Антикризисные стратегии управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Кризисные ситуации могут возникать в развитии любой экономической системы, которая может представлять собой страну, регион, отрасль или предприятие. Кратковременные кризисные ситуации могут влиять на производственно-экономическую деятельность предприятия лишь в некоторой степени и, как правило, регулируются с помощью обычных оперативных мероприятий. Однако, если предприятие не в состоянии своевременно реагировать на «симптомы» возможного наступления той или иной кризисной ситуации и не предпринимает своевременные меры по устранению этих «недугов» в целом, тогда кризис переходит в «хроническое» состояние и, как следствие, дальнейшее неэффективное (убыточное) существование предприятия может привести к «фатальному исходу», то есть – банкротству.

Файлы: 1 файл

антикризисные стратегии.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Кризисные ситуации могут возникать  в развитии любой экономической системы, которая может представлять собой страну, регион, отрасль или предприятие. Кратковременные кризисные ситуации могут влиять на производственно-экономическую деятельность предприятия лишь в некоторой степени и, как правило, регулируются с помощью обычных оперативных мероприятий. Однако, если предприятие не в состоянии своевременно реагировать на «симптомы» возможного наступления той или иной кризисной ситуации и не предпринимает своевременные меры по устранению этих «недугов» в целом, тогда кризис переходит в «хроническое» состояние и, как следствие, дальнейшее неэффективное (убыточное) существование предприятия может привести к «фатальному исходу», то есть – банкротству.

Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что для выживания в условиях рыночной экономики и недопущения банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности до момента наступления кризиса, а также находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.

Цель курсовой работы состоит в  изучении теории антикризисного управления и проведении анализа финансового  состояния предприятия.

Задачи курсовой работы заключаются в рассмотрении и в правильном выборе эффективных стратегий антикризисного управления при оценке кризисной ситуации. Антикризисные стратегии, в определенной степени, не позволяют кризисным ситуациям перейти в «хаотичное», бесконтрольное состояние, и, при адекватной оценке ситуации, дают возможность разработать комплекс эффективных мер, направленных на позитивное решение последствий кризиса, а именно, продлить жизнедеятельность предприятия, способствовать его возрождению и обеспечить его конкурентоспособность на рынке на прежнем или более высоком уровне. Решение именно этих задач подразумевает система мер, именуемая антикризисным управлением.

Антикризисное управление – одна из самых динамично развивающихся  отраслей экономики и права, как в зарубежной, так и в Российской практике. Его нормативно-правовую базу составляет законодательство о банкротстве1, которое функционирует в России уже более восьми лет. Связи с тем, что антикризисное управление является молодой наукой, оно постоянно совершенствуется и дополняется новыми методиками. Следовательно, в настоящее время, антикризисные стратегии по выходу предприятия из кризисного положения являются активным инструментом регулирования деятельности организаций в российской экономике.

Объектом исследования является система антикризисного управления предприятием.

Предмет исследования – основные стратегии антикризисного управления предприятием.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения рекомендаций и методов по эффективным стратегиям антикризисного управления в процессе вывода предприятий из кризиса.

В данной курсовой работе мною рассмотрены  актуальные проблемы и стратегии антикризисного управления предприятием, а также их практическое применение на примере авиапредприятия ОАО АК «Трансаэро».

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие, цели и принципы антикризисного управления

В общем понимании, управлять – это принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах выполняет определенные функции, которые направлены на сохранение структуры системы, поддержание её режимов деятельности и процессов, реализацию программ и планов деятельности.

Антикризисное управление должно обеспечить антикризисное развитие организации, т.е. социально-экономической системы, как в условиях кризиса, так и в период его возможного наступления. Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.

В экономической литературе существует масса определений антикризисного управления или того же самого антикризисного менеджмента. 

В одних случаях, под термином «антикризисное управление» понимают управление предприятием в условиях общего экономического кризиса, в других - управление предприятием на пороге банкротства, авторы третьего понятия связывают антикризисное регулирование с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Кован С.Е. и другие отмечают, что  антикризисное управление – такой  вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения  кризисов, смягчения их последствий  и использования факторов кризисов для развития организации2.

Аналогичное по смыслу определение антикризисному  управлению дают авторы учебного пособия по теории и практике антикризисного управления Захаров В.Я. и другие: «Антикризисное управление – это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса»3.

У профессора Грязновой А.Г. антикризисное регулирование рассматривается как комплекс мероприятий, которые включают в себя не только предварительную диагностику кризисной ситуации, но и методы по её устранению и преодолению: «Антикризисный менеджмент – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный и системный характер. Она направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений, посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в большей степени на собственные ресурсы»4.

В учебном модуле «Антикризисное управление» под редакцией Кошкина В.И. предлагается несколько иное объяснение: «Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации»5.

Антикризисное управление в широком  смысле – это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности, риска. В этом случае, антикризисное  управление применяется на любом  предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).

Антикризисное управление в узком  смысле – это предотвращение банкротства  предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.

К целям и задачам антикризисного управления относится:

  1. предвидение кризиса и адекватная (с учетом степени угрозы) подготовка к нему;
  2. воспрепятствование опасным факторам кризиса;
  3. управление динамикой развития кризиса (ускорение, замедление, смягчение и усиление);
  4. обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии;
  5. ослабление негативных последствий кризиса;
  6. использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Рассмотрим, на каких принципах базируется система антикризисного регулирования. К числу основных принципов относятся:

  • ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, вероятность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременной ее нейтрализации;
  • срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому, чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем больше у предприятия будут возможности для восстановления;
  • адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае, не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или же предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно);
  • полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать в основном на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием.

 

    1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

Любую ситуацию, в которой предприятие  не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы  этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей.

Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной  ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

  • внешние причины, которые не зависят от предприятия или когда предприятие не может повлиять на них в значительной степени;
  • внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Таблица 1

Влияние внешних факторов на возникновения кризисных ситуаций6

Факторы

Проявление кризисных  факторов

Возможные последствия

Состояние

национальной

экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек

Политические факторы

Отношение государства  к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д.

Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Правовые факторы

Недостаточное антимонопольное

регулирование; ограниченное

регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы

Повышение предприятиями-монополистами  доходов за счет повышения цен  на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция

Технологические факторы

Низкие расходы государства  на науку и технику; низкий технический уровень

Технологический застой,   низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Медленный темп роста  выручки; задержки поставок сырья и материалов; низкое качество сырья, материалов

Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции


 

Внутренние факторы, возникающие  в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился ли объем продаж за последние два года или наоборот,  уменьшился. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара. Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек – затраты на энергоносители.

Информация о работе Антикризисные стратегии управления предприятием