Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования обуславливает решение ряда задач:
- охарактеризовать экономическую сущность производительности труда;
- изучить показатели и методы измерения производительности труда;
- охарактеризовать факторы роста производительности труда;
- проанализировать производительность труда в СООО «Златко»;
- предложить пути повышения производительности труда в СООО «Златко».
Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа материальных ресурсов в промышленной организации 7
1.1 Экономическая сущность, значение и классификация материальных ресурсов в промышленной организации 7
1.2 Источники информации и методика анализа материальных ресурсов в промышленной организации 11
1.3 Краткая экономическая характеристика организации 14
2 Анализ материальных ресурсов в промышленной организации 21
2.1 Анализ поставок сырья и материалов организации 21
2.2 Анализ запасов сырья и материалов организации 34
2.3 Анализ использования материальных ресурсов организации 43
3 Пути повышения производительности труда на СООО «Златко» 47
3.1 Пути повышения производительности труда за счет совершенствования материально-технической базы и организации торгово-технологического процесса 47
3.2 Пути повышения производительности труда за счет трудовых факторов 57
Заключение 68
Список использованных источников
- производство спецодежды и верхней одежды;
- деятельность агентов по торговле товарами широкого ассортимента;
- оптовая торговля фруктами и овощами, мясо- молочными продуктами;
- оптовая торговля алкогольными и безалкогольными напитками;
- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки.
Уставный фонд Предприятия сформирован в неденежной форме и составляет 2 353 000 (два миллиона триста пятьдесят три тысячи) белорусских рублей.
На момент государственной регистрации Предприятия уставный фонд сформирован полностью.
Имущество Предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Предприятия.
Источниками формирования имущества Предприятия являются:
- денежные и не денежные вклады Учредителя;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг;
- доходы от ценных бумаг;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Учредитель определяет должна ли прибыль или какая-либо часть прибыли изыматься или оставаться в распоряжении Предприятия для удовлетворения его потребностей, таких как, например, в капитале, расширении производства, обслуживании или погашении долга и т.д.
Прибыль, остающаяся в распоряжении Предприятия, направляется в фонды Предприятия, формируемые по решению Учредителя. Порядок использования фондов Предприятия определяется Учредителем.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты. При безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – при поступлении средств в кассу организации.
Прибыль организации формируется с учетом всех затрат, осуществляемых организацией. Для определения налогооблагаемой прибыли организация руководствуется налоговым учетом прибыли.
Учет финансовых результатов и формирование нераспределенной прибыли производится по окончании отчетного года. Предусматривается прямое отражение фактического использования прибыли без формирования фондов.
Убытки, понесенные Предприятием, покрываются из резервного фонда.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Учредителя.
Хозяйственная деятельность предприятия. Предприятие на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработных средств, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед государством, юридическими и физическими лицами. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги.
Отношения Предприятия с другими субъектами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен, организует свое материально-техническое обеспечение путем приобретение ресурсов на рынке товаров и услуг.
СООО «Златко» - магазин-кулинария второй наценочной категории, реализующая полуфабрикаты и готовую продукцию.
Формат заведения: предприятие общественного питания, имеющее кулинарию и бар.
Магазин-кулинария состоит из трех отделов и бара на 20 посадочных мест. Общая площадь, включая кухню и подсобные помещения – 180 кв.м.
Помещение полностью соответствует нормативно-техническим и санитарно-гигиеническим требованиям для размещения предприятия общественного питания.
СООО «Златко» в своем распоряжении имеет:
- туалетные комнаты оборудованы электрополотенцами, зеркалами, горячей и холодной водой, туалетным мылом, бумагой;
- 3 торговых отдела кулинарии;
- бар;
- административное помещение;
- производственные цеха;
- складские помещения.
В магазине-кулинарии имеются следующие производственные цеха: горячий, холодный, овощной и моечная кухонной посуды. Есть складские помещения, расположенные в подвале, экспедиция, раздаточная линия.
Планировка помещения предусматривает поточность технологического процесса, исключая встречные потоки сырья и готовой продукции, а так же встречного движения посетителей и персонала, технологическое оборудования размещено с учетом свободного доступа к нему.
Целевая аудитория: местные жители, семьи с детьми.
Меню в баре: основу меню составляют несложные блюда быстрого приготовления, также предложен большой выбор фирменных десертов и выпечки. Напитки представлены кофе, чаем, детскими коктейлями, взрослыми слабоалкогольными коктейлями, пивом и вином.
