (чистый оборотный капитал = системная часть текущих активов). Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной кредиторской задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно.

     Компромиссная модель – это то, к чему должна стремиться организация, она наиболее оптимальна. Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью): долгосрочные пассивы = внеоборотные активы + системная часть текущих активов + варьирующая часть текущих активов.

     А значит, чтобы прийти к компромиссной  модели, предприятию необходимо увеличивать  устойчивые источники финансирования оборотных активов, уменьшать  кредиторскую задолженность и высоколиквидные  активы.

     Собственный капитал не достигает норматива  и меньше почти в 2 раза оптимального уровня. В такой ситуации, собственники предприятия выражают недовольство управлением структурой капитала и  низкими дивидендами. Расчеты показали, что дивиденды могут быть выплачены  в полном объеме, однако в условиях высокой зависимости от заемного капитала в интересах владельцев дать некоторое послабление в  выплате дивидендов и позволить  предприятию погасить срочную задолженность.

     Конечно, с учетом выше сказанного данное предприятие  является непривлекательным для инвесторов и кредиторов (приложение 12). Это предстоит исправить с помощью антикризисной стратегии.

     Вероятность банкротства предприятия ОАО  «Авиастроительный завод» решено определить на основе расчетов показателей Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова, четырехфакторной R-модели Иркутской ГЭА (приложение 13). На основании подсчетов основных коэффициентов данных моделей определено, что вероятность банкротства предприятия очень высокая. Однако банкротство предприятия является непреднамеренным.

     Важным  является не только диагностика кризиса, угрозы банкротства, но и определение  внутренних сил противостояния, которые  есть у предприятия, благодаря которым  предприятие может преодолеть кризис. Потенциал выживания - это потенциальные  возможности предприятия выйти  из кризисного положения существующие возможности самосохранения хозяйствующего субъекта, восстановления режима его  функционирования соответственно требованиям  рыночной экономики14.

     Выживание предприятия определяется как такое  состояние его развития, которое  допускает своевременность и  экономичность адаптации к изменениям внутренней и внешней среды при  сохранении основных характеристик  развития: целеустремленности, динамизма  и управляемости. Способность к выживанию предприятия представляет собой результативную оценку трех типов стабильности, - внешней, внутренней и наследственной.

     Потенциал выживания предприятия может  рассматриваться как функция  вида:

     ПВ = F (РУВ, ВР, ВЦ),

     где ПВ - потенциал выживания предприятия, РУВ - ресурсные условия выживания, ВР - существующие возможности развития предприятия, ВУ - внешние условия  бизнеса.

     Основными видами ресурсов, которые используются являются: технические ресурсы, технологические, кадровые ресурсы, пространственные, ресурсы  организационной структуры системы  управления, информационные ресурсы, финансовые ресурсы.

     Рассматривая  технические ресурсы необходимо отметить, что на предприятии используется большое число специальных и  специализированных автоматов и  полуавтоматов, большое число агрегатных станков, связанных общими механизированными  транспортёрами в поточные, поточно-автоматизированные линии, что делает возможным применение современных технологий. Однако, большая  часть оборудования служит больше 20 лет, что объясняет частый выход  из строя и моральное устаревание  рабочих станков и механизмов (таблица 7).

     Функции ремонта и профилактического  обслуживания оборудования выполняет  ремонтное хозяйство. В состав ремонтного хозяйства входит ремонтный цех, участки, ремонтные группы в цехах. Возглавляет хозяйство главный  механик. На предприятии капитальный  и средний ремонт, а также модернизацию оборудования выполняет ремонтно-механический цех, а малые ремонты и техническое  обслуживание – цеховыми ремонтными службами.

     Территория, занимаемая ОАО "Авиастроительный завод" составляет 54 га, под промышленными объектами занято 290600 м2. Таким образом, предприятие имеет всё необходимое оборудование и площади для производства перспективных видов продукции и остаются еще резерв производственных мощностей.

     Рассматривая  кадровые ресурсы, необходимо сказать, что хотя численность рабочих  и уменьшилась за последние годы, но на предприятии работают высококвалифицированные  специалисты. Но следует отметить, что  предприятие не нуждается в таком  количестве рабочих как ранее  и не может выплатить задолженность  перед персоналом по оплате труда.

     На  предприятии необходимо разработать  план по совершенствованию структуры  системы управления, что позволит сделать её менее громоздкой и  избежать дублирования управленческих функций, увеличить скорость прохождения информации от руководителей к исполнителям.

     Исходя  из данных ресурсных условий выживания, производится оценка возможностей развития предприятия. На предприятии имеется  всё необходимое оборудование и  производственные площади для изготовления перспективных видов продукции, это может придать привлекательность  предприятия для инвесторов. Так  как объём инвестиций, которые  будет необходимо произвести в развитие данного предприятия значительно  меньше, чем в строительство нового предприятия.

