Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового регулирования административного процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;
• анализ системы, правового регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты административного процесса
1.1. Сущность и признаки административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного процесса
2.2. Правовое регулирование административного процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административный процесс.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

- четкого разграничения и согласованного функционирования всех государственных органов и должностных лиц государства;

- экономичности и эффективности.

Осуществление органами государственной  власти и местного самоуправления публичных функций опосредуется необходимостью принятия правовых актов. Правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы, рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное применение; распространяется на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации; устанавливает, изменяет, прекращает или приостанавливает права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц.

Правовой акт государственных  органов должен отвечать следующим  требованиям:

- он не должен противоречить Конституции Республики Казахстан, законодательству и правовым актам вышестоящих государственных органов;

- его структура должна обеспечивать исчерпывающее раскрытие предмета регулирования, а его содержание — однозначное понимание и применение;

- в нем должно быть четко изложено содержание намечаемых мер, исчерпывающе определен круг лиц, на которых распространяется его действие и (или) которые несут ответственность за их реализацию в установленные сроки;

- правовые акты, требующие реализации на нижестоящих уровнях управления, должны содержать конкретные поручения определенным государственным органам и (или) должностным лицам по их выполнению.

Бесспорно, принятые правовые акты органов  государственной власти достигают  эффективности действия исключительно в условиях их последовательного применения и исполнения. Организация исполнения правового акта заключается в выработке и принятии уполномоченными государственными органами (должностными лицами) организационных мер по своевременному и исчерпывающему исполнению принятого решения. В случае необходимости для обеспечения исполнения правового акта уполномоченный государственный орган (должностное лицо) разрабатывает и утверждает план организационных мероприятий по его исполнению, который доводится до непосредственных исполнителей. Если в правовом акте не определены конкретные сроки его исполнения и непосредственные исполнители, то они устанавливаются государственным органом — исполнителем или вышестоящим органом и незамедлительно доводятся до сведения непосредственных исполнителей.

В целях своевременного и исчерпывающего исполнения принятых решений государственный  орган или должностное лицо осуществляет контроль за их исполнением, который подразделяется: на контроль за исполнением правовых актов (мероприятий, выполнение которых ими предусмотрено). В этом случае на контроль берутся все правовые акты, в которых содержатся мероприятия, подлежащие исполнению;

- контроль за исполнением поручений руководящих должностных лиц государственных органов, вытекающих из иных документов служебного характера;

- внутренний (в пределах соответствующего государственного органа) и внешний (за деятельностью иных государственных органов).

При этом внешний контроль осуществляется вышестоящими государственными органами и должностными лицами либо специально уполномоченными на такой контроль государственными органами.

Контроль производится путем:

- истребования необходимой информации;

- заслушивания и обсуждения отчетов и докладов об исполнении;

- ревизии и иных форм документальной проверки;

- проверки с выездом на место;

- другими не противоречащими законодательству способами.

Особое место среди административных процедур занимают процедуры защиты прав и законных интересов граждан. Закон Республики Казахстан «Об  административных процедурах» предъявляет определенные требования к процедурам реализации прав граждан:

порядок реализации прав, при котором  граждане обязаны предоставлять  государственным органам и должностным  лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты; минимальный срок реализации прав и обеспечения законных интересов граждан; минимальное число инстанций, с которыми согласовывается проект решения по реализации прав граждан; заблаговременное извещение граждан о месте и времени рассмотрения дела соответствующим лицом или органом;

возможность ознакомления с материалами  дела, связанными с рассмотрением  обращения, а также личного участия  гражданина в разбирательстве по его обращению;

ведение дела по обращению гражданина одним и тем же должностным лицом;

недопущение случаев, когда рассмотрение обращения гражданина возлагается на лицо, в отношении которого есть основания полагать, что оно не заинтересовано в объективном решении вопроса.

Более того, процедуры реализации прав граждан не должны допускать:

обращения жалобы во вред лицу, подавшему  жалобу, или в интересах которого она была подана;

направления обращений должностным  лицам, действия которых обжалуются в  обращении;

возможности разглашения без согласия граждан сведений об их частной жизни, личной и семейной тайне;

установления данных о личности гражданина, не относящихся к обращению.

Совершенно иные подходы к осуществлению  административной процедуры заложены в Законе Кыргызской Республики от 1 марта 2004 г. № 16 «Об административных процедурах».

Под административными процедурами  следует понимать нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя: порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;

порядок организации работы административных органов;

порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц по реализации или защите их прав и интересов.

