Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования обуславливает решение ряда задач:
- охарактеризовать экономическую сущность производительности труда;
- изучить показатели и методы измерения производительности труда;
- охарактеризовать факторы роста производительности труда;
- проанализировать производительность труда в СООО «Златко»;
- предложить пути повышения производительности труда в СООО «Златко».
Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа материальных ресурсов в промышленной организации 7
1.1 Экономическая сущность, значение и классификация материальных ресурсов в промышленной организации 7
1.2 Источники информации и методика анализа материальных ресурсов в промышленной организации 11
1.3 Краткая экономическая характеристика организации 14
2 Анализ материальных ресурсов в промышленной организации 21
2.1 Анализ поставок сырья и материалов организации 21
2.2 Анализ запасов сырья и материалов организации 34
2.3 Анализ использования материальных ресурсов организации 43
3 Пути повышения производительности труда на СООО «Златко» 47
3.1 Пути повышения производительности труда за счет совершенствования материально-технической базы и организации торгово-технологического процесса 47
3.2 Пути повышения производительности труда за счет трудовых факторов 57
Заключение 68
Список использованных источников
При выявлении резервов производительности труда выделяют регулируемые и нерегулируемые факторы. К регулируемым факторам обычно относят факторы, объединенные по своему содержанию и сущности в пять основных групп:
1. Материально-технические
- модернизации технологического, торгового и складского оборудования;
- замены морально устаревшего технологического и складского оборудования новым, более производительным;
- повышения уровня механизации: механизация ручных работ, внедрение средств малой механизации, комплексная механизация работ;
- автоматизация технологических процессов: установка станков-автоматов, автоматизированного оборудования, использование автоматических линий, автоматизированных систем торговли;
- внедрение новых прогрессивных технологий.
2. Социально-экономические факторы для предприятия общественного питания определяются качествами трудовых коллективов, их социально-демографическим составом, уровнями подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, системой ценностных ориентаций, стилем руководства в подразделениях и на торговом предприятии в целом и др.
3. Организационные факторы
а) Совершенствование организации управления:
- совершенствование структуры аппарата управления;
- совершенствование систем
- улучшение оперативного
- внедрение и развитие
- включение в сферу действия АСУП максимально возможного количества процессов и объектов.
б) Совершенствование организации общественного питания:
- улучшение материальной, технической и кадровой подготовки;
- улучшение организации функцион
- совершенствование организации вспомогательных служб и хозяйств (транспортного, складского, энергетического, инструментального, хозяйственного и других видов обслуживания).
в) Совершенствование организации труда:
- улучшение разделения и
- внедрение передовых методов и приемов труда;
- совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;
- внедрение технически
- внедрение гибких форм
- профессиональный подбор кадров, улучшение их подготовки и повышение квалификации;
- улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;
- совершенствование систем
4. Структурные факторы –
5. Отраслевые факторы.
Регулируемые факторы оказывают на производительность труда опосредованное влияние. Так, повышение благосостояния работников, изменения в системе оплаты труда могут оказать влияние на производительность через повышение удовлетворенности трудом, рост заинтересованности в его результатах. К регулируемым факторам, относят большинство социально-экономических факторов. Их можно разделить в зависимости от того, требует ли они привлечения дополнительных инвестиций. Так, использование материально-технических факторов, как правило, требует существенных капиталовложений. Надо отметить, что в зависимости от финансового положения предприятия, возможности привлечения внешних инвесторов, получение долгосрочных кредитов регулируемые факторы, требующие инвестиции, могут перейти в разряд частично регулируемых, а порой и нерегулируемых.
Рассмотрим резервы роста производительности труда в СООО «Златко» и предложим пути ее повышения.
Первым направлением повышения производительности труда персонала СООО «Златко» является совершенствование материально-технической базы.
Наибольшее влияние на рост производительности труда оказывает внедрение достижений научно-технического прогресса, которое проявляется в использовании более производительного и экономичного оборудования и современных технологий, что способствует экономии живого труда (а в конечном итоге и снижению затрат на оплату труда). Однако прирост стоимости прошлого труда всегда меньше, чем экономия живого труда, иначе внедрение достижений научно-технического прогресса экономически не оправдано (исключением является повышение качества продукции).
Решающим фактором эффективности хозяйственной деятельности предприятия общественного питания и повышения его конкурентоспособности является использование достижений научно-технического прогресса, проблемы которого чрезвычайно обострены в связи со сложившейся глубокой технической отсталостью многих предприятий общественного питания.
