Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие сущности и видов административного процесса, освещение проблем становления и развития административного процесса, дана характеристика состояния дел в области административно-процессуального права применительно к реалиям сегодняшнего дня.
Основные задачи:- выявить понятия сущности административного процесса :
- рассмотреть виды административного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Сущность административного процесса
1.1 Соотношение понятий «управленческий процесс и «административный процесс»
1.2 Понятие административного процесса
ГЛАВА II. Виды административного процесса
2.1 Административные процедуры
2.2 Административная юрисдикция
2.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

адм.процесс.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Сущность административного процесса

1.1 Соотношение понятий «управленческий процесс и «административный процесс»

1.2 Понятие административного процесса

ГЛАВА II. Виды административного процесса

2.1 Административные процедуры

2.2 Административная юрисдикция

2.3 Административное судопроизводство и административная юстиция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы во многом обусловлена тем, что вопросы административного процесса, административно-процессуального права России на сегодняшний день недостаточно разработаны, продолжаются дискуссии по поводу выделения административно-процессуального права в самостоятельную отрасль (подотрасль) российского права. В свете административной реформы, которая проводится в настоящее время, актуальной становится проблема создания в России системы административного правосудия. Административная юстиция - один из институтов правового государства, в основе которого лежит разрешение правовых конфликтов, возникающих между гражданином и публичной властью.

Взаимодействуя с гражданами, публичная администрация может  преднамеренно или непреднамеренно  нарушать права и законные интересы отдельных лиц. Необходимость административной юстиции, как механизма правовой защите проистекает из потребности обеспечить законные интересы граждан во всех случаях неправомерного и бесконтрольного использования властных полномочий административными органами и их должностными лицами.

Степень изученности - Данная тема рассматривалась в трудах таких научных деятелей как : Козлова Ю.М., Попова А.А., Габричидзе В.М., Черневского А.Г.

Проблемой темы является: изучение сущности и видов административного  процесса.

Целью работы является раскрытие сущности и видов административного процесса, освещение проблем становления и развития административного процесса, дана характеристика состояния дел в области административно-процессуального права применительно к реалиям сегодняшнего дня.

Основные задачи:- выявить понятия  сущности административного процесса :

- рассмотреть виды административного  процесса.

- проанализировать сущность административной  процедуры.

- описать административное судопроизводство  и административную юстицию.

Теоретической и методической основой моей курсовой работы является работа российских правоведов по рассматриваемой мной проблеме в соответствии с поставленной целью и задачами.

Структура моей работы: введение, две  главы; первая имеет два параграфа, а а вторая три параграфа , заключение. В конце курсовой работы приведен список литературы использованной при написании, включающею в себя пятнадцать источников.

Положения выносимые на защиту:

- На мой взгляд главное развитие между административным процессом и управленческим процессом состоит в том, что административный процесс это система судебных органов которые рассматривают административные дела возбуждаемые по искам граждан считающих их права и свободы.

- управленческий процесс представляет собой урегулируемую административно процессуальными нормами деятельность органов управления не только осуществляемые внутри администрации, но и направленную на внешнею сторону влекущею правовые последствия.

- в области права понятия административного процесса неразрывно связана с разбирательством спора (рассмотрением административного дела и вынесения по нему решения).

 

ГЛАВА 1.Административно-процессуальное право как отрасль российского  права

 

        Административно-процессуальное право, наряду с конституционным, дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовным процессами, является одним из видов процессуальной деятельности специально уполномоченных должностных лиц и органов государственной власти. Чаще всего оно изучается в рамках общего учебного курса "Административное право Российской Федерации".

 

Административно-процессуальное право является практически сложившейся самостоятельной подотраслью российского права, находящейся в теснейшем взаимодействии с нормами административного права Российской Федерации. От эффективного применения административно-процессуальных норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления, а также реальная возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.

Систему административно-процессуального  права следует рассматривать  не только как подотрасль российского  права и область юридической науки, но и как самостоятельную учебную дисциплину.

Как подотрасль права  она создает основу для урегулирования правовыми средствами конфликтов между  личностью, обществом и государством. Главной задачей административного  процесса является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех субъектов административного права.

Наука административно-процессуального  права имеет целью исследование совокупности действия административно-процессуальных норм, административно-правовых категорий  и практики применения административно-процессуальных норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о правовом регулировании управленческой деятельности государства, о системе исполнительной власти и механизме ее реализации.

Как самостоятельная наука и дисциплина, административно-процессуальное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний - теории государства и права, истории государства и права, конституционного (государственного) права и процесса, муниципального, трудового, финансового и других отраслей права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса. Это предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимозависимость.

 

В то же время "Административно-процессуальное право" (Административный процесс), столь тесно связана с другими юридическими дисциплинами, имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти.

 

Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административно-процессуального права при решении конкретных практических задач.