СООО «Златко» имеет хозяйственные связи со многими поставщиками, в частности, с Молодечненским, Витебским, Глубокским мясокомбинатами, Браславским пищевым комбинатом, Полоцким хлебозаводом, ОАО "Полоцкий молочный комбинат", ОАО "Витебскмясомолпром " и др.
Проанализируем экономическую деятельность и СООО «Златко» . Для анализа берем показатели за 2010 и 2011 годы (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Основные показатели экономической деятельности СООО «Златко» за 2010-2011 гг.
Показатели |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
Отклоне-ние, (+, -) |
Темп роста, % |
Товарооборот общий |
млн. руб. |
529,4 |
700 |
170,6 |
132,2 |
- в действующих ценах | |||||
- в сопостовимых ценах |
млн. руб. |
529,4 |
625 |
95,6 |
118.1 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
307,4 |
411 |
103,6 |
133,7 | |
Валовой доход |
млн. руб. |
222 |
289 |
67 |
130,2 |
Уровень валового дохода, в % к товарообороту |
% |
41,9 |
41,3 |
-0,6 |
98,5 |
Расходы на реализацию |
млн. руб. |
230 |
266 |
36 |
115,7 |
Уровень расходов от реализации, в % к товарообороту |
% |
43,4 |
38,0 |
-5,4 |
- |
Прибыль от реализации: |
|||||
- сумма |
млн. руб. |
-8,0 |
23,0 |
31,0 |
- |
- в % к товарообороту |
% |
-1,5 |
3,3 |
4,8 |
- |
Прибыль (убыток) отчетного периода: |
|
|
|
|
|
- сумма |
млн. руб. |
-8,0 |
23,0 |
31,0 |
- |
- в % к товарооборот |
% |
-1,5 |
3,3 |
4,8 |
- |
Налог на прибыль и платежи |
млн. руб. |
- |
9 |
9 |
- |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
-8 |
14 |
22 |
- |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
19 |
20 |
1 |
105 |
Производительность труда |
|||||
- исходя из товарооборота в действующих ценах |
млн. руб. |
27,9 |
35,0 |
7,1 |
125,6 |
- исходя из товарооборота в сопостовимых ценах |
млн. руб. |
27,9 |
31,2 |
3,3 |
111,8 |
Прибыль отчетного периода на одного работника |
млн. руб. |
-0,4 |
1,2 |
1,6 |
- |
Торговая площадь |
кв. м. |
112 |
112 |
0 |
100 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
млн. руб. |
4,7 |
6,3 |
1,5 |
132,2 |
Прибыль от реализации на 1 м2 торговой площади |
млн. руб. |
-0,1 |
0,2 |
0,3 |
- |
Площадь торгового зала на 1 работника |
кв. м |
5,9 |
5,6 |
-0,3 |
95 |
Число мест на 1 работника |
колич. |
2,7 |
2,8 |
0,1 |
102 |
Примечание. Источник: составлено автором по данным отчета о прибылях и убытках (см. приложение 1).
Товарооборот СООО «Златко» за 2011 год составил 700 млн.руб., по сравнению с 2010г. увеличился на 170,6 млн.руб. (или 32,2%), что связано с увеличением объема розничного товарооборота. Произошли изменения в общем объеме товарооборота.
На развитие товарооборота большое влияние оказывает повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары в 2011 году к 2010 г. составил 1,12. Чтобы изучить влияние ценового фактора на изменение товарооборота в динамике, из фактического товарооборота 2011 года вычтем сопоставимый объем товарооборота. Фактический товарооборот 2011 г. в сопоставимых ценах равен 625 млн.руб. (700:1,12). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот СООО «Златко» увеличился на 75 млн.руб. (700-625), что составляет 14,2% к товарообороту 2010 года.
Себестоимость реализованной продукции в 2011 г. составила 411 млн.руб., увеличилась по сравнению с 2010г. на 103,6 млн.руб. или на 33,7%. Расходы на реализацию в течение 2010-2011гг. увеличились на 36 млн.руб. или на 15,7% и в 2011 г. составили 266 млн.руб. Доля расходов на реализацию в общем объеме товарооборота уменьшилась на 5,4%: с 43,4% до 38%.
Валовой доход предприятия в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 годом на 67 млн.руб. и составил 289 млн.руб. Уровень валового дохода уменьшился за анализируемый период с 41,9% до 41,3%, т.е. на 0,6%. Увеличение суммы валового дохода связано с ростом товарооборота предприятия в течение рассматриваемого периода.