Повысить производительность труда в СООО «Златко» можно посредством повышения уровня организации труда и управления. Так, СООО «Златко» целесообразно внедрять и развивать автоматизированных систем управления (АСУП). СООО «Златко» использует обычные кассовые аппараты. Однако с ростом потока посетителей, использование компьютеризированных кассовых аппаратов и системы контроля становится объективной необходимостью. Так, СООО «Златко» предлагается установить контрольно-кассовый аппарат с возможностью подключения к ПК, сканеру штрих-кодов, электронным весам.
Помимо обычных функций характерных для электронной контрольно-регистрирующей кассовой машины, она способна:
- выводить информацию по подготовке счетов;
- вести учет расходуемых
- точно определять стоимость
блюд меню и планировать
- предотвращать снижение продаж и нарушения финансового учета;
- вести учет должников и кредиторов среди администрации;
- полный учет должностных
- регулирование банковскими
- формирование всесторонней
Таким образом, кроме быстрого и эффективного обслуживания посетителей эллектронно контрольно-регистрирующая кассовая машина может обеспечить полный контроль за деятельностью магазина.
В СООО «Златко» широко используется ручной труд, соответственно высоки затраты живого труда. Использование ручного труда в таких технологических процессах как чистка картофеля, нарезка мясных и колбасных изделий, нарезка овощей и фруктов связано с высокими затратам времени и труда, в результате чего, производительность труда является относительно невысокой.
В связи с этим предлагается провести модернизацию действующего оборудования и замену устаревшего оборудования новым, более производительным. Так, используемая в СООО «Златко» картофелечистка устарела и в настоящее время не удовлетворяет современным требованиям к такому оборудованию. Предлагается приобрести и ввести в эксплуатацию машину картофелеочистительную для очистки картофеля и корнеплодов (свекла, морковь) с производительность не менее 50 кг/час. Средняя стоимость картофелеочистительной машины составляет 8 млн.руб.
Также в СООО «Златко» нарезка овощей, фруктов, мясных и колбасных изделий производится вручную, что также требует значительных временных и трудовых затрат. Для увеличения производительности труда этих технологических процессов предлагается приобрести и использовать овощерезку и слайсер, которые обеспечивают качественную и разнообразную по форме и размерам нарезку с минимальным процентом отходов.
Промышленные овощерезки облегчают работу поваров по нарезке и измельчению сырых и вареных овощей, а также корнеплодов, фруктов, сыров и некоторых других продуктов. Стоимость овощерезки в среднем составляет 7 млн.руб.
Слайсеры предназначены для тончайшей нарезки различных продуктов, начиная от томатов до твердых сортов сыра. Стоимость слайсера в среднем составляет 3 млн.руб.
В СООО «Златко» уборка и мойка посуды производится вручную. Предлагается приобрести и использовать посудомоечную машину. Это позволит сократить затраты времени и труда кухонный рабочих. Стоимость посудомоечной машины в среднем составляет 6 млн. руб.
Использование современной картофелеочистительной машины, овощерезки, слайсера и посудомоечной машины позволит сократить затраты рабочего времени и увеличить производительность труда поваров и кухонных рабочих. В результате это позволит сократить число поваров и кухонных рабочих на 2 человека и снизить затраты на оплату труда.
Затраты на модернизацию действующего оборудования и приобретение нового оборудования составят 24 млн.руб. Эти затраты окупятся через 6 месяцев при условии сокращения численности поваров на 1 чел. и кухонных рабочих на 1 чел. или перевода их для работы в павильоне летнего кафе, проект реализации которого представлен ниже.
Производительность труда после проведения мероприятий по модернизации определим по формуле:
, (3.1)
где ПТм – производительность труда после открытия летнего кафе, млн. руб.;
ТО – товарооборот, млн. руб.;
Перс0 – количество работников магазина до модернизации, чел.
Перс1 – количество высвобождаемых работников после модернизации, чел.
Рассчитаем новое значение производительности труда после проведения мероприятий по модернизации оборудования:
38,9 млн.руб.
Таким образом, производительности труда работников магазина-кулинарии после проведения мероприятий по модернизации составит 38,9 млн.руб., т.е. увеличится на 11%.
