Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового регулирования административного процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;
• анализ системы, правового регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Введение
1 Теоретические аспекты административного процесса
1.1. Сущность и признаки административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного процесса
2.2. Правовое регулирование административного процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы
- четкого разграничения и согласованного функционирования всех государственных органов и должностных лиц государства;
- экономичности и эффективности.
Осуществление органами государственной власти и местного самоуправления публичных функций опосредуется необходимостью принятия правовых актов. Правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы, рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное применение; распространяется на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации; устанавливает, изменяет, прекращает или приостанавливает права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц.
Правовой акт государственных органов должен отвечать следующим требованиям:
- он не должен противоречить Конституции Республики Казахстан, законодательству и правовым актам вышестоящих государственных органов;
- его структура должна обеспечивать исчерпывающее раскрытие предмета регулирования, а его содержание — однозначное понимание и применение;
- в нем должно быть четко изложено содержание намечаемых мер, исчерпывающе определен круг лиц, на которых распространяется его действие и (или) которые несут ответственность за их реализацию в установленные сроки;
- правовые акты, требующие реализации на нижестоящих уровнях управления, должны содержать конкретные поручения определенным государственным органам и (или) должностным лицам по их выполнению.
Бесспорно, принятые правовые акты органов государственной власти достигают эффективности действия исключительно в условиях их последовательного применения и исполнения. Организация исполнения правового акта заключается в выработке и принятии уполномоченными государственными органами (должностными лицами) организационных мер по своевременному и исчерпывающему исполнению принятого решения. В случае необходимости для обеспечения исполнения правового акта уполномоченный государственный орган (должностное лицо) разрабатывает и утверждает план организационных мероприятий по его исполнению, который доводится до непосредственных исполнителей. Если в правовом акте не определены конкретные сроки его исполнения и непосредственные исполнители, то они устанавливаются государственным органом — исполнителем или вышестоящим органом и незамедлительно доводятся до сведения непосредственных исполнителей.
В целях своевременного и исчерпывающего исполнения принятых решений государственный орган или должностное лицо осуществляет контроль за их исполнением, который подразделяется: на контроль за исполнением правовых актов (мероприятий, выполнение которых ими предусмотрено). В этом случае на контроль берутся все правовые акты, в которых содержатся мероприятия, подлежащие исполнению;
- контроль за исполнением поручений руководящих должностных лиц государственных органов, вытекающих из иных документов служебного характера;
- внутренний (в пределах соответствующего государственного органа) и внешний (за деятельностью иных государственных органов).
При этом внешний контроль осуществляется вышестоящими государственными органами и должностными лицами либо специально уполномоченными на такой контроль государственными органами.
Контроль производится путем:
- истребования необходимой информации;
- заслушивания и обсуждения отчетов и докладов об исполнении;
- ревизии и иных форм документальной проверки;
- проверки с выездом на место;
- другими не противоречащими законодательству способами.
Особое место среди
порядок реализации прав, при котором
граждане обязаны предоставлять
государственным органам и
возможность ознакомления с материалами дела, связанными с рассмотрением обращения, а также личного участия гражданина в разбирательстве по его обращению;
ведение дела по обращению гражданина одним и тем же должностным лицом;
недопущение случаев, когда рассмотрение обращения гражданина возлагается на лицо, в отношении которого есть основания полагать, что оно не заинтересовано в объективном решении вопроса.
Более того, процедуры реализации прав граждан не должны допускать:
обращения жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или в интересах которого она была подана;
направления обращений должностным лицам, действия которых обжалуются в обращении;
возможности разглашения без согласия граждан сведений об их частной жизни, личной и семейной тайне;
установления данных о личности гражданина, не относящихся к обращению.
Совершенно иные подходы к осуществлению административной процедуры заложены в Законе Кыргызской Республики от 1 марта 2004 г. № 16 «Об административных процедурах».
Под административными процедурами следует понимать нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя: порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;
порядок организации работы административных органов;
порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов.
