Понятие и виды административного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие и виды административного процесса.

Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и основные черты административного процесса

2. Определить основные виды административного процесса и дать им характеристику

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и основные черты административного

процесса…………………………………………………………………..5

2. Основные виды административного процесса………………….9

2.1. Административные процедуры………………………………………9

2.2. Административная юстиция………………………………………...16

2.3.Административная юрисдикция …………………………………….24

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………….29

Файлы: 1 файл

административный процесс 1.doc

— 142.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение……………………………………………………………………3

      1. Понятие и основные черты административного 

      процесса…………………………………………………………………..5

      2.  Основные виды административного процесса………………….9

          2.1. Административные процедуры………………………………………9

      2.2. Административная юстиция………………………………………...16

      2.3.Административная  юрисдикция …………………………………….24

      Заключение………………………………………………………………..27

      Список  использованной литературы…………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Развитие  административного процесса в современной  России неразрывно связано с процессом  демократизации общественно-экономического строя, продвижением государственно-правовых институтов и к идеям и требованиям правового государства. Как известно, Конституция РФ провозгласила,  что Россия – демократическое правовое государство (ст. 1), что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2), что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

      Идем  и требования Конституции получают свое развитие и реализацию в правовых институтах. Одним из них является административно-процессуальное законодательство, задача которого – обеспечить эффективное регулирование порядка реализации административно-правовых норм органами публичной власти, в первую очередь органами исполнительной власти.   

      Административный  процесс – понятие сравнительно новое для российского правоведения. Теоретические разработки его важнейших аспектов начались у нас в стране в 60-х гг., хотя нескорые принципиальные положения были высказаны значительно раньше. Многие стороны административного процесса исследованы еще недостаточно полно.

      Следует отметить, что в последние десятилетия в научной литературе по административному праву высказано немало идей и предложений, касающихся содержания, видов и принципов административного процесса.  Так, проблемам административного процесса значительное внимание уделили такие ученые, как Старилов Ю.Н., Сорокин В.Д., Панова И.В., Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М., Попов Л.Л. , Николаева Л.А., Хаманева  Н.Ю. и др.

      Однако, несмотря на различные подходы к  понятию и видам административного  процесса, выделяют общепризнанную характеристику административного процесса как самостоятельного вида административного процесса.

      Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  понятие и виды административного  процесса.

      Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:

      1. Рассмотреть  понятие и основные черты административного процесса

      2. Определить основные виды административного  процесса и дать им характеристику

      Указанная цель и задачи имеют необходимостью использование различных источников: нормативно-правовых актов, учебной  литературы, периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и основные черты административного процесса  

      В юридической литературе сложились два основных научных подхода к оценке понятия административного процесса. Одни рассматривают административный процесс в узком смысле, исключительно как деятельность юрисдикционную, другие вкладывают в него более широкий смысл.

      Так, Г. И. Петров отмечает, что административный процесс в широком смысле — это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. Административный процесс в узком смысле — это процесс деятельности органов государственного управления по рассмотрению индивидуальных дел, относящихся к их компетенции1.

      Развивая  это суждение, Ю. М. Козлов рассматривает  административный процесс как в широком (правоустановительном и правоприменительном), так и в узком (юрисдикционном), или собственном смысле. И процесс как административно-процессуальную деятельность понимает в двух вариантах: 1) административно-процедурном; 2) административно-юрисдикционном2.

      Сходство  обоих вариантов состоит в  том, что они, как правило, осуществляются органами исполнительной власти, а  не судом, и рассматриваемые дела носят индивидуальный характер.

      Вместе  с тем Ю. М. Козлов проводит существенные разграничения между ними по следующим основаниям.

      Во-первых, нельзя рассматривать многие действия органов исполнительной власти как административно-юрисдикционные, если их предмет не содержит конкретного административно-правового спора. Например, рассмотрение заявлений о регистрации общественного объединения, о выдаче лицензий на занятие индивидуальной деятельностью и т. д. Такого рода регистрационные, разрешительные, поощрительные и иные действия следует рассматривать как административно-процедурные.

      Во-вторых, при административно-юрисдикционной деятельности обязательно предполагается правовая оценка поведения участников административно-правового спора  для правильного его разрешения. При административно-процедурной  деятельности правовая оценка является лишь условием удовлетворения соответствующих заявлений и ходатайств (проверка и оценка представленных документов для выдачи лицензии).

