Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 08:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие и виды административного процесса.
Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и основные черты административного процесса
2. Определить основные виды административного процесса и дать им характеристику
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и основные черты административного
процесса…………………………………………………………………..5
2. Основные виды административного процесса………………….9
2.1. Административные процедуры………………………………………9
2.2. Административная юстиция………………………………………...16
2.3.Административная юрисдикция …………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………
1.
Понятие и основные черты
процесса…………………………………………
2. Основные виды административного процесса………………….9
2.1. Административные процедуры………………………………………9
2.2.
Административная юстиция………………
2.3.Административная юрисдикция …………………………………….24
Заключение……………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….29
Введение
Развитие административного процесса в современной России неразрывно связано с процессом демократизации общественно-экономического строя, продвижением государственно-правовых институтов и к идеям и требованиям правового государства. Как известно, Конституция РФ провозгласила, что Россия – демократическое правовое государство (ст. 1), что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2), что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Идем и требования Конституции получают свое развитие и реализацию в правовых институтах. Одним из них является административно-процессуальное законодательство, задача которого – обеспечить эффективное регулирование порядка реализации административно-правовых норм органами публичной власти, в первую очередь органами исполнительной власти.
Административный
процесс – понятие сравнительно
новое для российского
Следует отметить, что в последние десятилетия в научной литературе по административному праву высказано немало идей и предложений, касающихся содержания, видов и принципов административного процесса. Так, проблемам административного процесса значительное внимание уделили такие ученые, как Старилов Ю.Н., Сорокин В.Д., Панова И.В., Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М., Попов Л.Л. , Николаева Л.А., Хаманева Н.Ю. и др.
Однако,
несмотря на различные подходы к
понятию и видам
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие и виды административного процесса.
Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и основные черты административного процесса
2.
Определить основные виды
Указанная
цель и задачи имеют необходимостью
использование различных
1.
Понятие и основные черты административного
процесса
В юридической литературе сложились два основных научных подхода к оценке понятия административного процесса. Одни рассматривают административный процесс в узком смысле, исключительно как деятельность юрисдикционную, другие вкладывают в него более широкий смысл.
Так, Г. И. Петров отмечает, что административный процесс в широком смысле — это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. Административный процесс в узком смысле — это процесс деятельности органов государственного управления по рассмотрению индивидуальных дел, относящихся к их компетенции1.
Развивая
это суждение, Ю. М. Козлов рассматривает
административный процесс как в широком
(правоустановительном и правоприменительном),
так и в узком (юрисдикционном), или собственном
смысле. И процесс как административно-процессуальную
деятельность понимает в двух вариантах:
1) административно-процедурном; 2) административно-юрисдикционном
Сходство обоих вариантов состоит в том, что они, как правило, осуществляются органами исполнительной власти, а не судом, и рассматриваемые дела носят индивидуальный характер.
Вместе с тем Ю. М. Козлов проводит существенные разграничения между ними по следующим основаниям.
Во-первых,
нельзя рассматривать многие действия
органов исполнительной власти как
административно-
Во-вторых,
при административно-
В-третьих,
в обоих вариантах
В-четвертых, административная юрисдикция предполагает применение к виновной стороне деликта различных мер государственного принуждения: предупредительных, пресечения и взыскания, т. е. привлечения нарушителя к административной или иной ответственности. При осуществлении административных процедур могут применяться меры предупредительного характера или пресечения, за исключением мер юридической ответственности.
В-пятых,
административно-процедурная
Л.А. Николаева и А.К. Соловьева основное внимание уделяли проблеме административного судопроизводства, рассматривая его как основной вид административного процесса1.
И.В. Панова, так же как В.Д. Сорокин, рассматривает многочисленные административно-процесуальные производства как самостоятельные виды административного процесса2.
Проблемам административного процесса значительное внимание уделяет Ю.Н. Старилов. Правда, в последнее время профессор Старилов, уточняя свои взгляды на административный процесс, пришел к выводу, что его следует рассматривать только как правосудие по административным делам, как правозащитный административный процесс3. Критику его позиции дал профессор Д.Н. Бахрах4.
В конечном счете, все авторы, несмотря на разнообразие в подходах к содержанию и видам административного процесса, сходятся в определении основных параметров административного правоприменительного процесса. Это:
1) особый
вид процессуальной деятельности органов
публичной
власти (преимущественно органов исполнительной
власти) и судов
(административное судопроизводство —
специфическая деятельность
судов);
При помощи административно-
Таким образом, административный процесс является правоприменительным и правореализующим процессом в отношениях между субъектами публичной власти и субъектами, такой властью не обладающими, но находящимися под защитой государства и его органов, обязанных обеспечивать защиту прав и законных интересов таких субъектов в публичных отношениях.
Учитывая
вышеизложенное, целесообразно выделить
три основных вида административного
процесса: административные процедуры,
административную юрисдикцию, административную
юстицию, которые и будут рассмотрены
в следующей главе работы
2. Основные виды административного процесса
2.1. Административные процедуры
Административные процедуры — установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций.
Административно-правовые процедуры пока не имеют общего правового основания в виде рамочного федерального закона.
Порядок рассмотрения индивидуальных дел органами исполнительной власти и уполномоченными государственными учреждениями урегулирован в некоторых законодательных актах, определяющих право граждан Российской Федерации на свободное передвижение, выбор места проживания и места жительства на территории Российской Федерации, порядок выезда из России и въезда в страну; порядок регистрации актов гражданского состояния, социальную поддержку отдельных категорий населения, пенсионное обеспечение и др.
В сфере экономики определенные административные процедуры предусмотрены законодательством о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, лицензировании отдельных видов деятельности, технических регламентах, приватизации жилых помещений, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В
административной сфере определенные
процедуры установлены
Информация о работе Понятие и виды административного процесса