Убыток от реализации в 2010 году составил 8 млн.руб., а в 2011 году прибыль от реализации составила 23 млн.руб.
В 2010-2011гг. предприятие не получало прибыли от операционных и внереализационных операций. Прибыль за 2011 г. составила 23 млн.руб. или 3,3% к товарообороту.
Среднесписочная численность работников предприятия за исследуемый период увеличилась на 1 человека – с 19 человек в 2010 г. до 20 человек в 2011г.
Уровень производительности труда в магазине-кулинарии возрос в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 7,1 млн.руб./чел или на 25,6% в действующих ценах и на 3,3 млн.руб./чел. или на 11,8% в сопоставимых ценах.
В целом, по итогам проведенного анализа СООО «Златко» можно сделать вывод о его устойчивом финансово-экономическом положении. Несмотря на финансовый кризис, предприятие и в этих тяжелых условиях работает прибыльно.
СООО «Златко» должно тщательно следить за состоянием своих товарных запасов и товарооборачиваемостью. Поскольку оборот товарных запасов находится в прямой зависимости от объема реализации товаров, то необходимо использовать методы стимулирования сбыта и ускорения оборачиваемости товарных запасов. Способом ускорения оборачиваемости товарных запасов является вложение оптимальных средств в приобретение товарных запасов. Это означает, что на основании данных учета и анализа движения товарных запасов рассчитывают показатели оборачиваемости запасов с тем, чтобы определить, какой темп оборачиваемости является оптимальным для каждой группы товаров. Также следует отметить, что оптимизация товарооборачиваемости имеет большое значение в работе торговой организации, так как чем выше показатели оборачиваемости товарных запасов, тем выше показатели ликвидности этой организации.
Основой успешной работы предприятия является бесперебойное и регулярное снабжение сырьем, продуктами, товарами и т.д.
Снабженческая деятельность СООО «Златко» основывается на следующих принципах:
- минимальная закупочная цена;
- поставка необходимого ассортимента товаров в необходимом количестве и только высокого качества;
- своевременность и периодичность завоза сырья;
- лояльное и гибкое отношение
к компании со стороны поставщи
Сырье непосредственно поступает на производство, и приемка сырья происходит с участием производственного персонала: заведующим производством или начальником цеха, бригадиром подразделения для которого предназначается сырьё. В СООО «Златко» используются следующие критерии выбора поставщиков:
- качество поставляемого товара;
- оптимальное соотношение цены и качества;
- стабильность поставок;
- репутация поставщика; выполнение им договорных обязательств;
- широта и глубина ассортимента, превосходящая конкурентов;
- гибкость ценовой политики (скидки), предоставление самых низких цен, бонусы;
- получение лучших условий по срокам оплаты товара;
- скорость реагирования на
- ежемесячно проводится
Запасы сырья и товаров создаются на предприятии общественного питания в целях обеспечения его бесперебойной производственно-торговой деятельности. В товарных запасах учитываются запасы всех товаров, имеющихся в наличии у предприятия, числящиеся на балансе и предназначенные для текущего хранения. В объем товарных запасов не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально-технического снабжения; запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях; товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы на инкассо в учреждения банков. Особенности запасов на предприятии общественного питания состоят в том, что они связаны с процессом производства и с процессом обращения. Процесс производства на предприятии общественного питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, то есть запасов готовой продукции, изготовленной предприятием, и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации.
Фактические товарные запасы по розничной торговле в 2010 г. по СООО «Златко» составили:
- на 01.01 – 37,5 млн. руб.;
- на 01.02 – 31,5 млн. руб.;
- на 01.03 – 51,2 млн. руб.;
- на 01.04 – 29,0 млн. руб.;
- на 01.05 – 51,2 млн. руб.;
- на 01.06 – 50,4 млн. руб.;
- на 01.07 – 54,5 млн. руб.;
- на 01.08 – 31,2 млн. руб.;
- на 01.09 – 35,6 млн. руб.;
- на 01.10 – 36,4 млн. руб.;
- на 01.11 – 38,9 млн. руб.;
- на 01.12 – 39,7 млн. руб.;
- на 01.01 – 46,9 млн. руб.
