Разработка кадровой политики предприятия на примере СПК (колхоз) «Родина»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить теоретические основы, проанализировать хозяйственную деятельность и наметить пути совершенствования кадровой политики СПК (Колхоз) «Родина» Сакмарского района, Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть теоретические аспекты кадровой политики; изучить деятельность предприятия, его функции, цели, задачи, состояние кадровой работы; выявить проблемы и предложить мероприятия по совершенствованию кадровой политики в СПК (Колхоз) «Родина».

Оглавление

Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты разработки кадровой политики 7
1.1 Сущность кадровой политики 7
1.2 Особенности государственной кадровой политики в аграрном секторе экономики на современном этапе 12
Глава 2 Анализ состояния производства и трудовых ресурсов в СПК Колхоз «Родина» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика хозяйства 20
2.2 Анализ трудовых ресурсов и кадрового состояния
СПК (Колхоз) «Родина» 30
2.3 Организация проведения аттестации кадров в СПК (Колхоз) «Родина» как элемент формирования кадровой политики 39
Глава 3. Основные направления разработки и совершенствования кадровой политики 46
3.1 Формирование механизма ресурсного обеспечения и реализации кадровой политики 46
3.2.Основные направления совершенствования кадровой политики 48
3.2.1. Определение направления, целей и задач кадровой политики 48
3.2.2. Совершенствование организационной и управленческой структуры, как фактор организационного обеспечения кадровой политики 52
3.2.3.Совершенствование подготовки, переподготовки и аттестации кадров 55
3.2.4 Отражение мотивационных факторов в кадровой политике 61
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Разработка кадровой политики предприятия5555.doc

— 668.00 Кб (Скачать)

     Можно выделить два уровня государственной  кадровой политики в АПК – уровень  субъекта РФ и федеральный, но четко отграничить один от другого невозможно, так как полномочия государства в данной сфере в данном случае дублируются на федеральном уровне и уровне субъекта. Из исключительно федеральных полномочий можно выделить только лицензирование образовательных учреждений системы аграрного образования.

     В качестве основных блоков (или направлений) государственной кадровой политики в АПК нам представляется возможным  выделить следующие:

  • обеспечение профессиональной подготовки кадров для сельского хозяйства;
  • обеспечение возможностей для профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий АПК;

     совершенствование социальных механизмов профессионализации кадров АПК. [12; 16; 34; 36]

     Кадровый  состав предприятий АПК России на современном этапе характеризуется  рядом негативных тенденций.

     С момента начала преобразований в  экономике (примерно с 1990 года) численность  работников в сфере АПК России (без учета фермерских хозяйств) сократилась  с 9,5 до 3,6 млн. человек. [10]

     Качественный  состав кадров АПК можно охарактеризовать по нескольким направлениям. Это - обеспеченность сельскохозяйственных предприятий  кадрами (заполнение вакансий), уровень  профессионального образования, возрастной состав. Также значимым показателем для характеристики кадрового состава является удельный вес специалистов определенных профессий в общей численности и половозрастной состав. В 2002-2004 годах сельскохозяйственные предприятия были обеспечены специалистами в среднем на 79%, из них с высшим образованием на 31% и со средним – на 53%. При этом в 38 субъектах Российской Федерации обеспеченность специалистами составила 71-80%, в 34 – 81-90%, в 4 – более 90%. В 7 субъектах Российской Федерации сельскохозяйственные предприятия обеспечены специалистами лишь на 70% . [10]

     Сокращение  числа специалистов идет одновременно с ростом общего числа сельскохозяйственных предприятий. Это ведет к резкому  снижению насыщенности сельскохозяйственного  производства кадрами с высшим и  средним профессиональным образованием. Наиболее значительные потери понесла техническая служба хозяйств, где насыщенность специалистами (отношение общего количества специалистов данной специализации к количеству хозяйств) упала в 2,4 раза. За период с 1990 года насыщенность хозяйств специалистами с высшим профессиональным образованием уменьшилась в 1,7, а со средним – в 1,9 раза.[10]

     Продолжает  уменьшаться удельный вес руководителей  с высшим образованием за счет роста  доли руководителей со средним образованием и без специального образования. Растет численность руководителей, достигших пенсионного возраста наряду с сокращением количества руководителей в возрасте до 30 лет. Общая тенденция для всех специалистов и для руководителей – рост удельного веса женщин в сельскохозяйственных предприятиях.