Рассматриваемый Закон регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел) в следующих сферах:
а) регистрация (учет) заинтересованных лиц;
б) регистрация прав на имущество и сделок с ним;
в) лицензирование отдельных видов деятельности;
г) выдача разрешений на выполнение отдельных видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
д) техническое регулирование
е) предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятие этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;
ж) предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета;
з) управление государственным имуществом или имущественными правами;
и) предоставление заинтересованным
лицам жилых и нежилых
к) назначение и выплата государственных пенсий и пособий;
л) признание за заинтересованным
лицом статуса, дающего основание
для получения льгот и
м) выдача официальных документов, имеющих юридическое значение;
н) предоставление, удостоверение, регистрация или приостановление (прекращение) иных правомочий заинтересованных лиц.
Рассмотрение административных дел осуществляется на основе принципов законности, равенства, открытости, полноты исследования доказательств и т. д.
Административные органы при осуществлении административных функций и полномочий принимают решения путем издания административных актов. Административный акт относится к актам индивидуального применения, является официальным письменным документом установленной формы и рассчитан:
на однократное применение;
индивидуальное применение или
в отношении определенного
установление, изменение, прекращение или приостановление прав и обязанностей индивидуального лица или определенного круга лиц.
Процессуальные аспекты реализа
Наиболее показательным в деле легализации административных процедур является опыт Республики Таджикистан. Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан от 7 февраля 2007 г.14 содержательно объединил институты административных процедур и административной юстиции.
Кодекс определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде, взаимодействия административных органов. Административными процедурами признается деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб.
Кодекс выделяет несколько видов административных процедур:
простые;
формальные;
публичные.
Простые административные процедуры — это деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов, не требующих исследования обстоятельств с участием заинтересованных сторон и проведения устных слушаний.
Формальные административные процедуры
следует рассматривать как деят
Публичными административными процедурами в соответствии с Кодексом признается деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц. В ходе ее осуществления административный орган обязан опубликовать сообщение о представлении документов для публичного ознакомления. В сообщении должны указываться:
административный орган, в котором ведутся административные процедуры, и его адрес;
краткое содержание административного заявления или (и) решение административного органа о начале административных процедур;
сроки принятия административно-правового акта;
срок представления замечаний и предложений.
Порядок реализации административных процедур также предполагает проведение устных слушаний, принятие окончательного административного акта.
Значительное количество положений Кодекса посвящено исполнению административных актов, установлению прав и гарантий субъектов исполнительного производства15. По общему правилу административный акт обращается к исполнению принявшим его административным органом. Ответственный за обращение к исполнению административный орган обязан осуществлять предоставленные ему законом полномочия только в пределах, необходимых для обеспечения обращения к исполнению административного акта.
Кодексом Республики Казахстан подробно регламентируется порядок применения обеспечительных мер, приостановления исполнения и другие процессуальные аспекты, которые создают действенный и эффективный правовой базис для реального использования гражданами и организациями механизма административных процедур.
Анализ действующего зарубежного законодательства об административных процедурах с очевидностью свидетельствует о необходимости законодательного регулирования института административных процедур. Накопленный опыт позволяет российскому законодателю избрать существующую модель регламентации административных процедур и адаптировать ее с учетом особенностей правовой системы России. Бесспорно, что дальнейшее развитие административных процедур в Российской Федерации возможно исключительно с учетом позитивных результатов административных реформ в зарубежных странах, создавших новые административные реалии и возможности для человека и гражданина.
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Административный процесс
имеет сложную структуру, которая
еще недостаточно исследована и
вызывает бурные споры ученых. Трудности при разрешении
указанного вопроса возникают, в первую
очередь, из-за неразработанности многих
аспектов этого вида процессуальной деятельности,
а также в связи с широким объемом административного
процесса, охватывающего все сферы управленческой
деятельности, очень многообразные и многочисленные
категории индивидуально-конкретных дел.
Учитывая большое разнообразие административно-процессуальной
деятельности, в ходе которой решаются
различные индивидуальные управленческие
дела, возникает насущная необходимость
упорядочения административного процесса,
выделения в нем стройной и логичной структуры.
Кроме того, важнейшей проблемой современного
развития административного права и процесса
является кодификация административно-процессуальных
норм, которая также самым непосредственным
образом связана с исследованием структуры
административного процесса. Решение
этой проблемы позволит выявить и закрепить
специфику административно-