Виды производств объединены в административном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:00, реферат

Краткое описание

В административном процессе объединены:
- дела об административных правонарушениях;
- применение мер административного взыскания по делам о деяниях, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности;
- применение мер административного пресечения;

Файлы: 1 файл

10.docx

— 40.49 Кб (Скачать)
  1. Какие виды производств объединены в административном процессе?

Каждое административное производство представляет собой систему  норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел.

 

В административном процессе объединены:

- дела об административных  правонарушениях;

- применение мер  административного взыскания по  делам о деяниях, содержащих  признаки преступлений, не представляющих  большой общественной опасности;

- применение мер  административного пресечения;

- жалобы;

- выдворение за пределы Республики Казахстан граждан и лиц без гражданства;

- дисциплинарное  производство;

- дела о сносе  самовольно возведеішых хозяйственных и бытовых строений;

- по взысканию  налогов и других платежей  в бюджет, не внесенных в установленный  срок и другие.

- взыскание (отзыв)  в бюджет в бесспорном порядке  средств, выделенных из республиканского  бюджета и используемых не  по назначению;

- изъятие земельных  участков за систематическое  нарушение правил пользования  землей.

В этой связи уместно  сделать ряд уточнений:

1. тот или иной  вид производства связан не  только с обслуживанием новых  отношений, но и процессуальным  порядком реализации материальных  норм;

2. конкретный вид  производства предполагает создание  ограничительных рамок проявления  власти, властных полномочий уполномоченных  органов и корреспондирующих  связей между участниками производства;

3. типологическая  характеристика видов производств  может быть связана с анализом:

 а) отношений,  которые развиваются в пределах  того или иного производства (например, рассмотрение обращений граждан  и т.д.);

 б) процессуальных  форм решения поставленных участниками  отношений вопросов (рассмотрение  жалобы в судебном или административном  порядке и т.д.);

в) содержания самого производства, предопределяемого правосубъектностью уполномоченного органа (административное, дисциплинарное, исполнительное и т.д.);

4. поскольку производство  связано с решением дела, то  оно может быть представлено:

 а) как формально-логический  процесс; 

б) как творческий процесс;

в) как государственно-властная деятельность органов государства. 

2. Дайте  определение административного  процесса, раскройте его содержание.

Административный процесс  представляет собой установленный  законом порядок разрешения определенных индивидуальных дел в сфере исполнительной власти в целях обеспечения законности и правопорядка. Необходимость в  такой процессуальной форме деятельности государственных органов возникает  при решении административно-правовых споров и при применении мер государственного воздействия за совершенные проступки. На практике исполнительная власть реализуется с разного рода действиях, которые можно характеризовать как государственно-управленческую деятельность. Исходя из этого, можно заметить определенные основания для рассмотрения этой деятельности с процессуальных позиций. Сам по себе процесс есть совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения заранее определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. Именно в таком понимании можно говорить например, о законодательном, землеустроительном, бюджетном, налогоприменительном и т.п. процессах.

Рассматривая такого рода, процесс с юридических позиций, легко установить, что его назначение заключается в реализации норм материального  права. Поскольку реализация предписаний правовых норм осуществляется преимущественно действиями определенных лиц, поскольку процесс понимается как определенного рода деятельность, направленная на достижение тех юридических результатов, которые предполагались диспозицией данной нормы материального права. В процессуальной норме происходит и юридически властная реализация задач и функций исполнительной власти. При этом процесс правоприменения не сводится только к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиция). Важное место здесь занимает и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Поэтому вполне возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

Административный процесс  – это основанная на законе и  облеченная в форму правовых отношений  деятельность органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях, а также участвующих в ней  органов и лиц, осуществляемая в  особом административно- процессуальном порядке и производимая в целях  объективного разрешения дела в полном соответствии с законом. Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса. Другими словами, это совершаемые в определенной последовательности действия субъектом административного права, осуществляющего свои полномочия и обязанности в сфере управления.

