Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 10:48, реферат
Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.
В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы. Другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.
Участники административного процесс, их виды.
Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.
В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы. Другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.
В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов в деле их можно разделить на несколько групп:
1. компетентные органы и
2.органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу, отменять и изменять их;
3. органы и должностные лица,
которые исполняют
Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты).
-лицо, привлекаемое к
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ст. 11.4:
- физ. лицо, в отношении которого
ведется административный
- физ. лицо, в отношении которого
ведется административный
При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие лица, привлекаемого к ответственности обязательно: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство общественную нравственность, в общественных местах и др. В случае его уклонения от явки по вызову органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто приводу.
- потерпевший – лицо, которому
административным
-свидетелем по делу об
Свидетелем не может быть:
1 - лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
2 - лицо, которое в силу возраста,
физических либо психических
недостатков не способно
3 - защитник и представитель
потерпевшего, лица, в отношении
которого ведется
4 - священнослужитель – относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.
- законные представители вправе
представлять законные
Законный представитель физического лица не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им участника административного процесса (ст. 4.3).
Защиту прав и законных интересов юридического лица осуществляют их представители, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством РБ, учредительными документами либо доверенностью. Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством РБ, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности (ст. 4.4).
- защитник и представитель
Защитник оказывает юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, а представитель – потерпевшему, а также индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется административный процесс. В качестве защитника могут выступать адвокаты, причем полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. В качестве представителя потерпевшего и индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс, могут участвовать адвокаты и другие лица, которым они доверили представлять свои интересы.
Защитник и представитель обязаны представлять документы, подтверждающие их полномочия; являться по вызовам для защиты интересов представляемого лица, подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс (ст. 4.5).
Эксперт назначается органом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий, давать заключения, подавать жалобы на действие судьи (ст. 4.7).
Переводчик назначается органом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Он обязан явиться по вызову органа и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
Имеет право знакомиться с материалами дела, подавать жалобы. Обязан отказать от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода; удостоверить правильность перевода своей подписью.
Понятой – не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результата в случаях, установленных Кодексом (ст. 4.10)
Потерпевшим, свидетелям, экспертам, понятым и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган. Лицам, не являющимся рабочими и служащими, выплачивается вознаграждение за отрыв их от обычных занятий.
Рассмотрение дела и его подстадии.
Рассмотрение дела – наиболее важная стадия административного процесса, так как её задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения.
На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:
Ø устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
Ø выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
Ø истребуют необходимые дополнительные материалы;
Ø извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
Статья 11.2 ПИКоАП РБ устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет 15 дней со дня получения судьёй, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее 48 часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.
Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:
1) при назначении экспертизы
– на срок проведения
2) при утрате физическим лицом
дееспособности – до
3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования); дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведётся процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учёта транспорта).
Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращают дело органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.
Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, направляет дело об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, если будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к их компетенции.
При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:
Ø физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
Ø физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.
Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствуют физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.
Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.
Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица, ведущего административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Председательствующий на заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении кого ведется административный процесс, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.
Председательствующий коллегиального органа или судья обязаны выяснить:
Ø было ли совершено административное правонарушение;
Ø виновно ли данное физическое лицо в его совершении;
Ø подлежит ли физическое лицо административной ответственности;
Ø имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
Ø причинен ли вред административным правонарушением;
Ø виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;
Ø подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;
Ø иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведётся процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направленные на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.
Информация о работе Участники административного процесс, их виды