Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формулировки и решения следующих задач:
изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса 8
Принципы формирования и классификация экономических стратегий антикризисного управления 8
1.2. Этапы формирования антикризисной стратегии 16
Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия
ОАО «Авиастроительный завод» 25
2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий 25
2.2. Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.3. Оценка стратегического положения компании на основании SWOT-анализа 46
2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 50
2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии 68
Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного
положения 71
3.1. Основные направления выхода предприятия из кризиса 71
3.2. Разработка антикризисной стратегии предприятия 76
3.2.1. Корректировка миссии и целей 76
3.2.2. Альтернативные варианты стратегии 77
3.2.3. Формирование антикризисной стратегии предприятия 84
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Файлы: 1 файл

дипломчик.docx

— 314.40 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ          4

Глава 1. Теоретические основы диагностики и разработки стратегии предприятия в условиях кризиса       8

    1. Принципы формирования  и классификация экономических стратегий  антикризисного управления     8

1.2.   Этапы формирования антикризисной стратегии    16

Глава 2. Комплексная диагностика финансового состояния предприятия

ОАО «Авиастроительный  завод»       25

2.1. Характеристика современного российского рынка авиастроительной промышленности и особенности крупных российских промышленных предприятий            25         

2.2. Общая характеристика деятельности предприятия      35

2.3. Оценка стратегического  положения компании на основании  SWOT-анализа              46

2.4. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия  50

2.5. Определение проблем, вызвавших кризис на предприятии    68

Глава 3. Разработка стратегии выхода предприятия из кризисного

положения            71

3.1. Основные  направления выхода предприятия  из кризиса   71

3.2. Разработка  антикризисной стратегии предприятия    76

   3.2.1. Корректировка  миссии и целей       76

   3.2.2. Альтернативные  варианты стратегии      77

   3.2.3. Формирование  антикризисной стратегии предприятия   84

3.3. Оценка экономической эффективности предложенных          мероприятий            92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           100

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     1 

ВВЕДЕНИЕ 

     Коренные  преобразования, произошедшие во всех сферах российской экономики, повлекшие  за собой потерю государственных  функций управления, привели к  кризисному состоянию одной из самых  перспективных и прибыльных отраслей - авиастроению. Результаты произошедших изменений обусловили снижение обороноспособности страны, потерю ключевых позиций на внешнем и внутреннем рынках авиационной  техники. Авиапромышленные предприятия  оказались в условиях правового  вакуума, отсутствия государственного управления, финансирования и поддержки. Резкое снижение объемов производства авиатехники привело к увеличению закупок российскими авиакомпаниями оборудования, бывшего в эксплуатации, зарубежных производителей, что в  свою очередь, обусловило устаревание  самолетного парка. Проблема выживания  в неблагоприятных условиях решалась авиастроительными предприятиями  в индивидуальном, порядке, в итоге  часть из них посредством приватизации оказалась в частной собственности, другая - прекратила существование  и лишь немногие оказались способными адаптироваться к новым условиям. Для успешной работы оставшихся на рынке отечественных предприятий государство в лице  
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывает программы государственной поддержки и развития авиационной промышленности1.

     Мировой финансовый кризис, наступивший в  2008 г. вызвал падение цен на сырье, сокращение внешнего спроса и отток капитала, что в свою очередь повлекло резкое сокращение производства в России. Во всех секторах начались или заметно активизировались процессы сокращения числа замещенных рабочих мест. При этом численность занятых сокращалось в 2–3 раза меньшими темпами, чем производство, из-за чего произошло падение производительности труда. В определенной степени падение производительности труда компенсировалось снижением заработной платы. Все эти изменения обусловили переход в конце года показателей рентабельности в отрицательную область во всех основных секторах реального сектора экономики. Этот процесс наблюдается во всех производственных отраслях, в т.ч. и авиастроении. Динамика промышленности до и после кризиса представлена на рис.1.

     Попытки восстановления авиастроительной отрасли  в результате неблагоприятного влияния  мирового финансового кризиса обусловили вливание денег в реальный сектор экономики. Объемы государственного бюджетного финансирования в России в последние годы сопоставимы с уровнем государственной поддержки, осуществляемой ведущими мировыми производителями. С другой стороны, объемы продаж гражданской авиационной техники российского производства находятся на крайне низком уровне, и внутренний рынок авиаперевозок практически полностью переориентировался на использование иностранных воздушных судов.

     Кроме того, в условиях сохраняющейся нестабильной ситуации в мировой экономике, а  также возможного вступления России в ВТО (необходимо учитывать ограничения, предусмотренные Соглашением о  торговле гражданской авиа-техникой) в среднесрочной перспективе ожидаются ограничения по объемам и структуре государственной финансовой поддержки развития отрасли. В данных условиях особая роль отводится антикризисному управлению предприятием, позволяющему самостоятельно предотвратить возникновение кризисных явлений, разработать меры по организации деятельности в кризисных условиях и использовать внутренний потенциал предприятия для получения максимальной выгоды.

     С учетом вышеизложенного, можно сделать  вывод, что проблема разработки стратегии, позволяющей вывести предприятие  из кризисного состояния и обеспечить перспективу его развития в рамках авиастроительной отрасли с учетом специфики деятельности и индивидуальных условий хозяйствования, является в  настоящее время особо актуальной.

     Актуальность  темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью комплексного изучения теоретических и практических аспектов разработки мероприятий по финансовой стабилизации предприятий авиационно-промышленной отрасли России.