 

Задачи дисциплины:

 

- освоение методик  поиска необходимой информации, формирование источниковой и  библиографической базы, понятийного  аппарата для обеспечения их  юридически грамотного использования  в изучаемой области общественных отношений;

 

- творческое осмысление  изучаемого материала, на основе  полученных знаний выработка  собственного личностного видения  сущности правового регулирования  происходящих в государстве управленческих  процессов, которое обусловливает возможность понимания;

 

- удовлетворение объективно  возникающей потребности в дальнейшем  самостоятельном более глубоком  изучении предмета административного  права, выявление и попытка  разрешения имеющихся проблем  правового регулирования организации и деятельности исполнительной власти;

 

- изучение вопросов  административно-правового регулирования  с учетом современных условий  и развивающихся на их фоне  тенденций; анализ становления  и развития соотношения сфер  государственного и негосударственного  управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей административно-правового статуса субъектов административного права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как государственное регулирование и управление; выявление специфики административно-правовых отношений в различных сферах государственного управления.

 

Предмет изучения - общественные отношения, возникающие в ходе организации  и реализации деятельности судебной и исполнительной власти в сфере  государственного управления.

 

Курс включает общую  и особенную части. Общая часть - содержит характеристики основных разделов административно-процессуального права, соответствующих сущности его систематизации в современном виде.

 

Особенная часть - отражает организацию государственного управления в административно-процессуальной форме в различных областях (раздел II КоАП РФ): административные правонарушения, посягающие на права граждан; административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; административные правонарушения в области охраны собственности; административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения в области связи и информации; административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил); административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; административные правонарушения против порядка управления; административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения в области воинского учета.

 

министративное право

Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник  для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

 

 

1.2 Соотношение понятий «управленческий процесс» и «административный процесс»

 

До настоящего времени учёные - административисты не пришли к единому мнению по поводу границ и объёма административного процесса, его соотношения с уголовным и гражданским процессами, выделения административно-процессуального права в самостоятельную отрасль права. В 1972 году Сорокиным В.Д. была опубликована первая монография по проблемам административно-процессуального права. В последующие годы административно-процессуальное право не находило должного освещения в юридической литературе. Только в 1985 году было издано пособие Застрож- ной О.К. «Советский административный процесс», а в 1988 году- коллектив- ная работа под названием «Управленческие процедуры», в которой Лазарев Б.М.- автор первого раздела данной книги- детально раскрывает сущность таких понятий, как «управленческая процедура», «административно – правовые процедуры», «административный процесс», «процессуальное право», даёт узкое и широкое понимание административного процесса, а также рассматривает его структуру. По мнению учёного, не все процедуры, закреплямые нормами административного права, являются управленческими; к последним он относит лишь те, которые определяют порядок управленческой деятельности.

Административные процедуры  можно рассматривать как вид  правовой процедуры, под которой  понимается особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию норм материального права, самих материальных правоотношений и охраняемый от нарушений правовыми санкциями.1

На мой взгляд, главное различие между административным процессом и управленческим процессом состоит в том, что административный процесс (административная юстиция) – это система судебных (или квазисудебных) органов, которые рассматривают административные дела, возбуждаемые по искам граждан, считающих, что действиями и решениями (административ- ными актами) органов управления и государственных служащих нарушены их права и свободы; при этом граждане должны доказать факт такого нарушения. Иными словами, административная юстиция разрешает споры (конфликты), возникающие в процессе административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти, когда гражданин (или другой субъект права) испытывает на себе неправомерное действие со стороны администрации и, направляя в административный суд исковое заявление, просит проверить законность совершённых органами управления и их служащими действий, а также принятых административных актов (управленческих решений).

Управленческий процесс представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность органов управления, не только осуществляемую внутри администрации, но и направленную на внешнюю (на «внешних» субъектов права) и влекущую правовые последствия. Управленческий процесс, регламентированный соответствующими правовыми нормами, является также существенным элементом должного порядка управления, важнейшим средством рационализации управления и повышения его эффективности. Участниками управленческого процесса могут быть физические и юридические лица, органы управления, общественные, объединения, коммерческие и некоммерческие организации. Управленческий процесс, как и административный процесс, содержит процессуальные нормы. Однако назначение и функциональные характеристики этих норм различны: в одном случае процессуальные нормы устанавливают порядок совершения конкретных управленческих действий (например, принятия акта управления), в другом обеспечивают процедуру рассмотрения административного спора в административном суде. В области права понятие административного процесса неразрывно связано с разбирательством спора (рассмотрением административного дела и вынесением по нему решения); административно-процессуальные отношения возникают только при наличии трёх сторон (истца и ответчика, а также судьи). В процессе реализации же компетенции органа управления спора не возникает, так как орган управления действует в рамках не юридического процесса, а процедуры его функционирования. По моему мнению, к этому следовало бы добавить, что если процедура реализации компетенции органа управления установлена в нормативных актах (законах, например), то в этом случае речь идёт об урегулированном процессе (управленческих процедурах).

Информация о работе Административный процесс