Административный процесс: понятие, содержание, принципы и виды производств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:06, лекция

Краткое описание

Административно-процессуальные нормы не только помогают реализовать материальные нормы, но и главным образом обеспечивают защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Административный процесс — урегулированный законом порядок, последовательность действий и операций, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата, при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

K_teme__8-9_Adm_protsess_i_adm_proizvodstvo.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

Тема № 9.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

§ 1 Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях обеспечивает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Целью административного производства является своевременное полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления. Именно в процессе административного производства обеспечивается защита прав и законных интересов граждан.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях органами, их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется разделом IV КоАП.

Законодательством дан исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП).

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях)

1) отсутствие события административного  правонарушения;

2) отсутствие состава административного  правонарушения, в том числе недостижение  физическим лицом на момент  совершения противоправных действий (бездействия) возраста (16 лет), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии  крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если  такой акт устраняет применение  административного наказания;

5) отмена закона, установившего  административную ответственность;

6) истечение сроков давности  привлечения к административной  ответственности;

7) наличие по одному и тому  же факту совершения противоправных  действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в  отношении которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

В целях обеспечения законности административного производства по делам об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

— приносить протест на постановления по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами раздела IV КоАП.

Основной целью административного производства является своевременное полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

§ 2 Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств исчерпывающе определены законодательством об административных правонарушениях и способствуют эффективной реализации этих материальных норм, а также повышают вероятность обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

Основные виды индивидуальных административных дел предусмотрены законодательством.

Такими индивидуальными административными делами являются:

— дела об административных правонарушениях;

— о дисциплинарных проступках;

— об обращениях граждан;

— о приеме в гражданство Российской Федерации;

— о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

— по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

— связанные с административным надзором;

— арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Эти индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

— производство по делам об административных правонарушениях;

— дисциплинарное производство;

— производство по делам об обращениях граждан;

— по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;

— о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

— по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

— производство, связанное с административным надзором;

— арбитражное производство о спорах в сфере управления и др.

Классическим видом является производство по делам об административных правонарушениях, которое регламентировано рядом нормативных правовых актов.

В законодательстве имеются административно-процессуальные нормы, определяющие правовой статус субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и меры ответственности, налагаемые за нарушения административно-процессуальных норм. Административное производство состоит из ряда последовательных административнопроцессуальных стадий, которые были подробно рассмотрены выше.

Нормы, определяющие общие положения административного производства; участников административного производства; предмет доказывания, доказательства и их оценка; меры обеспечения производства и основные стадии производства регламентированы в разделе IV КоАП. Также некоторые административно-процессуальные нормы имеются в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК), Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и других нормативных правовых актах.

Каждая из сторон административного процесса защищает свой законный, по ее мнению, интерес, свое право, оспариваемое или нарушенное другой стороной. При этом каждая сторона обладает своими определенными процессуальными правами и обязанностями. Однако характер и содержание прав и обязанностей, а также их объем различный, как и правовое положение участников этого процесса. Все это зависит прежде всего от материальной нормы, применяемой в конкретном случае, и особенностей конкретного административного процесса.

При этом одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия (делегированные государством функции), имеющие государственно-властный характер, второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, осуществляющие свои правомочия, т.е. право требовать от первых признания, соблюдения и защиты их прав и законных интересов.

Уполномоченные должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, составлять различные правовые документы, протоколы, принимать постановления, отменять или изменять их, исполнять постановления и др. При этом они выступают в двух качествах: как сторона, разрешающая административное дело, и как сторона, охраняющая административно-процессуальными нормами права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, учреждений, организаций.

Если государственный орган не уполномочен рассматривать административное дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает просто как сторона административного процесса.

Другой стороной административного процесса являются подвластные субъекты, защищающие свое предполагаемое (мнимое) право в лице граждан, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также субъекты, участвующие в процессе в качестве третьих лиц (потерпевшие, свидетели, эксперты и др.).

 

Вопросы для самоподготовки

1. Раскройте понятие производства  по делам об административных  правонарушениях.

2. Какие бывают виды индивидуальных  административных дел?

3. Какие бывают виды административных производств? Дайте их характеристику.

 

 


 



Информация о работе Административный процесс: понятие, содержание, принципы и виды производств