Административный процесс: понятие, содержание, принципы и виды производств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:06, лекция

Краткое описание

Административно-процессуальные нормы не только помогают реализовать материальные нормы, но и главным образом обеспечивают защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Административный процесс — урегулированный законом порядок, последовательность действий и операций, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата, при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

K_teme__8-9_Adm_protsess_i_adm_proizvodstvo.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Тема № 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ

§ 1 Административный процесс: понятие и содержание, принципы и виды производств

Административно-процессуальные нормы не только помогают реализовать материальные нормы, но и главным образом обеспечивают защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Административный процесс — урегулированный законом порядок, последовательность действий и операций, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата, при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления.

Административный процесс направлен на реализацию правомерного применения норм материального административного права и имеет своей конечной целью повышение эффективности управленческих отношений. Данная функция, осуществляемая в процессуальной форме, реализуется, как правило, уполномоченными субъектами органов исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления.

Применение норм административного права обеспечивается процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственного принуждения. Поэтому административный процесс представляет урегулированный законом порядок разрешения конфликтных индивидуальных дел в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления или применения мер государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

С юридической точки зрения административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и реальную возможность обжалования неправомерного решения, принятого властным субъектом права.

Поэтому административный процесс предназначен для обеспечения  применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления в целях повышения эффективности этих видов деятельности и достижения результатов, сформулированных в целях этих публичных органов власти.

Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой — играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физического или юридического лица.

Кроме этого, административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план.

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.

Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административнопроцессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых,могут быть выделены в отдельную отрасль права.

Особенности административного процесса. Административный процесс в основном базируется на юрисдикционной (подведомственной) основе, однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в регулировании отношений в сфере государственно-управленческой деятельности. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга.

Они имеют следующие сходные черты:

1) в основном внесудебный характер  разрешения индивидуальных административных дел;

2) индивидуальность решения этих  дел;

3) регламентируются, как правило, одним  нормативным правовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих, координационных и иных функций. Поэтому административно-процедурные аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления основывается на принципах административного процесса и нормах, определяющих процессуальные права и обязанности участников отношений (применительно к стадиям процесса).

Особое значение при реализации административного процесса имеют принципы деятельности.

Принцип — основополагающая идея, опирающаяся на объективные закономерности.

К основным принципам административного процесса следует отнести:

1) законность;

2) равенство сторон перед законом;

3) объективность;

4) гласность;

5) открытость;

6) ведение дел на национальном  языке;

7) право пользоваться услугами  адвоката;

8) экономичность процесса;

9) ответственность должностных  лиц за правильность разрешения  дел;

10) право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административное производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено в определенной последовательности стадий. Каждая из этих стадий имеет свое процессуальное назначение.

 

 

§ 2 Стадии административного процесса и их характеристика

Административное производство включает несколько стадий административного процесса.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, осуществления их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и выражается специальными формами процессуальных документов.

К стадиям административного производства относятся:

1) возбуждение административного  дела;

2) его расследование и направление  материалов по подведомственности;

3) рассмотрение дела компетентным  и уполномоченным органом (должностным лицом) и принятие постановления;

4) обжалование или опротестование  постановления, его пересмотр (является факультативной стадией);

5) обязательное исполнение постановления, вынесенного по административному  делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП) оформляется протоколом об административном правонарушении.

Возбуждение дела по юридическому значению является и процессуальным действием, и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Возбуждение административного дела возможно как по инициативе уполномоченного органа (лица), так и гражданина (например, подача жалобы).

В случае если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и других осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие больших временных затрат, проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства.

Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол. На этой стадии определяются и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в частности: административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении — основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Содержание этой стадии детально раскрывается в главе 29 КоАП.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки их рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Рассмотрев дело, орган или должностное лицо выносит либо постановление о наложении административного наказания, либо постановление о прекращении дела производством.

Принятое постановления является индивидуальным актом управления.

Как правило, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно и в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

В главе 30 КоАП рассматривается порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в 10-дневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

В разделе V КоАП регламентируется порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Его соблюдение является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю. Исполнение постановлений осуществляют различные органы, указанные в законодательстве.

Производства по делам об административных правонарушениях различаются в зависимости от меры налагаемого административного наказания.

В процессе управления возникает много споров и конфликтов между сторонами административно-правовых отношений. Поэтому актуальна задача разработки нормативного порядка урегулирования разногласий и разрешения споров между различными структурами исполнительной власти и другими субъектами административного права.

Весьма актуальна проблема о формировании органов административной юстиции. В соответствии с частью 2 ст. 118 Конституции  России судебная власть реализуется и в форме административного судопроизводства, что неоднозначно с точки зрения административного процесса, который находится вне сферы административного судопроизводства. Должна быть практически решена проблема независимого суда в рассмотрении управленческих споров и конфликтов.

Однако еще не принят Федеральный закон «Об административных процедурах». И судьи по-прежнему при рассмотрении жалоб, касающихся управленческих споров и конфликтов, рассматривают их на основании Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК), нормы которого в силу равенства субъектов гражданско-правовых отношений не могут обеспечить на достаточном уровне разрешение управленческих споров и конфликтов, обладающих иной природой, — публичных властеотношений.

Информация о работе Административный процесс: понятие, содержание, принципы и виды производств