 

Для административного процесса характерны следующие существенные особенности:

1) неразрывная связь с  государством, поскольку процесс  есть специфический способ реализации  власти. Основу его составляет  деятельность уполномоченных властных  органов, хотя процесс предполагает  участие в его осуществлении  и многих других сторон;

2) это исключительно юридическая,  а не любая деятельность по  управлению, что выражается в  социальном назначении процесса  – обеспечить реализацию материальных  норм различных отраслей права  (в рамках административного процесса  нельзя применять только нормы  конституционного и уголовного  права);

3) направлен на разрешение определенных управленческих дел;

4) юридически результативная  деятельность, т.е. такой правовой  порядок, посредством которого  только и может быть достигнут  требуемый результат;

5) обязательное оформление  результатов деятельности (промежуточных  или окончательных) в процессуальных  документах;

6) вызывает объективную  потребность в процессуальной  регламентации.

Административный процесс, несмотря на общую сферу реализации одинаковых субъектов, не тождественен управленческой деятельности. Последняя составляет реальную базу административного процесса, но может осуществляться не только в правовых, но и в не правовых формах. Административный процесс является же чисто юридической, правовой деятельностью, влекущей определенные правовые последствия и достаточно полно оформленной юридическими нормами.

Объектом административного  процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями  права – административного, трудового, финансового, гражданского и другими, за исключением уголовного, если они  находятся в сфере правомочий органов государственного управления – исполнительной власти. Это обуславливает  возможность представить административный процесс как сумму административных производств по разрешению индивидуально  – конкретных дел, независимо от того, к какой отрасли права относятся  регулируемые правом общественные отношения.

Видами таких индивидуальных дел могут быть:

- обращения граждан по  поводу нарушения их прав и  законных интересов;

- дела об административных  правонарушениях;

- дела о должностных  (дисциплинарных) проступках;

- дела о возмещении  в административном порядке материального  ущерба, причиненного государству  (предприятию, учреждению, организации), в том числе о материальной  ответственности военнослужащих;

- дела по административному  надзору;

- дела о спорах в  сфере управления (рассматриваемые  арбитражными судами);

- дела об изобретениях, открытиях и патентах;

- дела о приватизации  имущества и другие.

В тех случаях, когда выясняется, что дело должно быть рассмотрено  судом, собранные по делу материалы  направляются по принадлежности, например, по делам об ответственности за хулиганские  действия, по спорам о компенсации  между органами исполнительной власти.

 

Административный процесс  – это, с одной стороны, вид  юридического процесса, а с другой – правовая, урегулированная процессуальными  нормами форма управленческой деятельности. Поэтому в административном процессе действуют принципы:

1)общеуправленческие, отражающие закономерности управления, и 2)процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения. Мы считаем, что разделение этих принципов весьма условно в силу их взаимозависимости.

К общеуправленческим принципам административного процесса относятся: учет публичного интереса и интереса сторон; общественный контроль над административным процессом; национальное равноправие; законность. Но не следует смешивать управленческую, юридическую деятельность с процессуальной, ибо последняя выступает лишь как средство достижения целей, предусмотренных законом.

Принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан  в административном процессе имеет  особое значение. Во-первых, уполномоченные орган (должностные лица) учреждаются  с целью обеспечения интересов  общества, социальных групп и отдельных  граждан. Во-вторых, государство и  его органы выступают как совокупная воля общества, то есть когда отношения  между гражданами, иными физическими  и юридическими лицами устанавливаются  опосредованно. Например, правоотношения опосредованы некоторыми правилами, нормами, выступающими обязательным рациональным регулятором. В-третьих, процессуальные нормы ограничивают проявление власти в пределах процедур, которые обеспечивают признание и соблюдение абсолютных и неотчуждаемых прав человека.