Фактический товарооборот за 2010 г. равен 529,4 млн. руб. Товарные запасы в днях по предприятию за 2010 г. составили:
- на 01.01 37,5 : (529,4 : 360) = 25,5;
- на 01.02 31,5 : (529,4 : 360) = 21,4;
- на 01.03 51,2 : (529,4 : 360) = 34,8;
- на 01.04 29,0 : (529,4 : 360) = 19,7;
- на 01.05 51,2 : (529,4 : 360) = 34,8;
- на 01.06 50,4 : (529,4 : 360) = 34,3;
- на 01.07 54,5 : (529,4 : 360) = 37,1;
- на 01.08 31,2 : (529,4 : 360) = 21,2;
- на 01.09 35,6 : (529,4 : 360) = 24,2;
- на 01.10 36,4 : (529,4 : 360) = 24,8;
- на 01.11 38,9 : (529,4 : 360) = 26,5;
- на 01.12 39,7 : (529,4: 360) = 27,0;
- на 01.01 46,9 : (529,4 : 360) = 31,9.
Норматив товарных запасов (в днях) на 2010 год по организации установлен в размере 27 дней. Таким образом, в 2010 году товарные запасы
- ниже норматива: на 01.01 – на -1,5 дня; на 01.02 – на 5,6 дня; на 01.04 – на 7,3 дня; на 01.08 – на 5,8 дня; на 01.09 – на 2,8 дня; на 01.10 – на 2,2 дня; на 01.11 – на 0,5 дня;
- завышены: на 01.03 – на 7,8 дня; на 01.05 – на 7,8 дня; на 01.06 – на 7,3 дня; на 01.07 – на 10,1 дня; на 01.01 – на 4,9 дня.
Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определим на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по формуле:
где Тдн – товарооборачиваемость в днях;
Д – количество дней анализируемого периода;
Т – товарооборот за изучаемый период;
З ср – средние товарные запасы.
, (2.2)
где З1, З2, …, Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
n – число дат, на которые взяты данные.
Определим товарооборачиваемость в 2010 году.
Фактические среднегодовые текущие товарные запасы в 2010 году по магазину-кулинарии равны:
= 40,98 млн.руб.
Товарооборачиваемость в днях в 2010 году составила:
дней.
Среднегодовые текущие товарные запасы в 2011 г. равны:
= 40,57 млн.руб.
Товарооборачиваемость в днях по магазину-кулинарии в 2011 г. составила:
дня.
Результаты анализа товарооборачиваемости по СООО «Златко» за 2010-2011гг. (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости за 2010-2011гг.
Показатели |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1. Товарные запасы |
|||||||
на 01.01 |
млн. руб. |
37,5 |
34 |
-3,5 |
90,7 | ||
на 01.02 |
млн. руб. |
31,5 |
28,6 |
-2,9 |
90,8 | ||
на 01.03 |
млн. руб. |
51,2 |
41,5 |
-9,7 |
81,1 | ||
на 01.04 |
млн. руб. |
29 |
28,7 |
-0,3 |
99,0 | ||
на 01.05 |
млн. руб. |
51,2 |
50,1 |
-1,1 |
97,9 | ||
на 01.06 |
млн. руб. |
50,4 |
52,3 |
1,9 |
103,8 | ||
на 01.07 |
млн. руб. |
54,5 |
56,1 |
1,6 |
102,9 | ||
на 01.08 |
млн. руб. |
31,2 |
31,7 |
0,5 |
101,6 | ||
Продолжение табл. 2.2 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
на 01.09 |
млн. руб. |
35,6 |
36,6 |
1 |
102,8 | ||
на 01.10 |
млн. руб. |
36,4 |
38,2 |
1,8 |
104,9 | ||
на 01.11 |
млн. руб. |
38,9 |
40,2 |
1,3 |
103,3 | ||
на 01.12 |
млн. руб. |
39,7 |
41,3 |
1,6 |
104,0 | ||
на 01.01 |
млн. руб. |
46,9 |
49 |
2,1 |
104,5 | ||
.Товарооборот в действующих ценах |
млн. руб. |
529,4 |
700 |
170,6 |
132,2 | ||
3.Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах |
млн. руб. |
40,98 |
40,57 |
-0,42 |
99,0 | ||
4.Время обращения товаров в днях (стр.3*360/стр.2) |
день |
27,9 |
20,9 |
-7,0 |
74,9 | ||
5.Скорость обращения товаров в оборотах (стр.2/стр.3) |
- |
12,9 |
17,3 |
4,3 |
133,6 |
Информация о работе Пути повышения производительности труда на СООО «Златко»