    Цель  выпускной квалификационной работы – разработать антикризисную  стратегию предприятия авиастроительной отрасли в условиях современного состояния авиационной промышленности.

    Реализация  поставленной цели обусловила необходимость  формулировки и решения следующих  задач:

  • изучить механизм и изменения современного рынка авиастроения;
  • определить влияние внешних и внутренних факторов кризисного состояния на примере предприятия авиастроительной отрасли;
  • изучить принципы разработки антикризисной стратегии;
  • проанализировать возможности и особенности использования методического инструментария с учетом условий хозяйствования предприятий авиастроительной отрасли;
  • разработать, применимую на практике антикризисную стратегию на примере авиастроительного предприятия, состояние которого характеризуется как кризисное.

     Объектом  исследования является авиастроительное предприятие, характеризующееся кризисным  состоянием.

     Предметом исследования являются процессы финансово-хозяйственной деятельности предприятия авиастроительной отрасли, а также показатели, характеризующие их финансовое состояние и уровень деловой активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 

    1. Принципы  формирования  и классификация экономических стратегий антикризисного управления
 

     Антикризисное управление по своей природе является стратегическим и должно базироваться на основе использования сбалансированных и обоснованных стратегий. В экономической  литературе существует достаточно большое  количество определений стратегии, различных по своей сути и отражающих философские, процессуальные, поведенческие, результативные, структурные и другие аспекты данной категории. Наиболее часто используется определение, согласно которому стратегия - это долгосрочный курс развития предприятия, способ достижения перспективных целей, которые предприятие  определяет для себя самостоятельно, руководитель собственными размышлениями  в рамках своей политики. Можно  сказать, что стратегия:

  • дает определение основных направлений и путей достижения целей выживания и развития предприятия в долгосрочной перспективе на основе концентрации усилий на определенных приоритетах;
  • является способом установления взаимодействия предприятия с внешней средой;
  • формируется на основе обобщенной, не всегда полной и достаточной информации;
  • постоянно уточняется в процессе деятельности, чему благоприятствуют налаженные обратные связи;
  • имеет слаженную внутреннюю структуру;
  • является основой для разработки стратегических планов, проектов;
  • является основным содержательным элементом деятельности высшего руководства.

     Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они  включают комплекс мер в области  планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических  и других мероприятий с целью  обезопасить фирму от угрозы банкротства  или существенного спада и  создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в  производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность  действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его  причины можно исследовать и  сделать соответствующие коррективы в стратегии поведения, смягчающей последствия спада.

     Выделяются  внешние и внутренние факторы, которые приводят к спаду. Спад характеризуется следующими признаками: падения прибыльности, объема продаж, возрастание уровня финансовой зависимости, проблемы ликвидности в показателях текущей и срочной ликвидности, значительная текучесть персонала, уменьшение доли рынка.

     Кризисное состояние экономики, падение объемов  промышленного производства, рост взаимных неплатежей, нехватка оборотных средств  обусловливают необходимость разработки на предприятии стратегий антикризисного управления.

     Антикризисное управление представляет собой процесс  преодоления кризисного состояния  предприятия, возникающего по причинам как объективного, так и субъективного  характера.

     На  практике антикризисное управление заключается в выработке и  применении комплекса мер, способных  обеспечить качественные изменения  в производстве и сбыте. На предприятиях подобная система мер реализуется  с помощью разработки экономических  стратегий, направленных прежде всего  на упорядочение финансовых потоков  и получивших название финансового  оздоровления. При этом стратегия  рассматривается как долгосрочное развитие предприятия и системы  его взаимоотношений с внутренней и внешней средой, ведущее предприятие  к достижению намеченных целей.

     Исследованию  содержания и роли экономической  стратегии предприятия посвящены  многие научные отечественные и  зарубежные публикации. Стратегия, например, японской корпорации понимается как  система долговременного распределения  ресурсов, дающая представление о  будущем положении компании на рынке.

     В американском менеджменте стратегия  представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и  распределения ресурсов компании. При  этом выделяется портфельная стратегия, которая связывается с управлением  собственностью (ее приобретением и  продажей), и деловая стратегия, цель которой - достижение конкурентных преимуществ.

     Таким образом, стратегия предприятия  определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать  инфраструктуру, адаптировать предприятие  к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию действий.

     Отсутствие  единого взгляда на понятие экономической  стратегии обусловлено особенностями  национальных рыночных отношений, а  также уровнем их регулирования  со стороны государства. Анализ российской практики хозяйствования с этой точки зрения позволяет выделить специфические моменты антикризисного управления.

     На  основании изучения практики устойчиво  работающих предприятий выделены следующие  элементы экономической стратегии  промышленного предприятия2 (рис.2.).

     1. Стратегия промышленного предприятия  как процесс целенаправленного  развития, который предполагает: постановку  обоснованных целей и задач;  выделение определенных принципов  действий (сбалансированность, системный  подход, рациональность); приоритетность  действий; (выделение значимых проблем  и их ранжирование).

     2. Направления работы по достижению  целей предприятия (основные составляющие  экономической стратегии).

     3. Основные вопросы разработки экономической стратегии (в области маркетинга, производства, инновационной деятельности.

     4. Основные этапы разработки стратегии  (рис.3.).

     5. Условия действенности стратегии:

     - охват всех сфер деятельности предприятия;

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии для авиастроительного предприятия в условиях современного состояния авиационной промышленности