      В-третьих, в обоих вариантах рассматриваются  индивидуальные административные дела, но различные по своему характеру. Как было уже сказано, в административно-процедурной деятельности отсутствует предмет спора, являющийся основой для административно-юрисдикционной деятельности, т. е. для рассмотрения индивидуального дела. Если же рассматривать работу со служебной документацией в органе исполнительной власти как административную процедуру, то индивидуальные дела здесь могут вообще отсутствовать.

      В-четвертых, административная юрисдикция предполагает применение к виновной стороне деликта различных мер государственного принуждения: предупредительных, пресечения и взыскания, т. е. привлечения нарушителя к административной или иной ответственности. При осуществлении административных процедур могут применяться меры предупредительного характера или пресечения, за исключением мер юридической ответственности.

      В-пятых, административно-процедурная деятельность отличается меньшей сложностью при  ее осуществлении и поэтому не требует детальной регламентации, что характерно для процессуальной деятельности, когда при разрешении административно-правового спора орган (должностное лицо) должен строго руководствоваться установленными законом правилами (не только рассмотреть заявление, но и выслушать свидетелей, других участников процесса, оценить доказательства и т.д.).

      Л.А. Николаева и А.К. Соловьева основное внимание уделяли проблеме административного судопроизводства, рассматривая его как основной вид административного процесса1.

      И.В. Панова, так же как В.Д. Сорокин, рассматривает  многочисленные административно-процесуальные производства как самостоятельные виды административного процесса2.

      Проблемам административного процесса значительное внимание уделяет  Ю.Н. Старилов. Правда, в последнее время профессор  Старилов, уточняя свои взгляды на административный процесс,  пришел к выводу, что его следует рассматривать только как правосудие по административным делам, как правозащитный административный процесс3. Критику его позиции дал профессор Д.Н. Бахрах4.

      В конечном счете, все авторы, несмотря на разнообразие в подходах к содержанию и видам административного процесса, сходятся в определении основных параметров административного правоприменительного процесса. Это:

      1) особый вид процессуальной деятельности органов публичной 
власти (преимущественно органов исполнительной власти) и судов 
(административное судопроизводство — специфическая деятельность 
судов);

  1. совокупность последовательно совершаемых юридических действий по реализации норм материального права, защищаемых методами административного права;
  2. юридически властная деятельность, регулируемая административно-процессуальными правовыми нормами;
  3. правоприменительный процесс, состоящий из обособленных 
    производств, причем каждая стадия производства включает юридические действия, направленные на достижение определенных юридических результатов1.

         При помощи административно-процессуальных  действий субъекты административно-правовых  и некоторых иных правоотношений  реализуют свою административную дееспособность, защищают свои права и законные интересы.

      Таким образом, административный процесс  является правоприменительным и правореализующим процессом в отношениях между субъектами публичной власти и субъектами, такой властью не обладающими, но находящимися под защитой государства и его органов, обязанных обеспечивать защиту прав и законных интересов таких субъектов в публичных отношениях.

      Учитывая  вышеизложенное, целесообразно выделить три основных вида административного процесса: административные процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию, которые и будут рассмотрены в следующей главе работы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Основные виды административного процесса

                       2.1. Административные процедуры

      Административные  процедуры — установленные в  нормативном порядке действия органов  исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций.

      Административно-правовые процедуры пока не имеют общего правового  основания в виде рамочного федерального закона.

      Порядок рассмотрения индивидуальных дел органами исполнительной власти и уполномоченными государственными учреждениями урегулирован в некоторых законодательных актах, определяющих право граждан Российской Федерации на свободное передвижение, выбор места проживания и места жительства на территории Российской Федерации, порядок выезда из России и въезда в страну; порядок регистрации актов гражданского состояния, социальную поддержку отдельных категорий населения, пенсионное обеспечение и др.

      В сфере экономики определенные административные процедуры предусмотрены законодательством о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, лицензировании отдельных видов деятельности, технических регламентах, приватизации жилых помещений, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

      В административной сфере определенные процедуры установлены разрешительными режимами (порядок выдачи разрешения на владение, ношение и перевозку оружия и боеприпасов; порядок выдачи удостоверения на право управления автотранспортными средствами, на право охоты, на перевозку отдельных категорий грузов и др.); правилами таможенных режимов, правилами обращения с наркотическими и взрывчатыми веществами; правилами выдачи разрешения на частную охранную и детективную деятельность, правилами паспортной системы, правилами воинского учета и т. п.

Информация о работе Понятие и виды административного процесса