     Уменьшение  общего числа и удельного веса руководителей и специалистов с  высшим образованием, «старение» кадров ведет к снижению общего профессионального  уровня руководящих кадров и специалистов АПК. Все это усугубляется высокой сменяемостью руководителей (в последние годы она колеблется в пределах 10%-15%, а в ряде субъектов в достигла 25%) На настоящий момент более 40 процента руководителей хозяйств работает в данной должности менее трех лет. Из числа руководителей, не имеющих высшего либо среднего профессионального образования, только каждый пятый обучается в аграрных образовательных учреждениях по заочной форме обучения.

     Отсутствие  опыта руководящей работы, а также  знаний руководителей в области  управления современным предприятием и рыночной экономики существенно снижает эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий.

     Крайне  отрицательное влияние на решение  проблемы кадрового обеспечения  АПК, восстановление эффективной системы  работы с сельскохозяйственными  кадрами оказывает и нынешнее социально-экономическое положение большинства подразделений АПК, социальное положение и моральное состояние людей, живущих и работающих на селе.

     Исследования  показывают, что социальный климат на селе характеризуется в последние  годы неуверенностью жителей в завтрашнем дне, в  перспективах профессиональной деятельности. Привлекательность сельских профессий и имидж сельского труженика в настоящее время не сравнимы с теми, которые существовали 20-30 лет назад.[12; 13]

     Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация труда, бедственное материальное положение и угнетенное психологическое состояние не способствуют ни росту квалификации и профессионального мастерства, ни переподготовке кадров на новые профессии и специальности, ни самообразованию.

     Все это делает невозможным полноценную  профессионализацию кадров АПК. Профессионализация – явление, предусматривающее соединение личностного (самореализация личности, карьера) и социально-экономического аспектов (приобретение человеком социально значимой профессии, трудоустройство по выбранной профессии, совершенствование профессионального мастерства, появление профессиональной культуры, социальное одобрение профессии, соответствующее материальное вознаграждение и социальная защищенность).

     Применительно к сфере сельскохозяйственного  производства России на современном  этапе профессионализация подразумевает  приобретение человеком профессии, востребованной в агарном секторе  и престижной (уважаемой) в обществе, трудоустройство в соответствии с полученной профессией на сельскохозяйственное предприятие при достойном материальном вознаграждении, способном обеспечить достойный для данного этапа развития общества уровень жизни, совершенствование человека в выбранной профессии в соответствии с потребностями развития экономики и реформирования ее аграрного сектора, его карьерный рост, обеспечение реализации всех уровней потребностей человека на уровне комфортной социальной среды (при достижении целей устойчивого развития сельских территорий).

     Таким образом, определение государственной  кадровой политики в АПК тесно  связано с понятием профессионализации кадров отрасли, а именно обеспечение профессионализации кадров АПК является одновременно целью государственной кадровой политики и основным ее направлением.

     Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Профессиональное развитие персонала – процесс подготовки сотрудника к выполнению новых для него производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, т.е. развитию новых компетенций.

     Можно выделить три основных направления  профессионального развития, которые  могут быть реализованы в организации  – управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры.