Рассматриваемый Закон регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел) в следующих сферах:

а) регистрация (учет) заинтересованных лиц;

б) регистрация прав на имущество  и сделок с ним;

в) лицензирование отдельных видов  деятельности;

г) выдача разрешений на выполнение отдельных  видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности;

д) техническое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности;

е) предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятие этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;

ж) предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета;

з) управление государственным имуществом или имущественными правами;

и) предоставление заинтересованным лицам жилых и нежилых помещений  в зданиях государственного фонда  и их использование;

к) назначение и выплата государственных  пенсий и пособий;

л) признание за заинтересованным лицом статуса, дающего основание  для получения льгот и преимуществ;

м) выдача официальных документов, имеющих юридическое значение;

н) предоставление, удостоверение, регистрация или приостановление (прекращение) иных правомочий заинтересованных лиц.

Рассмотрение административных дел  осуществляется на основе принципов  законности, равенства, открытости, полноты исследования доказательств и т. д.

Административные органы при осуществлении административных функций и полномочий принимают решения путем издания административных актов. Административный акт относится к актам индивидуального применения, является официальным письменным документом установленной формы и рассчитан:

на однократное применение;

индивидуальное применение или  в отношении определенного круга  лиц;

установление, изменение, прекращение  или приостановление прав и обязанностей индивидуального лица или определенного  круга лиц.

Процессуальные аспекты реализации административно-процессуальной деятельности аналогичны соответствующим процедурам, закрепленным в Законе Республики Казахстан «Об административных процедурах».

Наиболее показательным в деле легализации административных процедур является опыт Республики Таджикистан. Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан от 7 февраля 2007 г.14 содержательно объединил институты административных процедур и административной юстиции.

Кодекс определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде, взаимодействия административных органов. Административными процедурами признается деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб.

Кодекс выделяет несколько видов  административных процедур:

простые;

формальные;

публичные.

Простые административные процедуры  — это деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов, не требующих исследования обстоятельств с участием заинтересованных сторон и проведения устных слушаний.

Формальные административные процедуры  следует рассматривать как деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов при активном участии заинтересованных лиц. Законодательно удостоверяется, что заинтересованная сторона может представить свои предложения в связи со всеми обстоятельствами административных процедур. Предполагается проведение устных слушаний, участие экспертов и специалистов.

Публичными административными  процедурами в соответствии с  Кодексом признается деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц. В ходе ее осуществления административный орган обязан опубликовать сообщение о представлении документов для публичного ознакомления. В сообщении должны указываться:

административный орган, в котором ведутся административные процедуры, и его адрес;

краткое содержание административного  заявления или (и) решение административного органа о начале административных процедур;

сроки принятия административно-правового  акта;

срок представления замечаний и предложений.

Порядок реализации административных процедур также предполагает проведение устных слушаний, принятие окончательного административного акта.

Значительное количество положений  Кодекса посвящено исполнению административных актов, установлению прав и гарантий субъектов исполнительного производства15. По общему правилу административный акт обращается к исполнению принявшим его административным органом. Ответственный за обращение к исполнению административный орган обязан осуществлять предоставленные ему законом полномочия только в пределах, необходимых для обеспечения обращения к исполнению административного акта.

Кодексом Республики Казахстан  подробно регламентируется порядок  применения обеспечительных мер, приостановления  исполнения и другие процессуальные аспекты, которые создают действенный и эффективный правовой базис для реального использования гражданами и организациями механизма административных процедур.

Анализ действующего зарубежного законодательства об административных процедурах с очевидностью свидетельствует о необходимости законодательного регулирования института административных процедур. Накопленный опыт позволяет российскому законодателю избрать существующую модель регламентации административных процедур и адаптировать ее с учетом особенностей правовой системы России. Бесспорно, что дальнейшее развитие административных процедур в Российской Федерации возможно исключительно с учетом позитивных результатов административных реформ в зарубежных странах, создавших новые административные реалии и возможности для человека и гражданина.

 

 

3 Проблемы  реализации и пути их решения  в административном процессе

 

Административный процесс  имеет сложную структуру, которая  еще недостаточно исследована и  вызывает бурные споры ученых. Трудности при разрешении указанного вопроса возникают, в первую очередь, из-за неразработанности многих аспектов этого вида процессуальной деятельности, а также в связи с широким объемом административного процесса, охватывающего все сферы управленческой деятельности, очень многообразные и многочисленные категории индивидуально-конкретных дел. Учитывая большое разнообразие административно-процессуальной деятельности, в ходе которой решаются различные индивидуальные управленческие дела, возникает насущная необходимость упорядочения административного процесса, выделения в нем стройной и логичной структуры. Кроме того, важнейшей проблемой современного развития административного права и процесса является кодификация административно-процессуальных норм, которая также самым непосредственным образом связана с исследованием структуры административного процесса. Решение этой проблемы позволит выявить и закрепить специфику административно-процессуального регулирования разрешения всех видов индивидуальных управленческих дел[1, c.223].

Информация о работе Административный процесс