В связи с тем, что отмечается ежегодное увеличение спроса на продукцию и услуги СООО «Златко», необходимо наращивать объем производства. Однако это невозможно без расширения кухни и увеличения посадочных мест. Для обеспечения роста объема производства руководителем СООО «Златко» было принято решение о расширении кухни, которое производится в настоящее время.
Увеличение посадочных мест возможно осуществить в летний период за счет приобретения и установки рядом с магазином-кулинарией палатки-павильона на 20 посадочных мест.
Оценим экономическую эффективность реализации проекта открытия летнего кафе. В соответствии с климатическими условиями, летнее кафе будет работать не более 6 месяцев в год. Смета затрат на реализацию данного проекта (табл. 3.1).
Данное мероприятие по открытию летнего кафе потребует затрат в размере 38,5 млн. руб. Поскольку реализация мероприятий по модернизации и автоматизации технологического процесса позволит высвободить 1 повара и 1 кухонного рабочего, то они будут переведены на работу в павильоне летнего кафе. При этом дополнительно потребуется принять на работу только одного бармена и двух официантов.
Следовательно, дополнительные
затраты на оплату труда
Таблица 3.1 Смета затрат на реализацию проекта по открытию летнего кафе
Статьи затрат |
Кол-во, шт. |
Стоимость единицы, млн.руб. |
Затраты, млн.руб. |
Торговая палатка-павильон |
1 |
9 |
9 |
Столы |
5 |
1,7 |
8,5 |
Стулья |
20 |
0,2 |
4 |
Холодильное оборудование |
1 |
8 |
8 |
Торговое оборудование |
1 |
2 |
2 |
Монтаж и установка |
- |
- |
7 |
ИТОГО |
38,5 |
Источник: собственная разработка.
Оценим рост товарооборота за счет открытия летнего кафе. В главе 2 рассчитан розничный товарооборот на 1 посадочное место, который в 2011 г. составил 12,5 млн.руб. Рост розничного товарооборота за 6 месяцев при увеличении на 20 посадочных мест определим по формуле:
, (3.2)
где ∆РТ - рост розничного товарооборота, млн.руб.;
ПМ – количество посадочных мест;
ТО1 – товарооборот на одно посадочное место, млн. руб.;
Мес – количество месяцев работы летнего кафе.
млн.руб.
Так, рост розничного товарооборота за 6 месяцев при увеличении на 20 посадочных мест составит 125 млн. руб.
Срок окупаемости данного проекта в месяцах вычислим по формуле:
, (3.3)
где Сок – срок окупаемости, мес.;
З – затраты на реализацию проекта, млн.руб.;
ВД – валовой доход, млн.руб.;
ОТ – дополнительные затраты на оплату труда, млн. руб.;
Валовой доход определим по уровню валового дохода в % к товарообороту по формуле:
ВДк = ∆РТ х %вд, (3.4)
где ВДк - валовой доход, млн.руб.;
%вд - уровень валового дохода в % к товарообороту.
Уровень валового дохода в % к товарообороту в 2011 г. вычислен в (табл. 2.1). Таким образом, прогнозируемый валовой доход от введения в эксплуатацию летнего кафе составит:
ВДк = 125 х 41,3 / 100 = 51,6 млн. руб.
Вычислим срок окупаемости проекта:
=2,5 мес.
Срок окупаемости проекта по открытию летнего кафе составит 2,5 месяца, что свидетельствует о быстрой окупаемости и высокой эффективности проекта. Остальные 3,5 месяца анализируемого сезона, а также последующие сезоны, летнее кафе будет приносить прибыль.
Производительности труда с учетом дополнительного объема товарооборота от открытия летнего кафе определим по формуле:
, (3.5)
где ПТк – производительность труда после открытия летнего кафе, млн. руб.;
ТО0 – товарооборот до открытия летнего кафе, млн. руб.;
ТО1 – дополнительный объем товарооборота за счет открытия летнего кафе, млн. руб.;
Перс0 – количество персонала магазина до открытия летнего кафе, чел.
Перс1 – дополнительное количество персонала требуемое в связи с открытием летнего кафе, чел.
35,9 млн.руб.
Таким образом, производительности труда работников после введения в эксплуатацию и открытия летнего кафе увеличится на 2,5%.
Повышение производительности труда и совершенствование организации и обслуживания рабочих мест СООО «Златко» должно быть направлено на:
- максимальное использование
- улучшение использования и
устранение потерь рабочего
Информация о работе Пути повышения производительности труда на СООО «Златко»