     Очевидно, что большинство предприятий  АПК России в современных условиях не уделяют должного внимания кадровой политике – если профессиональное обучение (прежде всего внутриорганизационное) в той или иной мере присутствует, то планирование карьеры и работа с резервом руководителей как средства профессионального развития персонала, а также этап определения потребностей в профессиональном развитии кадров отсутствуют практически полностью. В таких условиях роль государства, наряду с методическим обеспечением кадровой политики предприятия, заключается в обеспечении возможности профессионализации каждого специалиста отрасли – через обеспечение возможностей получения образования, трудоустройства в соответствии с полученной специальностью, а в дальнейшем – через обеспечения доступа к профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

     Региональные  программы кадрового обеспечения  АПК реализуются прежде всего  по трем направлениям: подготовка кадров, профессиональная переподготовка, государственная финансовая поддержка специалистов.

     Анализ существующей государственной кадровой политики в АПК на уровне Российской Федерации  и отдельных ее субъектов выявил ряд проблем в ее реализации, а  именно:

  • недостаточная обеспеченность сельскохозяйственного производства специалистами (наличие вакансий на предприятиях, которые не могут быть заполнены по причине отсутствия на открытом рынке труда специалистов необходимой квалификации, либо по причине низкого уровня оплаты труда и плохих социально-бытовых условий);
  • низкий уровень профессионального образования кадров АПК – налицо тенденция к сокращению специалистов, имеющих профессиональное образование в области сельскохозяйственного производства, рост числа специалистов, имеющих только практический опыт и даже не имеющих такового;
  • «старение» кадров, нежелание молодых специалистов работать на селе, что опять же приводит к низкому уровню профессиональной подготовки кадрового состава АПК;
  • высокая сменяемость, и, следовательно, недостаточная опытность руководителей сельскохозяйственных предприятий, вызванная прежде всего отсутствием экономической стабильности в сельскохозяйственном производстве.[13; 16; 34; 36]

     Кадровая  политика в сфере профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов характеризуется следующими негативными факторами:

  • несовершенство системы отбора студентов при приеме;
  • меньше половины выпускников учебных заведений получают направления на работу, остальные вынуждены трудоустраиваться самостоятельно, что часто затруднено;
  • развернутый анализ потребности предприятий АПК в специалистах не проводится регулярно, поэтому сегодняшние выпускники не всегда востребованы по полученным специальностям в тех районах, куда они отправились после обучения;
  • во многих хозяйствах по-прежнему в упадке производство, нет вакансий, а на имеющихся, слишком мала заработная плата;
  • престижность работы в сельском хозяйстве очень низкая, это вызвано отсутствием социальной защищенности и плохими социально-бытовыми условиями для специалистов.[3; 34; 36]

     В области обеспечения профессионального  развития персонала АПК также  имеются проблемы:

  • несовершенство существующих методов оценки потребностей в профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров АПК;
  • отсутствие у предприятий достаточных финансовых ресурсов для организации подготовки и повышения квалификации кадров;
  • отсутствие методических материалов для организации профессионального развития персонала на предприятиях сельского хозяйства;
  • несовершенство (отрыв от реальных потребностей) программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • отсутствие действенных механизмов контроля эффективности обучения.[10; 12; 13; 36]

     Также остро стоят социальные проблемы российского села – это низкий уровень информационного обеспечения, социальная незащищенность, низкий уровень заработной платы, отсутствие достойного жилья, неразвитая социальная сфера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ состояния производства и трудовых ресурсов  в СПК Колхоз «Родина»                                                                                                      

2.1 Анализ хозяйственной деятельности 

          СПК (Колхоз) «Родина» организован в марте 1983 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 19 ноября 1982 года № 346.  Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печати и штампы.

        Основной целью предприятия является  хозяйственная деятельность, направленная  на удовлетворение потребностей  населения в сельскохозяйственной  продукции и получение прибыли посредством реализации экономических интересов собственника имущества предприятия и удовлетворения социальных нужд работников коллектива.

     Предметами  деятельности предприятия являются: производство и реализация сельскохозяйственных культур; заготовка и реализация мясных продуктов; производство животноводческой продукции; внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Информация о работе Разработка кадровой политики предприятия на примере СПК (колхоз) «Родина»