Принцип признания правосубъектности  предполагает создание таких требований, которые дают возможность обладать правами и обязанностями и  самостоятельно осуществлять их в установленном  порядке. Природа административных прав и обязанностей имеет свои особенности. Например, возможность обладать правами  и обязанностями, связана с определенными  условиями (например, гражданством, возрастом, состоянием здоровья и др.). Причем правовые нормы могут устанавливать общеобязательные требования, необходимые для реализации прав и обязанностей, а также указывать  ограничения, связанные с участием в правоотношениях. Например, участие  в процедуре конкурса на занятие  вакантной должности государственного служащего, гражданин должен знать  не только соответствующие требования, но и об ограничениях, которые могут быть установлены только законами Республики Казахстан.

Система процессуальных принципов  известна процессуальными отраслями  права, но и в этих случаях принципы классифицируются на общие, межотраслевые, отраслевые и выражающие особенности  отдельных институтов. Административное право в отличие от других видов  прав имеет более широкое многообразие процессов в силу подведомственности их различным актам, влияющим на правосубъектность (воинские уставы, должностные инструкции и т.д.). Мы согласны с точкой зрения о необходимости четкого нормативного закрепления этих принципов, отметим, что они должны учитывать специфику  исполнительной должности (правоприменительной, юрисдикционной).  Например, при подготовке нормативных правовых актов следует учитывать такие принципы, как плановость подготовки, обоснованность, научность, согласованность, соблюдение правил юридической техники, вступления в юридическую силу.

На административный процесс  оказывают влияние организационно-правовые формы работы уполномоченных органов, их структура, методы управления. Но, так  или иначе, многие придерживаются сложившейся  классификации исполнительной деятельности на управленческое правотворчество  и правоприменительную деятельность. Управленческое правотворчество очень часто подвергается критике, начиная от перечня уполномоченных органов, правомочных вносить проекты нормативных правовых актов, и заканчивая тем, что исполнительная власть не способна выражать интересы общества. Но как бы мы не относились к исполнительной власти, она в соответствии с законодательством правомочна в лице уполномоченных органов (Правительство, министерств, агентств, административных органов) принимать нормативные правовые акты. Эти акты направлены на обеспечение исполнения Конституции, законов, указов президента Республики Казахстан. Их деятельность имеет правоприменительный характер. К управленческому правотворчеству относятся лишь акты, устанавливающие общеобязательные правила поведения для широкого круга лиц. Далеко не все вопросы подвластны закону, ибо он имеет пределы своих возможностей в регулировании общественных отношений. Соответственно подзаконные акты имеют собственную "нишу" правового воздействия. Именно по этому они активно задействованы в административном процессе. Правоприменитель может выполнить свое социальное назначение, если налицо, по меньшей мере, следующие условия:

1) единство правовой системы; 

2) верховенство в ней  закона;

3) соответствие юридического  закона естественно-историческим закономерностям общественного развития.

С подобной точкой зрения мы можем согласиться, но при соответствующих  коррекциях некоторых позиций. Юридические  акты и деятельность по правоприменению по своей сущности всегда искусственны. Если естественно-исторические закономерности являются органическими, то правоприменение обречено на обеспечение статуса всеобщности государственной воле. Поскольку эта воля вербально зафиксированная и навязанная гражданскому обществу и представляет как закон, юридический закон.  Также право обладает собственными социальными параметрами и регулирует социальную действительность. В этом контексте право существует только в границах системы.  Характер правоприменения может предопределяться фактическими обстоятельствами (например, условиями получения высшего образования, административной государственной должности и т.д.). Та как, применению права присущ организационно-регулятивный характер и на основе актов применения права осуществляется организационная и регулятивная деятельность уполномоченных органов, правомерна классификация правоприменительной деятельности на правонаделительную и административно-юрисдикционную.       Правоприменительная деятельность – это деятельность, которая сопряжена с воплощением директивной нормативной основы управления в жизнь.

Информация о работе Виды производств объединены в административном процессе