     В ходе исследования проведена оценка возможностей развития предприятия  и использовался метод, согласно которому перспективы развития оцениваются  определённым количеством баллов. При  использовании 5-бальной системы  в основу оценки были положены такие  критерии: 0 - перспективы развития отсутствуют; 1 - незначительные возможности развития; 2 - умеренные возможности развития; 3 - средние возможности развития; 4 - хорошие (существенные) возможности  развития; 5 - отличные возможности развития.

     Согласно  стратегическим целям предприятия  были выделены такие направления  исследования перспектив развития предприятия  для обеспечения его выживания:

  • рост объёмов деятельности - 2;
  • перспективы доступа финансовых ресурсов - 2;
  • совершенствование системы управления - 4;
  • совершенствование технических ресурсов - 2;
  • рост потенциала трудовых ресурсов - 3;
  • развитие материальных ресурсов - 3.

     Так как отдельные направления исследования в определённой мере влияют на оценку общих возможностей развития предприятия, то их необходимо проранжировать по степени  значимости влияния на достижения предприятия  его стратегических целей. Оценка значимости каждого направления проводилась  согласно шкале рангов, где 1 - возможность  реализации данного направления  имеет наибольшее значение для выживания  предприятия, а 6 - наименьшее.

     Проранжировав предложенные направления, получено:

  • перспективы доступа финансовых ресурсов - 1;
  • совершенствование системы управления - 2
  • рост объёмов деятельности - 3;
  • совершенствование технических ресурсов - 4;
  • рост потенциала трудовых ресурсов - 5;
  • развитие материальных ресурсов - 6.

     Обобщённая  оценка перспектив развития предприятия  может быть получена с помощью  такой формулы:

     ОО = БО*З,

     где ОО - обобщенная оценка перспектив развития, БО - бальная оценка перспектив развития і-го фактора выживания (направления развития), З - коэффициент значимости і-го показателя для общей оценки возможности выживания, n - общее количество показателей оценки.

     В зависимости от величины ранга коэффициенты значимости составлено:

  • перспективы доступа финансовых ресурсов - 0,25;
  • рост объемов деятельности - 0,2;
  • совершенствование системы управления - 0,2;
  • совершенствование технических ресурсов - 0,15;
  • рост потенциала трудовых ресурсов - 0,1;
  • развитие материальных ресурсов - 0,1.

     Обобщенная  оценка составит: ОО = 2 * 0,25 + 2 * 0,2 + 4 * 0,2 + 2 * 0,15 +3 * 0,1 + 3 * 0,1 = 0,5 + 0,4 +0,8 +0,3 +0,3 0,3 = 2,6.

     Таким образом, можно сказать, что предприятие  обладает средними возможностями к  развитию. Основной его задачей является получение дополнительных финансовых ресурсов для вывода предприятия  из кризисного положения и дальнейшего  его развития.

     Неотъемлемой  частью диагностики потенциала выживания  предприятия является мониторинг состояния  внешней среды. Ежегодная потребность  в самолетах ОАО "Авиастроительный завод" составила 10 - 15 штук, ранее  же оно было ниже, еще в 2002 завод  построил всего 2 самолета. На данный момент спрос на продукцию завода существует, однако самолеты ОАО «Авиастроительный  завод» не всегда выдерживают конкуренцию  в цене и качестве. На рынке существуют аналоги воздушным судам завода, но большую конкуренцию для завода и других производителей российского  рынка составляют иностранные поставщики. В последнее время, имели место прецеденты, связанные с качеством продукции. Скорее всего, причина браков кроется в устаревшем оборудовании, на котором производится столь дорогостоящий продукт.  Существенным барьером входа в отрасль является необходимость в большом объеме инвестиций для закупки оборудования, производственных площадей, обучения кадров, а все необходимые мощности уже созданы на ОАО, но просто требуют обновления. У завода есть преимущество на рынке производства катеров и плавательных средств в виде патентов и научных разработок, что дает ему уверенность в том, что потребитель будет верен марке и у предприятия будет уверенность и большая доля на этом рынке. У предприятия есть также 2 патента на изобретения в области авиастроения. Одним из методов, который предприятие планирует использовать в будущем для уменьшения негативного эффекта факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия, является освоение наиболее перспективных видов продукции с точки зрения рыночной потребности. Одним из направлений является производство в кооперации с Авиационным научно-техническим комплексом имени О. Г. Антонова и Государственным авиационным производственным предприятием региональных реактивных самолетов АН-148.

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности